Степной странник Гл 17 Продолжение следует

Опять всё становится на круги своя.
Вернувшись из поездок, продолжаем ходить на огород с бабушкой, я много читаю, играю, встречаю и провожаю поезда. На улицах с обеих сторон частный сектор, живут пенсионеры и детей нет. Приходят иногда к дедушкам, бабушкам в гости, но на пару часов, поэтому друзей-приятелей у меня нет. Школа,куда я должен буду ходить, находится далеко, в старой части города. Но через железную дорогу, в недавно построенном новом районе, то - же есть школа и мама договаривается что-бы меня взяли туда. Там я и проучусь все десять классов. Однажды ранней весной, когда я как обычно встречал поезда, ко мне подошёл мальчик постарше и спросил здесь ли я живу. Да, здесь.
А он оказывается дальше по улице.
Зовут его Валера, как моего троюродного брата и он так-же старше меня на три года. Так у меня на короткое время появился друг. Он учился как раз в той школе, куда должен бы ходить и я. Уже в третьем классе. Я конечно для него ещё мал, но за неимением лучшего и отсутствия других детей на улице, сойду и я в друзья. Живёт он один с мамой, папы нет, но как положено в этом возрасте по легенде папа полярный лётчик, глубоководный подводник или вообще тайный разведчик. Ну и замечательно!
Мама его работает на железной дороге, так что дом и сад в нашем распоряжении. Бабушка знает что у меня появился друг, видела его и отпускает меня к нему без всяких лишних вопросов. И мне открываются возможности ещё более изучить близлежащие окрестности. Тем более Валера везде уже бывал и много знает. Первым делом мы отправляемся вдоль полотна железной дороги до Кубани к старому пешеходном мосту.
Кубань в этом месте сливается с рекой Большой Зеленчук. Рядом охраняемый железнодорожный мост. С карабинами, в плащах, всё серьёзно. Туда ходить нельзя. По обоим сторонам реки оставшиеся от войны доты, утопленные глубоко в земле и на пригорке перевёрнутый бетонные колпаки огневых точек. Мы обходим всё, полдня тратим чтобы обследовать и побывать в каждом. Усталые, довольные, возвращаемся домой. Дома меня так и подмывает рассказать где я был и что видел, но нужно молчать, а то мне нарисуют на заднице такие доты что не обрадуешся. В один из майских дней решаем побывать на горе, расположенной рядом с городом, на которой расположена телевышка и рядом строится вторая. Готовимся несколько дней. Мои родители на работе, бабушка меня отпустит "к Валере", ну а ему и спрашивать не надо, сам себе хозяин. А для школы он справку возьмёт у врача. Недалеко, перед вокзалом, железнодорожная поликлиника, там есть детский врач. Пойдёт, да возьмёт, его там все знают. Отпросившись у бабушки, беру маленькую холщовую сумочку, рюкзачёк, куда быстро ложу бутылку с минералкой, кусок батона и кусок колбасы. Сборы закончены. Из за кустов раздаётся тихий свист. Ага, меня уже ждут. Говорю бабушке, пока и выбегаю со двора. Садимся на автобус, ну всё, поехали. Автобус довезёт нас до новостроек у подножья горы, ну а дальше пешком. Валера показывает мне красиво сделанный деревянный пистолет, обмотанный синей изолентой. Он стреляет так называемым "шпульками". Это нарубленные, согнутые куски аллюминиевой проволки. Пистолет удобно ложится в руку, сверху толстая резинка"венгерка", но не тонкая, обычная, а какая-то толстая и прочная. Из толстой проволоки выгнута  спусковая пружина вместе со спусковым крючком. Отводишь её назад, натягивается резинка, вставляется "шпулька", нажимается курок. Шпулька вылетает. Попадёт точно в глаз, и глаз может выбить. Попадёт голубю в голову, падает как подкошеный. А если человеку по голой руке или ноге, то синяк и кровопдотёк обеспечен. Для нашего возраста очень серьёзное оружие. Если чужие пацаны начнут приставать, то можно и выстрелить. Никому попадать под выстрел неохота. А старшеклассники"старшаки" на нас и внимания не обращают. У них другие уже заботы, и мы для них вообще мелочь пузатая. Я восхищён но спрашиваю:"Ух ты! Где взял?" "Сам сделал." - с серьёзным лицом отвечает Валера. Потом, чуть помолчав":Ну, дядя чуть помог." Да, конечно, сам. Дядя сделал его. Тот рукастый мужик, всё у него в руках спорится, и по металлу, и по дереву, и варить умеет. Но ничего не говорю.
Ладно, помогал, так помогал. Хотя кто делал, а кто рядом стоял, ясно.
