Заячий след в истории. Глава 14. Павлоград

     После дер. Городище, дер. Маврина, по которым я перелопатил уйму архивных записей, можно было бы развернуться (мысленно) на 180 гр., взять западнее (по  карте), и спускаться вниз, на юг, параллельно р. Волчьей, то есть, к искомому хут. Зайцево, но как, скажите, можно уйти отсюда, оставив в стороне, не познав,           географическое  образование, называемое Павлоградом. Ведь, во-первых, земли Синельниковского р-на, куда сейчас относится с. Зайцево, до 1923 года были в     ведении этого уезда. Во-вторых, и гор. Павлоград, и дер. Городище, и дер.           Маврина, да, собственно, и жизнь, и интересы Лихачевых со временем сплетутся где-то вот на этом пятачке. Кажется, лучше уж потерять время, но приобрести      истину…

     Что собой представляет Павлоград? Город, конечно. Сейчас. А, например, в начале 18 века на земле, где он стоит, лежала широкая полоса Муравского шляха. Он бежал с юга мимо р. Конки, р. Волчьей, ну, и заскочил сюда. Именно по нему когда-то «татаровья» осуществляли набеги на эту местность, а войсковой старшина Рудь, что стоял в дозоре на р. Средней «Терся», по примеру гетмана Сагайдачного П. и атамана Сирко И., чинил им препятствия. Не получалось в этом месте, сообщал казацкому ватажку Гончару, который дислоцировался на р. Бык. Последний, кстати, там сложил голову от меча неприятеля, а казаки назвали в том месте балку по его имени. [246].
 
     А раз тут «гнездились» казаки, то были и зимовники, и хутора, и мазанки. Место ведь привольное. Выращивали скот. Ловили рыбу. Но «татаровья» мешали. В 1768 году они полностью опустошили эту местность. Светила луна и выли волки. Но через два года вдруг поселился тут отставной войсковой старшина Хижняк Матвей. К нему стали идти казаки, крестьяне, так как тут хорошая земля, можно выращивать скот, ловить рыбу, и вскоре его зимовник стал крупной слободой. [247].
 
     Ею-то и заинтересовался Азовский губернатор Чертков В.А., в чьем ведение тогда находилась земля слободы. В 1775 году он дал ей статус – Государственная воинская сл. Матвеевка. [248]. С тех пор она стала бурно расти. В 1779 году, например, там уже насчитывалось 194 дв., 1564 жит. В большинстве своем, это были семейные казаки, так как запорожское казачество императрица Екатерина 2 упразднила.

     Сл. Матвеевка уже была на слуху далеко за ее пределами. И вдруг в этой местности разместился Луганский пикинерский полк. И вышло так, что слобода уже не считалась главной, а местность начали называть то Матвеевкой, то Луганкой. Таким образом, уже в 1781 году сл. Матвеевка официально носила имя Луганской. А через год в ней открыли церковь во имя Покровы Богоматери. [249]
 
     Но губернатор Чертков В.А. смотрел дальше. Он был по натуре человеком глубоко мыслящим, и постоянно обдумывал планы – как бы «в посамарских, волководских, консководских и приазовских степях» создать гор. Павловск. Так уж хотелось преподнести подарок наследнику короны Павлу Петровичу. И вот он начал затею претворять в жизнь. Взялся строить город в точке впадения р. Кальмиус в Азовское море. В 1777 году была уже даже Павловская провинция, с учреждениями (земский комиссар, штаб-лекарь), которые располагались в Александровске (Запорожье). Но в 1779 году сюда выселили крымских греков, и на том месте создано гор. Мариуполь.

     Что ж, пусть будет так. Но отступать от идеи поздно, так как города тайно не строятся. Поднял Чертков В.А. казаков, крестьян и переселил их в точку, где р. Соленая впадает в р. Волчью. На этой точке, пожалуй, тормознем. Разберемся в географии. Р. Солёная (по-иному: Солоненькая) начинается, как и р. Волчья, в Донецких степьях. Почему ее так назвали? Не находил официального толкования. Но есть легенда. Якобы, в старые времена в этих местах казаки и чумаки проложили водный «Соляный» путь от Днепра до Приазовья. Спору нет. Но почему, всё-таки, называется так? Легенда объясняет, что, якобы, однажды в районе гор. Селидово у чумаков перевернулась лодка с солью. И когда соль попала в речку, то вода в ней стала солёной. Можно согласиться, учитывая, что это всё-таки легенда. [250].
 
