Лунная Соната трагедия, ставшая шедевром

 Композиторы подобны альпинистам, покоряющим вершины. Иные берут не просто вершины, а высоты, которые — без крыльев — немыслимы. Именно такой высотой является Лунная соната Бетховена, сочиненная в 1800 — 1801 годах. А крыльями, что унесли маэстро в заоблачную даль, была его любовь к Джульетте Гвиччарди, 17 — летней графине, которая предпочла другого.

 Событие ранило горячо влюбленного Бетховена в самое сердце и едва не сокрушило его, поскольку по времени совпало с другими испытаниями в его жизни, а именно — со страхом потерять способность творить музыку из- за прогрессирующей глухоты.

 Лишенный возможности выразить душевную муку словами, композитор сделал это музыкой. Так появилась «quasi una Fantasia» с техническим названием Соната для фортепиано No14 до-диез минор, которую «Лунной» назвал некий немецкий поэт, вдохновленный Фирвальдштетским озером в лунную ночь.

 Музыка Бетховена напомнила поэту пейзажи сумеречного озера. В сонате — три части, разные по динамике и настроению. По сути это три разных произведения, сочетаясь, они словно бы дополняют друг друга и позволяют нам почувствовать ту боль, которая мучила Бетховена в момент сочинения, и которая вознесла маэстро на самые высоты творчества, где обитают гении.

 Как всякое великое произведение «Лунная соната» осмысливается художниками разных направлений искусства. Она вдохновляет их на создание уже своих шедевров, одним из которых стало стихотворение поэта и военного журналиста Всеволода Рождественского с названием «Посвящение Бетховену».

«Где брал он эти сумрачные звуки
Сквозь плотную завесу глухоты!
Соединенье нежности и муки
Ложащиеся в нотные листы!

Касаясь верных клавиш лапой львиной
И встряхивая гривою густой,
Играл, не слыша ноты не единой,
Глухою ночью, в комнате пустой.

Текли часы и оплывали свечи,
Шло мужество наперекор судьбе…
А он всю совесть муки человечьей
Рассказывал лишь самому себе!

И убеждал себя и верил властно,
Что и для тех, кто в мире одинок
Есть некий свет, рожденный не напрасно
А музыка — бессмертия залог.

Большого сада шорохи и скрипы
Вели свой разговор сквозь полусон
И слышали в окне раскрытом липы
Все то, чего не слышал он».

 Музыканты разных стран стараются сыграть сонату по своему, найти свое прочтение шедевра, который, в плане вариаций, воистину, не исчерпаем. Он словно бы находится вне жанра, стоит над ним, как вечная Луна над миром, где столько боли и красоты.

 Послушайте и вы  это гениальное творение, имя которому «Лунная соната», великого мастера Людвига ван Бетховена, немецкого композитора, искавшего любви, но так и не обретшего ее. 


Рецензии