27. Путь Деда Мороза к успеху

Предыдущая страница   http://proza.ru/2022/02/07/1877 
 
1 января 1937 года проходит первая новогодняя ёлка в Колонном зале Дома Союзов в Москве. Там впервые вместе появляются Дед Мороз и Снегурочка, которые становятся символами советской ёлки.
Откуда же они появились?
 
Образ Деда Мороза складывался на протяжении многих веков, впитывая в себя как русские, так и западные традиции. Прототипами Деда Мороза были персонажи славянского сказочного фольклора и календарных обрядов - об этом я писала раньше (http://proza.ru/2022/02/07/1877), а также западноевропейские рождественские персонажи (Санта-Клаус и другие), основанные на образе святого Николая Чудотворца.
 
В русской литературной традиции существовали похожие на нашего Деда Мороза персонажи старинных сказок: Морозко, Ёлкич, с 1840 года - Мороз Иванович. Это ещё Дух Зимы - строгий, иногда злой, сварливый, но справедливый. Хорошим людям благоволит и одаривает их, а плохих может и заморозить.
 
Мороз Иванович появляется в 1840 году в сборнике "Сказки дедушки Иринея" В. Ф. Одоевского. В сказке "Мороз Иванович" впервые дана литературная обработка фольклорного и обрядового Мороза. Созданный Одоевским образ ещё не очень похож на знакомого новогоднего персонажа.

Календарное время сказки - весна. Поэтому Мороз Иванович живёт в ледяной стране, вход в которую открывается через колодец. И не Мороз Иванович приходит к детям, а дети приходят к нему. Никаких подарков он не делает, хотя и может щедро вознаградить за хорошо выполненную работу. Но он уже немного напоминает привычного нам Деда Мороза - седой старик, который "как тряхнёт головой - от волос иней сыплется"; живёт он в ледяном доме, а спит на перине из пушистого снега.

Достаточно долгое время Мороз Иванович и ёлка с Новым годом существовали раздельно. Их объединение произошло во второй половине XIX века, когда в городской среде России отмечаются первые попытки создать самобытного "рождественского деда", который дарил бы подарки русским детям, как Святой Николаус у их западных сверстников.

В этой связи при Александре II упоминаются "старый Рупрехт" (немецкого происхождения, 1861), святой Николай или "дедушка Николай" (1870). Это были единичные попытки, которые не прижились. Но в сказке "Морозко" к началу ХХ века уже складывается знакомый образ Деда Мороза...
 
К 1880-м годам в общественном сознании утвердился некий персонаж с мешком подарков у ёлки. Правда, звали его по-разному: Святочный старик, Рождественский дед, Ёлочный дед.

К началу ХХ века образ Деда Мороза окончательно оформился: это игрушка на ёлке,  фигура,  стоящая  под  ёлкой, игрушечный Дед Мороз в витрине, персонаж детской литературы, маскарадная маска, даритель ёлки и подарков.

В 1910-х годах Дед Мороз стал "живьём" появляться на ёлках. На дореволюционных праздничных открытках появляются изображения Деда Мороза.

На рубеже XIX-XX веков образованная часть русского общества знакомится с поздравительными открытками, среди которых заметное место занимали рождественские. Они быстро становятся необыкновенно популярными.

Открытки импортировались в Россию из Германии, Швеции, Франции и других европейских стран. Зачастую в готовые изображения просто впечатывались русские тексты. Люди с улыбкой смотрели на открытки, где был изображён старик с мешком или коробом за плечами, который поздравлял с Рождеством. Так в сознании людей утверждался образ Деда Мороза-дарителя.

В книге Марии Чапкиной "Русская рождественская и новогодняя открытка" приводится такой факт: "В Рождество 1909 года и Новый 1910 год петербуржцы обменялись 10 миллионами поздравлений". Культура поздравления открытками проникает во все слои образованного общества.



