Книга- лучший подарок

К Международному дню книгодарения

Мои ровесники любили читать книги. В школьные годы нам  не было знакомо слово «бестселлер» - просто существовали книги, которые вызывали большой интерес и мы передавали их из рук в руки, чтобы поделиться приятным впечатлением от прочитанного. Порой спорили, чья очередь на книгу. Естественно, бурно обсуждали прочитанное. Даже вели тетради с выписками понравившихся отрывков. С возрастом узнали, что книги, которые пользовались большим спросом у читателей, называются бестселлерами. У каждого из нас были любимые книги, вернее, одна из любимых, которая как раз-таки и претендовала на «личный бестселлер», т.е. имела статус настольной книги. Была и у меня одна такая. Называлась она «Как закалялась сталь», автор -  Николай Островский. Я ее перечитывала вновь и вновь.  Могла открыть на любой странице и начать читать. Я ее настолько зачитала, что она имела очень жалкий вид: потрёпанная, с облупившимися уголками обложки, с  выколупившимися буквами  в названии, но – самая любимая, желанная.  Даже чай не казался вкусным, сладким, если на столе не стояла прислонённой  к чему-либо эта книга. Заканчивалась трапеза – захлопывалась книга.  До следующего удобного момента. А читали мы повсюду: и по дороге из библиотеки, и за едой, и тайком от домашних во время выполнения школьных  заданий, подложив под  учебник  интересную книгу, чтоб в случае чего взрослые видели, как мы «добросовестно» делаем уроки, и даже умудрялись читать на уроках через зазор в школьной парте, у которой были откидные крышки.  Были у нас и свои любимые серии. У кого – «Тебе в дорогу, романтик», у других – «Пламенные революционеры»,  у третьих – «Библиотека юношества», а у более старших – «ЖЗЛ» и др…
Как и всё в то время, книги тоже подпадали под категорию дефицитных товаров. А о подписных изданиях можно было только мечтать: квоты распределялись по организациям и предприятиям, да и в том случае срабатывал пресловутый «блат». Не было, естественно, и  обилия книжных магазинов, но полки пустыми в них не были – были б только деньги купить понравившуюся книгу. И хотя не было как таковой моды дарить книгу, лучшим подарком   всё-таки была книга. Сегодня в моей личной библиотеке есть книги и из далекой юности, которые прошли через две войны,  пережили бомбежки, зачистки, но – выжили. В военно-полевых условиях жизни на прифронтовой полосе, которой являлся город Аргун, я все книги (а их к  концу восьмидесятых годов было чуть больше одной тысячи) держала на чердаке дома в больших мешках из-под сахара или муки. Во время зачисток каждый взобравшийся на чердак военный считал своим долгом вытрясти содержимое всех мешков. После визита военных вновь приходилось укладывать книги обратно в мешки. Конечно,  некоторые книги потеряли, как говорится, товарный вид, но  не стали от этого менее интересными. К настоящему времени наша домашняя библиотека пополнилась очень хорошими книгами, в основном, местных авторов. И компьютерные технологии позволяют безо всяких усилий приобрести любую книгу из любого региона за доступную цену. Сегодня – совсем другие времена. Но среди этого разнообразия мне памятны и приятны книги-старожилы, подаренные школьными друзьями, а потом, в бытность учителем – моими учениками либо коллегами, в студенческие годы – однокурсниками, а в последние годы – самими авторами с дарственной надписью. Вот, например, старенькая, от времени потрепанная  - подарок одноклассницы Макки Тазаевой «Мюрид революции» Магомета Мамакаева с  пожеланиями и с датой - 4 декабря 1963 года. «Пламенные годы» Халида Ошаева – подарок Бирлант Цукаевой  в 1966 году. «Чародей танца» Руслана Нашхоева, которую в студенческие годы подарил Мовлди Пахаев. Из тех же лет учебы в ЧИГУ – подарок старосты нашей группы Абузара Сумбулатова  «Поэт и его подвиг» - бесценный труд Б.Соловьева о жизни и творчестве Александра Блока. Как много сведений о жизни поэта я брала оттуда в годы учительства! Толстый сборник Н.Некрасова «Стихотворения и поэмы», подаренный мне ученицей Хеди Муслимхановой 1981 года  выпуска. Великолепный подарок другой ученицы - Хаджиевой Ляли в 1982 году– «Золотая роза» К.Паустовского, которую, по моему мнению, должен прочитать каждый учитель литературы. Небольшая по размеру, но очень мне пригодившаяся в работе книга-воспоминания  И.Пущина «Записки о Пушкине» от Дачаевой Ларисы, выпускницы 1985 года выпуска. Изданная в 1990 году книга Мусы Бакарова «Обарг Зеламхех дагалецамаш», подаренная в 1996 году сыном автора Мухтаром, выпускником истфака ЧИГУ  . «Чеченско-русский фразеологический словарь» братьев Байсултановых Дадаша и Дауда – первый подобный словарь в чеченской филологии – с дарственной надписью Дауда в 1992 году. Из перечисленных дарителей в живых на сегодня осталось только три человека. Многих уже нет, а память о них осталась и уйдет только со мной…  Несомненно, книга – лучший и самый долговечный подарок.
В последние годы в мире  отмечают  новый праздник - День книгодарения. Возможно, вместе с этим праздником к нам вернется и желание (я уж не говорю любовь) читать. А то современные технические средства напрочь выдавили из нашей жизни такое прекрасное  для сердца и полезное уму занятие, как чтение. Слишком часто приходится слышать, что для чтения нет времени. А для гаджетов есть? Есть, конечно!
В свое время В.Г.Белинский сказал очень актуальную в наши дни мысль: «Кто читает что-нибудь, уже гораздо выше того, кто ничего не читает». Будем исходить из этого. 
Айза БАРЗАНУКАЕВА