Автобус подъезжает на нужную нам остановку. Вот она Гора! Совсем рядом. Оказывается она идёт не сплошным уступом, а состоит из нескольких гряд и высоких холмов, постепенно повышающихся и идущих терассами. Да это и лучше, удобней подниматься. Идём между этих гряд, там где более пологие места. Май месяц, тепло, солнышко, нет той летней удушающей жары. Трава ещё вся зелёная, степной разноцвет уже пошёл, всё покрыто будто зелёным ковром с разноцветными пятнами и точками. Голубыми, сиреневыми, жёлтыми. Ну и конечно жаворонки вверху. Они всегда в степи, когда тёплые месяцы. Вот и верхняя лесополоса. Проходим сквозь неё и выходим прямо к телевизионной вышке. Но посмотрев издалека, к вышке не идём. Она огорожена, внизу домик для персонала, но могут быть собаки. Хотя сейчас день и они закрыты в будках,что-бы зря не лаяли на всех, кто прийдёт. Мы держим путь к обрыву, который справа Огромный пласт почвы с травой съехал вниз, метров на пятьдесят, обнажив весь срез материала из которого и состоит сама гора. Сверху чернозём, светлые коричневые глины, гравий с серым песком и в самом низу толстый слой закаменевшей серо-жёлтой глины. Она твёрдая и сразу не поймёшь что это, камень или спрессованная под давлением глина. Обрыв не отвесный, даже если и поедешь вниз, ничего страшного. Съедешь и обратно поднимешься.Мне интересно что там есть. Говорят какие-то ракушки из мелового моря,которое было тут раньше. Да и  Валера сказал то же самое. Спросил он у учителя по природоведению почему ракушки, и на горе. А тот ответил:"От мелового моря остались." На то момент мне это меловое море представлялось таким большим бело-голубым. Как будто бабушка в раствор с известью добавила синьки для побелки дома.
Вот и море такое, одним словом, меловое. Сняв свой мешочек, я спускаюсь по обрыву,буду искать ракушки. А мой друг достаёт пистолет, набивает карманы шпульками и идёт как он говорит "на охоту". Тут всякой живности полно мелкой и перепёлки степные бегают в траве и зайцы, вот он сейчас и настреляет. А потом пожарим и будем делать обед как индейцы. Но меня охота не привлекает, мне хочется побольше ракушек найти. На том и расстаёмся на время. Но отсюда я не должен уходить и ждать его, а он вернётся с добычей. Начинаю острой палкой раскапывать склон. Вначале ничего нет. Но чуть глубже замечаю одну, вторую, третью ракушку. Ого! Сколько их много. Потихоньку не торопясь собираю. Главное вниз по склону не съехать, а то карабкайся наверх потом. Ракушки все белого цвета, окаменевшие с неровными краями.
Есть почти плоские с продольными бороздками, это одна створка раковины, есть маленькие, фигурно закрученые, как амфоры. Последних, маленьких много. И есть редко попадающиеся большие, похожие на панцирь наших улиток. Потом мы всё это богатство честно поделим с моим другом.Не замечаю времени, радуюсь находкам, собираю, выдуваю, чищу.
Добычу в мешочек. Но через пару часов устаю. Достаточно набрал, даже много, почти полмешочка. Подымаюсь наверх, свесив ноги сижу отдыхаю.
Да и перекусить не мешает. Сижу жую, смотрю вниз на далёкий пруд с рыбаками, плоскогорье с "пенсионерскими" огородами, речную пойму с лесом, и раскинувшийся в лёгкой дымке город. Но мысли мои не очень весёлые. Мама сказала что наконец подошла наша очередь на детсад. Да уж. Мне в школу осенью и только очередь подошла. Но прийдётся летние месяцы отходить. Так что прощай моя свобода. Конец путешествиям с бабушкой, конец поездкам на огород,конец прогулкам с моим новым другом. Нужно будет вставать каждое утро, ходить как на работу. Подходит мой друг, раскрасневшийся и возбуждённый. Набегался, стреляя по всем подряд.
Ничего в этот раз не вышло, но в следующий раз, обязательно кого нибудь подстрелит. Он то же берёт свой рюкзачёк и подсаживается ко мне. Сидим отдыхаем. Я говорю ему про мою грусть-печаль по поводу школы. Но он совсем не разделяет моего уныния и покровительственно похлопав по спине, заявляет:"Ну и что? Все в школу ходят. Я уже третий класс заканчиваю. А если мне надоест, беру справку что заболел. И три дня дома. Ты-же, в железнодорожную  поликлинику ходишь.Вот будешь ходить и брать справку. Подумаешь, делов то..."
Это меня успокаивает. Правда, что тут такого. Так и буду делать.
И мы сидим дальше. Две маленькие точки на большой зелёной горе.
А вдали всё так же дымят и плывут мои пароходы по бескрайнему степному морю...


Рецензии