     Но продолжим о переселении. Чертков В.А. с казаками даже походную Николаевскую церковь перевезли туда. В 1782 году тут уже возвышалась деревянная церковь, насчитывалось 2 купца, 47 мещан, 70 людей разных сословий, а в документах писалось: «Здесь полагается уездное правление».

     А где, конкретно, то место, чтоб потомки усвоили? Если начать обяснение с р. Солёной, то следует уточнить, что она проходит по северной части того же Красноармейского р-на Донецкой обл. Потом, минуя с. Филия Межевского р-на, под углом впадает в р. Волчью, образуя, как бы, две штанины одних брюк. Ох, какое там местечко! Песок, лесок, живописно! [251].
 
     Но опять не повезло. В 1784 году в гор. Павловск водворили корсиканцев. И тогда русское население города перебралось в сл. Луганскую, назвав ее гор. Павлоград. И поняли люди: как не жить тут, если кругом такое раздолье! В р. Самаре, р. Волчьей, хоть и нет судоходства, но есть вода. А это – рыба, орошение, водопой. И лесом особо местность не выделялась, но была бузина, чернокленник: для строительства хат – то, что надо. [252]. А кроме того, лес по берегам р. Самары был на участке Павлоград – Новомосковск. Можно было добыть сосну, осину, березу, липу, дуб. [253].

     А природой эту местность сам Бог наделил. С севера – р. Самара, правая         сторона которой завышена, а левая верст на 15 тянется равниной – правда, везде тут ощущается недостаток в питьевой воде. С запада – р. Волчья. А в месте          впадения одной в другую местность понижена, равнинная, болотистая. [254]. От р. Волчьей отрывается рукав и, как бы, окружая город с юго-востока, впадает в р.     Самару. Примерно, такой же след оставил на карте рукав, как в с. Прусенково        проток Кривец. С севера начинается р. Кочерга. Эта впадает в р. Самару. Ну, и     разгулялись тут речки! А, впрочем, почва вокруг них благодатная, как выражаются специалисты, полупесчаная. А по ней бежит-торопится чумацкий шлях. И всё это, как ни странно, сплелось на одном  пятачке. И получилось так. Как только              приходит весна, начинается таяние снегов, местность подтапливается, теряется   (сезонно, конечно) связь с губернским центром и иными населенными местами.    Тогда единственная надежда - на плавсредства.

     Кстати, на западной стороне гор. Павлоград была переправа через р. Волчью. Но и в губернских учреждениях, и в уездных всё время спорили: чья она, кто её    хозяин – городская власть Павлограда или Лихачев А. Ф., кто должен ее                обслуживать, кто должен платить налоги? А дело в том, что земля гор. Павлоградпримыкала к правому берегу р. Волчьей, а земля Лихачева А.Ф. – к левому. Тогда Губернское собрание решило – «разобраться». Но больше по этой переправе я     сведений не встречал. [255].

     Как видно, география местности строптивая, порой, не знали, что ожидать от   погоды,  а тут еще расстояние от губернского центра не близкое – 78,5 в. Сложно съездить, связаться. Поэтому не редко приходилось по-доброму завидовать гор.  Новомосковску, который от губернского центра всего лишь – 28, 7 в. Но и горевать тут не собирались. Были же, мол, в Екатеринославской губ. уездные города,          отстоящие от центра куда дальше. Самый дальний, например, Славяносербский – 414,7 в. Так, что жителей гор. Павлоград последняя цифра лишь подбадривала. [256].

