Ржев 2019

Предлагаю вашему вниманию обзор российского военного фильма «Ржев», снятого в 2019 году. Фильм рассказывает об одном из эпизодов Великой Отечественной войны, боевых действиях на Ржевско-Вяземском плацдарме. В центре повествования рота советских солдат, отбивших захваченную немцами деревню в районе Ржева в Тверской области. После боя за село Овсянниково от роты советских солдат осталась только треть. Бойцы пытаются продержаться до прихода подкрепления. Но из штаба поступает приказ удержать деревню любой ценой. Значит, отступать нельзя… Каждый из героев понимает, что выбраться живыми из этого переплёта почти невозможно. В этот момент в Овсянниково, едва не погибнув под вражеским обстрелом, прибывает младший лейтенант — начальник особого отдела, который должен найти и разоблачить предателей среди своих. Лейтенант уверен, что только так можно приблизить победу.
Начнём с хорошего. В плане постановки боевых сцен, особенно в начале фильма, создатели фильма демонстрируют жестокую, кровавую правду о войне. Бои получились очень реалистичными. Другое дело, что в фильме нет масштабности, ведь в нём речь идёт только о локальном эпизоде боёв в начале 1942 года. Действие фильма происходит только в деревне Овсянниково и её ближайших окрестностях. Сам город Ржев не показан и не разу не упомянут. Поэтому не особо понятно, почему фильм так назван. Так же в картине показаны взаимоотношения и переживания простых советских военных, оказавшихся на самой передовой, много раз видевших кровь и смерть, для которых тяготы войны успели стать чем-то обыденным. Это мужчины разных национальностей и социальных слоёв, объединённые общей лютою судьбой, так или иначе готовые к своей участи. Среди них и беглый уголовник. И бывший профессор философии, вынужденный скрывать своё дореволюционное прошлое и работать колхозным счетоводом.
Однако, есть в фильме моменты, вызывающие, по меньшей мере, недоумение. В первую очередь слишком карикатурно показаны политрук и особист. Особенно последний, который, вместо того, чтобы воодушевить и мотивировать красноармейцев продержаться до подхода основных сил, как-то их психологически поддержать, начинает пугать их и грозиться расстрелять по малейшему поводу. В реальности даже самый отбитый на почве идеологии особист или комиссар вёл себя куда более человечно, понимая, что перед лицом почти неизбежной смерти необходима сплочённость и взаимное доверие. Те же немецкие листовки, сброшенные с самолёта, можно использовать как туалетную бумагу. И повсеместно использовали. Красноармейцам было хорошо известно, как немцы издеваются над пленными. Потому покупаться на лживые посулы о сытой жизни для добровольно сдавшихся в плен - дураков было немного. Ну и, разумеется, выглядят неразумными действия советского фронтового командования, не обеспечивших атакующий деревню отряд артиллерией и миномётами. Да и сами красноармейцы, проворонившие вражескую контратаку и быстро покинувшие село при первом же ночном миномётном обстреле. Впрочем, всё это можно списать на неразбериху и несогласованность в условиях военных действий. По-видимому, просто потеряли надежду, что штаб пришлёт подкрепление. Вместе с тем, Овсенниково можно было удержать, если бы солдаты и офицеры не собачились между собой, а зарылись в землю, заняли круговую оборону и оборонялись до последнего.
В общем фильм вышел неоднозначный, спорный, и, хоть в нём и были некоторые положительные моменты, его судьба – затеряться среди многих подобных ему российских фильмов о ВОВ, снятых в 21 веке.


Рецензии