Но в 1920-х годах религиозные праздники, в том числе Рождество, искоренялись советским атеистическим государством. С 1929 года в советской России были запрещены Рождество Христово и рождественская ёлка, которая стала называться "поповским" обычаем, религиозным хламом.
 
Распространялась  идея, что Дед Мороз является пережитком языческого прошлого, языческим божеством, причём злым. Утверждалось, что он был "духом ёлки", которому древние славяне приносили жертвы и развешивали их на ветвях деревьев.
 
В статье  "Рождество на службе у эксплуататоров. Чему учит сказание о Рождестве" некоего Инцертова указано, что "ёлка и Дед Мороз превратились в "религиозные пережитки" и в одну из форм "антинародной деятельности капиталистов".
В антирождественской кампании приняли участие и поэты, состоявшие на службе у советской власти, как, например, Демьян Бедный, который писал:
 
Под "Рождество Христово" в обед
Старорежимный ёлочный дед
С длинной-предлинной такой бородой
Вылитый сказочный "Дед-Мороз"
С ёлкой под мышкой саночки вёз,
Санки с ребёнком годочков пяти.
Советского тут ничего не найти!
 
Тем не менее, создание канонического образа Деда Мороза как обязательного персонажа новогоднего, а не рождественского праздника произошло в советский период и относится к концу 1930-х годов, когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена праздничная ёлка.
 
Дед Мороз теперь изображается как седовласый старец с длинной, густой, белоснежной  бородой  в цветной (голубой, синей, красной или белой) шубе, напоминающей боярскую, с  посохом в одной руке и мешком с подарками в другой.
Он ездит на тройке лошадей. Часто приходит в сопровождении внучки Снегурочки, а в советский период и Мальчика Нового Года (персонификация наступающего или наступившего года). Также Деда Мороза иногда сопровождают различные лесные звери.

В  настоящее время  определено конкретное  место  жительства  Деда  Мороза,  куда  ему  можно написать  письмо  (Великий  Устюг), приехать  в  гости.  У  Деда  Мороза  есть конкретный день рождения (18 ноября) и e-mail.

А вот интересно: как относится Русская Православная церковь к новогоднему персонажу? Единодушного отношения в церковных рядах к Деду Морозу нет. Мнения разделяются от кардинального - "Вредный языческий символ" до определения "Добрый волшебник. Пусть будет".
А вот высказывание иеромонаха Филиппа, зам. председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата: "Усиление культа Деда Мороза и Снегурочки во время празднования Нового года является нездоровым неоязыческим проявлением".
 
Несколько лет назад состоялась встреча епископа Вологодского и Великоустюгского Максимилиана с руководством Вологодской области. Идею проекта, направленную на созидание, собирательство и добро, священнослужитель поддержал: "Именно эти проявления мы видим в православии" - считает епископ Максимилиан. Но нашлась точка преткновения: Дед Мороз некрещёный.      
Оказалось, Дед Мороз будет признан православной церковью, если в его биографии будет упомянут факт крещения.

Эхо Москвы сообщило, что после встречи епископа Вологодского и Великоустюгского Максимилиана с руководством Вологодской области стало известно, что пока не будет в биографии Деда Мороза факта о его крещении, до тех пор Дед Мороз в проекте "Великий Устюг - родина Деда Мороза" будет фигурировать как языческое божество, и, следовательно, церковь принять его не сможет.   
Но что мешает язычнику принять православное крещение? Речь идёт не о том, чтобы Деда Мороза окунать в купели - достаточно, чтобы в документах проекта было отмечено его православие, - отметил епископ Максимилиан.

Продолжение   http://proza.ru/2022/02/13/1455


Рецензии
Интересно! Я многое слышала, но интересно было почитать

Элина Шуваева   11.02.2022 20:19     Заявить о нарушении
Спасибо, Элина, за Ваш интерес!

Светлана Шаляпина   13.02.2022 13:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.