Лекция о международном положении
В 1950-е годы, когда "бывалый партийный работник" был еще инструктором райкома ВКП(б), он разъезжал по району и читал лекции на разные темы. В основном - о международном положении СССР. Эти лекции нравились слушателям и нравились самому лектору. Слушателям - потому что, кроме районной газеты "Светлый путь" и хриплого черного репродуктора, работающего четыре часа в день, других источников свежей информации о внешнем мире у них не было. Лектору - потому что тема была благодарной. Можно что-нибудь красиво приврать, рассказать какой-нибудь анекдот, заменив простые имена именами тогдашних иностранных политических деятелей.
Ну, так вот.
Приезжает однажды "бывалый партработник" в деревню Беляковка - там находился колхоз, кажется, имени Буденного (чьего имени - надо уточнить). Лекция проходила в "красном уголке" молочно-товарной фермы. К 6 часам вечера, времени окончания вечерней дойки, красный уголок наполнился доярками и скотниками. Все расселись на скамейки и табуреты. Женщины стали кричать на мужчин, чтобы они перестали дымить махоркой, "а то и так в этой жаре не продохнуть". Наконец, все угомонились. Председатель колхоза Арзин (по имени, к сожалению, не помню) объявил тему и добавил дежурное: "тише, товарищи!".
Кстати, о председателе. Это колоритная фигура. Он участник и почти герой недавней войны. Подтверждение тому - пустой левый рукав двубортного пиджака. Имея за спиной семилетку, Арзин на фронте, до своего тяжелого ранения, дослужился до капитана. И вернувшись из госпиталей на родину, где особенно остро ощущался дефицит кадров, он быстро дорос до председателя колхоза. И со своей крестьянской сметкой неплохо вел дела. Покалеченные люди после войны встречались довольно часто. И на это почти не обращали тогда внимания. Арзин, например, неплохо и с одной рукой играл в волейбол. Соперники старались подавать под левую, несуществующую, и это создавало для его команды определенные трудности. Зато как он "резал" правой, когда высокая подача приходила под эту руку!
Проходит 45 минут. Лектор водит указкой по карте Азии, рассказывает про предателя корейского народа Ли Сын Мана и героя Ким Ир Сена, про героизм корейских ополченцев и китайских добровольцев и т.д. Доярки (районные чиновники их именуют "доярочки") постепенно погружаются в сон. А что? - ничего удивительного. Постоянное недосыпание - может быть, главная беда в жизни советской колхозницы. Ну, может быть, вторая - после регулярного пьянства, а то и битья законным супругом. Вставать и летом и зимой приходится в пять часов. Надо подоить свою корову, растопить русскую печь, два раза в неделю испечь хлеб, сварить щи или суп, собрать детей в школу. В редкой деревенской семье в 1950-е было меньше трех детей, а часто пятеро. А потом утренняя дойка, надо за вымя подергать десяток, а то и больше, коров, поворочать тяжелые 40-килограммовые фляги с молоком. И все на холоде. А в красном уголке тепло. В общем, несмотря на все красноречие симпатичного молодого лектора из райцентра, усталость и сон берут свое. И тут раздается громкий командирский, с хрипотцой голос председателя: "Встать!". Все просыпаются и испуганно соскакивают со своих мест. Гремят опрокинутые скамейки и табуреты. "Сесть!". Все дружно и молчаливо садятся. "Встать!". Все срываются со скамеек и табуретов вновь, гремят нехитрой мебелью. "Сесть!". Команда "встать - сесть" повторяется еще раз. После этого председатель, обращаясь к гостю, произносит: "Продолжайте, товарищ лектор!". И в ответ на удивленный взгляд лектора, в полголоса беззлобно добавляет: "Сплять, гады!" "Гады" он произносит на южнорусский манер.
Свидетельство о публикации №222020900275