Физик засекреченный
Начнем с 80-х. Мы переехали ,наконец, в свое жилье. Дом, девятиэтажка, стоял на возвышении. и из окон открывался прекрасный вид на горы с заснеженными вершинами, что и определило наш выбор при размене российской квартиры на ташкентскую. Да еще принадлежность дома ташкентскому тракторному заводу подкупала. Район так и назывался ТТЗ и состоял из ТТЗ-1,2,3,4. Целый микрорайон, жители которого были привязаны к заводу тем или иным способом. Жили как большая семья. Дети могли гулять допоздна ( в таком жарком климате начинаешь дышать только вечером) и были на виду у соседей. Все друг друга знали, что немаловажно, когда в семье подрастает два мальчика.
Но, не все было так благополучно с домом, как показалось на первый взгляд. Дом был построен на захоронениях. Нам об этом рассказали старожилы из частного сектора поблизости. Энергетика в доме была тяжелая: народ попивал. Мы тоже жили нервно , в каком- то противостоянии друг другу. Над нами, через этаж жила одна особа с двумя детьми: мальчиком и девочкой. Когда-то красивая женщина совсем спилась и опустилась. Любительница мужчин, она обходила все квартиры, где могла выудить под любым предлогом какого-нибудь симпатягу и раздавить с ним бутылочку. Получив удар табуреткой по голове от одной беременной жены ( гормоны - великая вещь) такого претендента, она все равно не успокоилась. Об этом мне рассказала баба Настя.
Баба Настя - особенный человек в нашем доме. Она знала все обо всех и знала не злорадно, а действенно. То есть, ее знания шли во благо. Народ в основном был приезжий ,молодой еще и многодетный. И опыт пожилой женщины оказался кстати. Я помню, как она у себя в огороде (огородами называли участки земли, что были закреплены за жителями первых этажей) организовывала детей на чаепитие. Сама напечет, всех соберет, от детей только требовались художественные номера.
И вот, как-то стоят женщины во дворе во главе с бабой Настей, и обсуждают очередную выходку этой гулящей, и задаются вопросом: а почему она к вам, Оля, не заходит? Соль, спички, сигареты спросить по-соседски так сказать, такого видного парня пропускает? Где он, кстати, работает? Видно, вопрос назрел: все впились в меня глазами. " Да, физик он, засекреченный",- отшутилась я.
Так мы и жили. Соседи работали на ТТЗ, а из нас никто напрямую к заводу не относился, и на все вопросы о муже, я так и отвечала, пока от меня не отстали.
Надя-соседка продолжала спиваться, по ночам из ее окон , а окна никто не закрывал из-за жары, неслась брань.
Один раз ее дочка лет 8 с криками выскочила на улицу: кто-то из "гостей" ее сильно травмировал...И пока в квартирах просыпались от шума, баба Настя уже ругалась во дворе. Милицию соседи давно перестали вызывать. так как те приезжали и оставались у этой самой Нади, а потом выходили довольные и подвыпившие. Поэтому милицию вызывать не стали. а просто девочку до утра взял к себе кто-то из соседей.
На следующий день выяснилось, что баба Настя уже проделала определенную работу задолго до этого случая. Она списалась с родственниками девочки, ее бабушкой и дедушкой со стороны отца ( сам отец сидел в тюрьме, посаженный своей женой. которая и пырнула его ножом по пьянке, но вышла сухой из воды, как ей всегда удавалось), те были согласны взять опеку над внучкой, а так же профсоюз завода обещал содействие. В общем нужно было собирать бумаги и подписи жильцов дома. Я взялась помочь с подписями, так как была в декретном отпуске. Дело через месяц благополучно уладилось. Это был 1985 год.
А теперь конец 90-х. Ночь. Читаю мужу вслух очередной рассказ Шукшина " Микроскоп". Мы, когда дети уснут, иногда забирались на тапчан, построенный прямо на балконе, там можно было похохотать , не нарушив их сна. Читаю : " И что ты светишься как голый зад при Луне?" Это спрашивает Зоя, увидев своего мужа на пороге. Столяр Ерин на отложенные ею деньги 120 руб. купил втайне микроскоп. И вот не зная, как подступиться к главной теме, Ерин лежа в кровати, спрашивает жену: "Зой, а ты с ученым спала?" Наши оконные стекла задребезжали от хохота. Ночью все кажется смешным, а тут такое..
Шукшин и Высоцкий очень часто примиряли наши непростые характеры. Наряду с другой музыкой часто слушали Высоцкого. Когда мне приходилось месяцами жить вдали от мужа, ставила его " Протопи, ты, мне баньку по-черному". Почему именно "баньку"? Не знаю. Видимо, энергетика этой песни такова, что брались еще силы потерпеть одиночество. А муж в свои командировки (Минск, Москва ) неизменно брал то один, то другой сборник рассказов Шукшина, виртуозно украденных мною из его районной библиотеки, куда я подложила потом четыре свои личные книги, чтобы совесть не мучила.
И вот. нахохотавшись, теперь о серьезном. Зашел разговор в который раз о переезде. Уже многих проводили: кого в США, кого в Польшу, Россию, Израйль, Германию, Грецию.. Город-то многонациональный. Муж и говорит: "Я теперь выездной".
- ???
- Могу ехать, куда пожелаешь.. Я (так робко ): "А, что не был?"
И тут он рассказал, что на 20 лет была подписка, что работа его была связана не только с мирным космосом, а и с ПРО как противовес американской.. и т.д.
Если б можно было упасть на пол, то б упала, а то тапчан, впритык стенам.
Выходит, не врала я бабе Насте и остальным. Как есть -физик засекреченный.
Здоровья тебе, физик!
Свидетельство о публикации №222020901777