25. 23. Пушкин и соперничество с Баратынским
Боратынский (ЕАБ) в нач. 20-х 19 века был соперником Пушкина (АСП) в цеховом поэтическом конкуре
Миссию коллеги и соперника АСП определил в письме другому конкурсанту и автору слишком «умных стихов» кн. П.А. Вяземскому (ПАВ) как «эротическое поприще»
О чем, фра, шла речь меж конкурентами цеха поэтики на тропах Русского Парнаса?
К этому вопросу надо бы добавить смысловой соус - хотя бы реплику И. Бродского – «Боратынский выше Пушкина»…
Вот какой ответ я нашел , штудируя работы по текстологии израэльтянина С.М. Шварцбанда, который меня вразумил и научил, в частности , правильно понимать пушкинского Пророка и пророка библейского вообще.
Из работы «Правда вымысла. «Мои поэты» я усвоил следующее:
1821-1823. АСП занят переизданием поэмы РиЛ, печатанием «Кавказского пленника»и потом «Бахчи Сарайского фонтана», а также озабочен:
а) возвратом рукописи первого своего сб. стихотворений, отданного Всеволожскому вместо денег, проигранных в карты ( сумма – 1000 р)
б) успешной попыткой А.С. Грибоедова обойти Пушкина на вираже в конкуре за счет шумного успеха его пиесы «Горе и нет ума» (вариант названия ходивший в рукописях ) .
И в этой проблемной ситуации в конкурентной среде молодых поэтов АСП узнает , что Е.А. Боратынский (ЕАБ) готовит издание книги стихотворений! ЕАБ – это вам не Слепушкин!
АСП записывает ДВА послания ЕАБ в 3-ю кишиневскую тетрадь, в одном из которых он недвусмысленно определяет место ЕАБ в цеховой иерархии и на конкурентном поле манежа или стиходрома скачек:
<Но призна> юсь
Но другъ Овидия живого
Въ тебе Обнять милее [будет] мне
Это означает : ЕАБ – поэт ( т.е. признан конкурентоспособным!), находится как и подобает истинный Поэтам также в изгнании (ЕАБ жил тогда «финским затворником») и при этом является автором исключительно любовной лирики.
Ссылка на Овидия, кроме прочего, обоснована тем, что тому принадлежала знаменитая «Наука любви»
2 января 1822 АСП писал ПАВ:
«Но каков Баратынский? …
Если впредь Боратынский зашагает так, как шагал до сих пор, то
оставим все ему ЭРОТИЧЕСКОЕ ПОПРИЩЕ и
кинемся каждый в свою сторону,
а то спасенья нет»
ПАВ оценку АСП и его вариант дележа (межевания) поэтического поля на склонах Русского Парнаса разнес по цеху… Поприще ЕАБ в варианте АСП, хоть и было точным, но приобрело скандальное звучание и отдавало саморекламой
Напечатанный (вариант) текста послания АСП к ЕАБ :
1822
БАРАТЫНСКОМУ
ИЗ БЕССАРАБИИ
Сия пустынная страна
Священна для души поэта:
Она Державиным воспета
И славой русскою полна.
Еще доныне тень Назона
Дунайских ищет берегов;
Она летит на сладкий зов
Питомцев Муз и Аполлона,
И с нею часто при луне
Брожу вдоль берега крутого;
Но, друг, обнять милее мне
В тебе Овидия живого.
Хвала в приправе с желчью и намеками
Пушкин бросился догонять резвого конкурента – ЕАБ. Уже в 1824 АСП впервые (!) опубликовал больше стихотворений, чем ЕАБ = 10 к 4! Тот приложил усилие, но АСП утвердил свое преимущество со счетом 14:10 в 1825 г.
Некогда приятельские даже почти дружеские отношения АСП с ЕАБ переросли в ходе видовой конкуренции в остро сопернические
Для понимания степени остроты схватки за Титул Принца Поэтов достаточно оценить подтексты таких виршей как «Телега жизни» АСП и «Дорога жизни « ЕАБ или «Череп « ЕАБ и « Послание Дельвигу» АСП.