Рецензии
Здравствуйте, Айза!

И я ещё помню те времена моего детства, когда слоган "Книга - лучший подарок!" был очень распространён. Действительно, хорошую книгу тогда сложно было "достать". У нас (в Москве), например, нужно было собрать и сдать в специальный приёмный пункт двадцать килограмм макулатуры, за что получить талон на приобретение книги, и потом долго бегать по книжным магазинам в расчёте на удачу застать вожделенную книгу на полке.

Я научился читать довольно рано, в четыре года. И вспоминаю такой случай. Когда мне было уже пять лет, я подошёл к своему дяде, который в тот момент читал какую-то книгу, встал напротив его (не за спиной, а именно напротив) и тоже стал читать, вслух. Вот так и читал: справа налево, снизу вверх, перевёрнутые "верх дном" буквы. Все, кто наблюдал эту сцену, были ошеломлены; накупили мне тут же детских книжек, которые я прочёл моментально, и снова не знал, чем себя занять...

Так что книга для меня - действительно лучший подарок. Я всегда много читал. И даже сейчас, когда в метро, к примеру, большинство граждан смотрят на экраны мобильных телефонов, я беру с собой книгу, и иногда ловлю недоуменные взгляды пассажиров: отсталый, дескать, человек. А я читаю и наслаждаюсь словом, мыслью, индивидуальностью автора. И как же приятно перевернуть следующую (бумажную) страницу!..

С сопереживанием,

Валерий Соболев   31.10.2022 11:25     Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемый Валерий!Да, в те времена мы все "доставали", но нам здесь, на периферии, было проще, хотя и был острый дефицит.
"Вот так и читал: справа налево, снизу вверх, перевёрнутые "верх дном" буквы. Все, кто наблюдал эту сцену, были ошеломлены;" - с подобным никогда не встречалась)))Вы точно были...книгоед (по аналогии с полиглотом)))! )Даже не знаю, какое слово подобрать...
мне было 6 с половиной лет, когда нам, чеченцам разрешили вернуться из депортации. Поэтому в школу я пошла уже на своей исторической родине. Но разговорным русским мои ровесники владели, а письменным овладели сравнительно быстро. я это к тому, что где-то с 8 лет я уже читала книги. Сказок не читала,не любила; моими первыми книжками были в мягком переплете небольшие рассказы. А к классу 5-ому пристрастилась к книгам про войну, разведчиков и т.д. - любила всё, кроме фантастики.
Страсть к чтению у меня тоже по сей день. Помню, лет 27 -28 назад, когда старший сын женился, как удивилась невестка,когда застала меня за обедом с книгой в руках. А потом, конечно, привыкла)))
Наговорила Вам...
Спасибо Вам, Валерий, за развернутый и интересный отклик! Удачи и здоровья!
С большим уважением,

Айза Барзанукаева   03.11.2022 18:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.