Дом Москвы не устоял в Вильнюсе

Но литовский мэр разрешил русским «забрать свои кирпичики»

Текст статьи в «Литературной газете», № 6, 2022.
Недавно, в ноябре минувшего года («Литературная Газета», №47, 2021), я рассказывал о сносе в Вильнюсе памятника замечательному литовскому писателю и поэту Пятрасу Цвирке. Разрушительный зуд у властей литовской столицы не проходит. Власти огласили в январе решение о сносе Дома Москвы. Это не какая-то рухлядь. Он построен 10 лет назад частной строительной фирмой по Договору между мэриями двух столиц.
Но власти меняются, новые лица иногда плевать хотели на решения предшественников. Нынешний мэр Вильнюса 48-летний Ремигиюс Шимашюс — человек деятельный. Известен как либерал по убеждениям, юрист с американским образованием, сторонник и защитник ЛГБТ-сообщества. Уж о сносах памятников советского периода даже не говорю – это как отче наш.
Сейчас мэр, видимо, особенно спешит. В следующем, 2023 году, будет отмечаться 700-летие столицы Великого княжества Литовского (ВКЛ) — Вильны, теперь Вильнюса. Тогда, в 1323-м, Великий князь Эдимантий (Эдмунд, Гедимин, Гядиминас) в письме купцам немецких городов торгового объединения ГАНЗА пригласил их в Вильну, где правил. Но первое упоминание города славян кривичей Вильны содержится в Воскресенской летописи 1129 года. В ней указано, что из Полоцка, центра удельного княжения Рюриковича Всеслава Брячиславовича, сюда прибыли для правления его сыновья Давид и Мовкольд. Но этот факт явно не подходит для укрепления национальной литовской идентичности. И  в  целом многое из истории или забывается, или подаётся в искажённом, но нужном властям свете.
А ведь стоит напомнить, что великие литовские князья были православными и говорили на старорусском языке. Внутренние государственные документы писались на кириллице, в том числе три Литовских Статута – конституция того времени. Люди именовались «литвинами» от названия местности Литва вокруг крепости Новогрудок. Именно откуда проистекало государево правление сюда во времена Ярослава Мудрого, ходившего на эти земли в 1038-44 годах. Вторгшиеся во второй четверти ХIII века на восточные земли древнерусских княжеств орды Батыя застряли среди чащоб и болот, не дойдя до Новогрудка. Это усилило влияние здешних князей.
Они (как нередко бывает) гнались за престижем и привилегиями, которые мог дать король из Кракова. В это же время силы восточно-русских великих князей уходили на сопротивление татаро-монгольскому нашествию. В крае постепенно нарастали проникновение католицизма и полонизация. И вот — апогей: сначала в Люблине в 1569 году на объединённом Сейме польской шляхты и литовских бояр образована Речь Посполитая (аббревиатура польского выражения – «Вещь народов Польши и Литвы»), а в довершение в 1596 году в Бресте (Литовском) подписывается Уния (союз), подчинившая Ватикану православную церковь на территории ВКЛ. И опять удача полонизаторов:  православный патриарх московский Иов (1589-1605) был поглощён борьбой за сохранение православной московской государственности. Однако после третьего раздела Речи Посполитой в 1795 году территория ВКЛ вернулась в лоно российской государственности и православной церкви. Как самостоятельная государственная единица ВКЛ в Российской империи на основе своих Статутов просуществовала до 1840 года.
Тогда шло бурное развитие капитализма на северо-западных территориях России, росли и крепли города. Через Вильну в 1862-м прошла железная дорога из Санкт-Петербурга в Варшаву, с ответвлением на Ковну (Каунас), который был преобразован и украшен новыми широкими аллеями и улицами. Каунас начал обрастать по указу императора Александра III и двенадцатью крепостями — царь тут укреплял западный военный форпост в противовес набиравшему мощь Второму Германскому рейху.
Коренное население прежнего ВКЛ на южном побережье Балтийского моря — жямайты, курши, а также аукштайты, сувалки, дзуки, занавики, — это старинные славянские этнические группы. После подавления Польского восстания 1863-64 годов при содействии императора Александра II в августе 1866-го в этих местах открылись начальные школы и преподавательские курсы, где обучение велось уже на литовском языке. Издавались и литовские произведения, правда, на кириллице, пока в 1901 году московский профессор-лингвист Ф. Фортунатов и его ученик Й. Яблонскис, взяв за основу алфавит чешского языка, не представили оригинальный алфавит нынешнего литовского языка. В российских университетах учились А. Баранаускас, Й. Басанавичюс, А. Сметона и другие будущие корифеи литовской нации. В конце ХIХ века на основе издания «Auszra» («Заря») формируется национальное литовское движение, идейной основой которого стали работы итальянского юриста С.П. Манчини.
Сами литовцы в те времена жили на хуторах, а население городов и местечек составляли евреи – до 50 процентов, русские – до 30 процентов, белорусы, а также местные выкресты, ставшие поляками – до 20 процентов. В Вильне до Первой мировой войны литовцев было 2 процента, в Ковне – 7.
После Октябрьской революции большевики и советское правительство передавали Вильну и власть в исторической столице ВКЛ национальным литовским властям четырежды: 5 января 1919, 26 августа -1920, 10 октября 1939 и 13 июля 1944 года. После Победы в 1945-м, Советской Литве передали и бывшую немецкую территорию Мемельланд – Клайпедский край с портом.
Сейчас в Литве стараются не вспоминать и то, что при освобождении Литвы от фашистских оккупантов погибло более 300 тысяч советских воинов. Редко можно услышать и о том, что благодаря национальной политике Первого секретаря ЦК КП Литвы А. Снечкуса численность литовцев в Вильнюсе, начиная с 60-годов и до вывода Литвы (вместе с Латвией и Эстонией) из СССР 6 сентября 1991 года, увеличилось с 2 процентов до 50 процентов. Кстати, и выходила республика из Союза в границах, которые обрела благодаря Декларации Народного Сейма Литвы от 21 июля 1940 года о добровольном вхождении в состав СССР как союзная советская социалистическая республика. Территория её была почти на 1/3 больше той, которую имела Литва в межвоенный период до 1939 года. Особо примечательно, что в марте 1938 года, испугавшись ультиматума Польши, литовское правительство в Каунасе отказалось от претензий на Вильнюс, когда после оккупации его польскими войсками в октябре 1920 года, город стал воеводским административным центром Польши.
Забывается сейчас совершенно очевидное: в послевоенные годы Вильнюс преобразился, расцвёл, а число жителей достигло полумиллиона. Выросли десятки крупных заводов, фабрик, комбинатов, открыто множество школ, вузов, культурных и спортивных учреждений, росло жилищное строительство. Не только столица, а и вся республика получали ежегодные миллиардные финансовые субсидии из союзного центра. Население Литвы возросло с 2,5 миллиона человек в 1945-м, до 3,8 миллиона – в 1991 году.
Но грянула «горбачёвская перестройка», на её волне вынесло детей тех, кто в 1941-44 годах уничтожал литовских евреев (их убили более 200 тыс. человек) и тех, кто в рядах «лесных братьев» до 1953 года боролся с советской властью, убив 25 тысяч своих соотечественников. В 1988 году руководители националистического движения «Саюдис» пообещали, что Литва станет свободной и независимой, как только выйдет из состава СССР. Их словом и деньгами поддерживали из Вашингтона и НАТО, вскоре прибрав к рукам всё руководство Литовской республики, внутреннюю и внешнюю (жёстко антироссийскую) политику страны.  «Свобода» и «независимость» обернулись разрухой фабрик и заводов - из Литвы уехали в поисках лучшей доли более миллиона человек.