Победа АСП в итоге была связана еще и с тем, что ЕАБ служил и не был таким проворным маркетологом как его гениальный соперник
Список однотипных номинаций Пушкина и Боратынского начат 1817 г и завершается 1829-ым
Прошло время …
Пушкин был объявлен Нашим Всем
Возражения были , но не многочисленными
В 1869 ПАВ, друг и АСП ( беса арабского) и ЕАБ (элегика «финских скал»), через 3 45 лет (!) отметил:
Баратынский « при жизни и в самую пору поэтической совей деятельности не вполне пользовался сочувствием и уважением, которых он был достоин. Его заслонял собою и, так сказать, давил Пушкин, хотя они и были приятелями»
Никто так как Боратынский не вызывал своей поэтикой восхищение о добрую зависть Нашего Всего
***
Справка:
Е.А. Боратынский сблизился с А.С.Пушкиным в 1819 году
в Петербурге, затем они часто виделись в Москве. Пушкин восторженно относился к поэтической деятельности своего друга.
Из письма Пушкина к Вяземскому 1822 года:
"Если впредь Боратынский зашагает так, как шагал до сих пор, то оставим все ему эротическое поприще и кинемся каждый в свою сторону, а то спасенья нет".
Из письма Пушкина А. Бестужеву 1824 года:
"Боратынский - прелесть и чудо; после него никогда не стану печатать своих элегий".
Из статьи Пушкина о Боратынском 1830 года:
"Боратынский принадлежит к числу отличных наших поэтов... Гармония его стихов, свежесть слога, живость и точность выражения должны поразить всякого хотя несколько одаренного вкусом и чувством... Никогда не старался он малодушно угождать господствующему вкусу и требованиям мгновенной моды, никогда не прибегал к шарлатанству, преувеличению для произведения большего эффекта, никогда не пренебрегал трудом неблагодарным, редко замеченным, трудом отделки и отчетливости, никогда не тащился по пятам свой век увлекающего гения, подбирая им оброненные колосья; он шел своей дорогой один и независим. Время ему занять степень, ему принадлежащую, и стать подле Жуковского и выше певца Пенатов и Тавриды".
Пушкин не один раз брал стихи Боратынского эпиграфами к своим произведениям.
"Граф Нулин" Пушкина вышел в 1828 году в одной книжке с "Балом" Боратынского. Двух русских поэтов связывала творческая дружба, о которой можно судить по переписке.
Источник: Тамбовщина - родина Е.А.Боратынского (tstu.ru)
Смерть Пушкина потрясла Боратынского, и он выразил свои чувства словами Феофана Прокоповича о Петре Великом:
"Что мы сделали, россияне, и кого погребли!".
Доппаек:
1) А. С. БОДРОВА. К ИСТОРИИ ПУШКИНСКОЙ ЭПИГРАММЫ «СТИХ КАЖДЫЙ ПОВЕСТИ ТВОЕЙ...»*
Стихъ каждый пов;сти твоей
Звучитъ и блещетъ какъ червонецъ.
Твоя Чухоночка, ей ей,
Гречанокъ Байрона мил;й,
А твой Зоилъ прямой Чухонецъ .
2) Андрей Чернов. И всё-таки Цявловская права: это – Боратынский!..
От «Эды» Пушкин пришел в восторг. В том же 1828-м он пишет:
«Из наших поэтов Баратынский всех менее пользуется обычной благосклонностью журналов. Оттого ли, что верность ума, чувства, точность выражения, вкус, ясность и стройность менее действует на толпу, чем преувеличение (exageration) модной поэзии, потому ли, что наш поэт некоторыми эпиграммами заслужил негодование братии, не всегда смиренной,- как бы то ни было, критики изъявляли в отношении к нему или недобросовестное равнодушие, или даже неприязненное расположение. Не упоминая уже об известных шуточках покойного «Благонамеренного»*, известного весельчака, заметим, для назидания молодых писателей, что появление «Эды», произведения столь замечательного оригинальной своею простотою, прелестью рассказа, живостью красок и очерком характеров, слегка, но мастерски означенных,– появление «Эды» подало только повод к неприличной статейке в «Северной пчеле»* и слабому возражению, кажется, в «Московском телеграфе». Как отозвался «Московский вестник»* об собрании стихотворений нашего первого элегического поэта! Между тем Баратынский спокойно усовершенствовался – последние его произведения являются плодами зрелого таланта. Пора Баратынскому занять на русском Парнасе место, давно ему принадлежащее».
merci beaucoup pour votre attention
Свидетельство о публикации №222021001073