     И, тем не менее, местность тут ровная, слегка даже возвышенна и лежит на     большой дороге, что всегда притягивало сюда людей. Теперь вырисовалась линия. Что такое гор. Павлоград? Это та же Матвеевка, то же Луганское, то же Ступино, то же Городище. С семейством Лихачевых. А в 1811 году город приобрел герб. Выглядел он так: фон имел нижнюю зеленую часть и верхнюю – желтую. На желтой изображен пасущийся конь. Это  подчеркивало, что главнее всего в уезде - землепашество, скотоводство. А нынешний герб запечатлел зеленый фон внизу, где так же пасется конь. Это, как бы, говорит, что теперь, кроме сельского хозяйства, вышла на ведущее место промышленность. Что ж, ничто под луной не вечно. [257].
 
     Но вернемся к истокам гор. Павлоград. К концу 18 в. в нем уже возвышалась               деревянная церковь, а жителей разных сословий насчитывалось 1305 душ.           В первой же четверти 19 в. работали 3 ярмарки, а количество жителей утроилось: муж. стало 1964, жен. 1956. Да и на пятачке, названном городом, уже стояло 626  хаток - приземистых, крытых деревом, соломой. А над теми крышами возвышались уже              купола двух православных церквей. [258]. К середине же 19 в.    город уже насчитывалось 84 потомственных дворян,  237 - личных; крестьян-собственников -        109700; временно обязанных крестьян – 6837; колонистов – 106. [259].
 
     Город рос, расправлял крылья, хотя и не семимильными, конечно, шагами. К 1879 году тут еще не было серьезных промышленных предприятий, зато работало 13 черепичных заводов со 190 рабочими, годовой доход которых составлял 23800 руб. [260]. В гор. Павлоград работала уездная земская Больница, размещавшаяся в частном доме. Обслуживала она 9 волостей. В бытность председателя               Павлоградской уездной Управы Письменного А. П. (1884) она вдруг загорелась.   Случилось это в 3 часа ночи с 18 на 19 мая. Разумеется, пока подтянулись            нужные для тушения силы, сгорело имущества на 1224 руб. 79 коп. [261].
 
     Уже упоминалось, что под конец 18 в. в городе функционировали две церкви:  Свято-Покровская и Свято-Георгиевская. А к концу 19 в. добавилось еще две:         Соборно-Вознесенская и Успенская. Но на этом духовная жизнь не остановилась. У одного из членов уездной земской Думы, Почетного гражданина гор. Павлоград Голубоцкого Якова Федоровича родилась идея – возвести еще один храм,              каменный. Человек этот постоянно желал нести людям добро. И нес. И получал за это слова благодарности. Однажды, проходя мимо озера, которое лежало прямо в центре города, задумался: а что, если приложить, мол, к нему руки, осушить          (зачем в городе озеро?) и построить на его месте церковь? Идея захватила. Всё   сделал, как задумал, и в 1898 году на месте озера  выросла каменная с тремя       престолами церковь, возведенная на его личные сбережения. Через шесть лет, к сожалению, он умер, а церковь освятили без него, как храм Спаса Нерукотворного Образа.
   
     Церковь, по тем временам, была не из бедных. Имела библиотеку с 32                наименованиями книг. 307 томов! К приходу были приписаны 229 дв. с 2 тыс.        прихожан. В основном, это жители дер. Городище – расстояние 1 в., дер.               Александровка – 3 в., иногородних – 24 дв. с 186 прихожанами. Подумалось: а кто такие «иногородние»? А вдруг это крестьяне хут. Зайцево? Хотя, до него еще       надо дойти. А за это время, может,  и необходимость в вопросе отпадет. Была в церкви и школа грамотности. В качестве священников служили Голубов Дмитрий и Гладкий Александр, которые жили при храме.   [262].
 
     С тех пор и начал работать приход. За ним (1908 год) числилось 229 дв., около 2 тыс.  прихожан. В основном, это люди владения Лихачева. Правда, есть часть иногородних, и они почему-то склоняют меня к хут. Зайцево. Но ничего! Возьмем на заметку. Земля-то там, если верить книге Полторацкого С.И., принадлежит Лихачеву. Вот бы покопаться в метрических книгах церкви. Тем более, они хранятся на окне моего компьютера, в одной из ссылок, любезно подаренной мне знакомым краеведом.
   