Россия, между тем, не отворачивалась, старалась выстроить нормальные отношения, откликалась на инициативы. Так родилась идея возведения «Дома Москвы» в центре Вильнюсе. В июле 2004 года по случаю 750-летия коронации Миндаугаса Вильнюс посетил мэр Москвы Ю. М. Лужков. Был подписан договор: в Вильнюсе и в Москве возникнут центры культурного и делового сотрудничества столиц. К лету 2011 года здание «Дома Москвы» в Вильнюсе построили, предстояла отделка и оснащение оборудованием, но…
После прихода на должность мэра в 2015 году Р. Шимашюса всё и вовсе резко изменилось. Оказалось, что проект строители нарушили – превысили на пол этажа высоту здания. Нашлись и другие формальные зацепки, чтобы не поднять, а развалить проект. Пошли изматывающие судебные тяжбы, а Департамент государственной безопасности Литвы подготовил справку, в которой указывалось: этот объект является «оружием кремлёвской пропаганды, и представляет угрозу национальной безопасности Литвы». 20 января этого года Р. Шимашюс публично заявил, что суды окончены, и теперь «Дом Москвы» снесут. Правда, добавил: «Свои кирпичики Москва может забрать».

РЕЗЮМЕ

ЧТО ЕСТЬ ХАМСТВО

Спросил прохожий мудреца:
Скажи седеющий мужчина,
Что хамство есть? - не знаю я, -
В чём этой глупости причина?

«Простак неблагодарен тем,
Кто помогал в момент кручины.
Плевок в лицо в ответ им всем,
И клевета, и гадость без причины.

В том есть амбитного порок,
Неумный всех боится впрок».
..................................


Рецензии