     Тех, кто не знает, что такое метрические книги, я готов просветить, так как сам много лет ими пользуюсь. По ним я научился установливать дату образования      населенного места. Надеюсь, что и по хут. Зайцево они помогут. Но сначала читателю надо разобраться, что это за книги? Разъясняю. В старые времена в      каждой церкви были метрические книги, как документ, куда вносили анкетные       данные о человеке, который обращался в церковь по поводу трех жизненно           важных  вопросов: зарегистрировать факт  рождения ребенка, факт смерти близкого человека, факт бракосочетания. В настоящее время эти книги хранятся в           государственных архивах. Чтоб ими заняться, надо, прежде всего, определиться: какую церковь, исходя из расстояния, могли посещать крестьяне, например, того же хут. Зайцево? Прикинул на глазок: ага,  церковь, например, Спаса Нерукотворного Образа. Садишься, находишь в компьютере (или в архиве) и читаешь. Вот, скажем, запись о Зайцевском крестьянине. Прекрасно. По такой записи можно установить фамилию, год и число проведения ритуала, место жительства, возраст, даже фамилии других участников данного мероприятия. А это, как правило, односельчане. О, наткнуться бы хоть на одну такую запись!

       За день одну, две, ну, три книги можно осилить. С каких начать? Полторацкий С.И. утверждал, что хут. Зайцево зародился в 1910 году. Хорошо. Вот я читаю книгу 1904 года. Как бы, прощупываю года. Нет хут. Зайцево. Читаю 1915 год. Опять – как бы прощупываю. Нет хут. Зайцево. С огромным интересом читаю соседние года, но всё впустую. Нет хут. Зайцево. Есть мещ. гор. Павлограда, кр.  Павлоградских хут., с. Вязовок, с. Юрьевка, с. Александровка, с. Терновка, с.         Кочерыжки, с. Богдановка, с. Прусенково, с. Городище. А хут. Зайцево и в помине нет.

     Значит, надо браться и за другие церкви, коих в гор. Павлоград под революцию (1917) стало восемь. Назову лишь главные, дабы не распыляться. Вознесенская, во главе с настоятелем, протоереем, отцом Симеоном Дементьевым, священником, отцом Николаем Боголюбовым, отцом Симеоном Немолвиным, отцом Василием Поповым; Успенская – священник Дмитрий Радковский; Нерукотворного Образа – священники Дмитрий Голубов и Александр Гладкий. [263].
 
     Побежали мысли, обгоняя одна другую. А вдруг, мол, крестьяне хут. Зайцево посещали, по неизвестной причине, скажем, Успенскую церковь гор. Павлоград?            Покопался в книгах этой церкви, взяв ниже годами -1899, 1900 годы, и убедился,  что в них нет записей не только о хут. Зайцово, но и о дер. Городище. [264].

      Пришлось несмело делать еще один вывод: а вдруг, мол, крестьяне хут.          Зайцево в самом деле посещали церковь Спаса Нерукотворного Образа, как и      крестьяне дер. Городище (хозяин земли ведь один - Лихачев), но записывались в книге - как из дер. Городище? Ведь, как сказано в книге Полторацкого С.И., перед 1910 годом хут. Зайцево, якобы, называли «выселком». А что такое «выселок»?   Словари, например, толкуют это слово, как «небольшой посёлок на новом месте,   выделившийся из другого селения». А если задать этот вопрос интернету, то тот  растолкует так: именем, мол, выделившийся поселок не наделяется, а крестьяне в документах пишутся, как, например, в данной ситуации, либо «выселок                Городище», либо просто «Городище». Вот и ищи черную кошку в темной комнате!

     Не знаю, прав ли тут я, нет, но для себя перечитал еще не мало исторических страниц и опять пришел к такому же выводу. Смотрите. В медицинских и ветеринарных отчетах за 1908 год хут. Зайцево нет, хотя болезнями (оспа, корь, холера) охвачены многие населенные места, есть их перечень. Что, на хуторе не болели? В 1915 году в одном из губернских журналов опубликовано перечень сель. Обществ Павлоградского у., а Зайцевского нет. Такой же перечень сель. Обществ опубликовано в 1917 году (правда, уточняю – Обществ, а не Товариществ), о Зайцевском и речи нет. Такой, получается, наш хуторок-невидимка! [265].
 
     Наткнулся на одно препятствие. Обжегся. Но есть еще и другое. Раздорская    церковь находится в 10 в., Хорошевская – рукой подать, Синельниковская –           рядом, Булаховская, куда земля западнее балки Зайцовой входила. Так, что пока, извините, придется, наверное, оставить затею с метрическими книгами. Не время, видимо. Не создана еще база для такой работы…

     Но вернемся к гор. Павлоград. Его создано на 181 дес. земли, хотя за ним        числилось 2905 дес., из которых 160 дес. - строевого леса. Насчитывалось семь   прямых да широких улиц. В 1860-м там уже было 1117 зданий: одно каменное,      одно – деревянное, частных каменных – 2, частных деревянных – 1113. [266]. Как и на территории Екатеринославской губ., так и в гор. Павлоград, лес не в         избытке. Печи в зданиях отапливались «кирпичом,  камышом, травой, бурьяном,   соломой». [267]. Тут даже не было еще магазинов и винных лавок. Зато прочих    мелких лавок было около трех десятков. [268]. В основном, торговали мелким        товаром. На ярмарки, коих было три, привозили товар на сумму не свыше 25 тыс. руб. [269]. Это почти всегда был скот: коровы, кони, овцы. Сюда наведывались      купцы из городов России - Тулы, Курска, Орла, Москвы, Петрограда, были даже из Варшавы. А к концу 19 в. на первое место вышла продукция переработки зерна.   Хлеб вывозили даже за границу. А раз так, то, соответственно, и Банки появились. [270]. Кстати, если заглянуть в 1908 год, то увидим в гор. Павлоград 4 ярмарки. Притом, крупные. Через них за год проходило до 12 тыс. КРС, 10 тыс. лошадей. На этих торговых площадках создавали гурты (до 184 шт. за год) из 6050 КРС и отправляли в Москву, Петербург, Харьков, Киев, Симферополь, Екатеринослав, Донецк. Но самыми крупными поставщиками были, как всегда, Воронежская губерния и область Войска Донского. Цены на ярмарках были, примерно, такими: вол – 90-300 руб., рабочая лошадь – 45-180 руб. [271]. К слову. Раз было животноводство, то за городом числилась Скотобойня, ветврачом при которой, например, в 1915 году, работал Беловзеров Г.И. [272].
 
     В середине 19 в. в гор. Павлоград функционировала табачная фабрика,            снабжавшая готовой продукцией город и уезд. На ней работало около 50 чел., а годовой доход ее составлял до 23 тыс. руб. Появились присутственные места,      такие, как соляной магазин, гостиный двор, острог, погреб для хранения денежной казны. Купцы занимались, в основном, торговым промыслом, а крестьяне –            землепашеством и скотоводством. [273].

     Кроме сказанного, в гор. Павлоград содержалось (1850) воинское                формирование – пехота. Военнослужащие расселялись на правом берегу р.             Волчьей. Для этой цели задействовалось 888 дв., раскинувшихся на семи верстах территории в виде трех деревень. [274]. Гор. Павлоград был включен в список         городов, участвующих в препровождении арестантов с точки в точку. Так, в одном из документов написано, что в  городе «имеется инвалидная команда, которая      препровождает арестантов до гор. Новомосковск». [275].

     По воле рока, в гор. Павлоград перебросили и расселили 135-й Керчь-              Еникальский полк с очень непростой биографией. Его история началась в 1798     году там, откуда и пошло его название – Керчь-Еникальский (Еникале). Бедняжка,  столько прошел ступеней реформирования, что обо всех и не расскажешь. Вот     одна из последних. В 1864 году солдат полка на кораблях отправили для               очередного реформирования до Херсона, Никополя. Оттуда пошли пешком на     Павлоград. 04.10.1864 года прибыли в город, расквартировались и стояли там до начала первой мировой войны. А потом тихо, незаметно пошли, как и все, защищать Родину. Эх, сколько хожено-перехожено воинами полка по Павлоградской Соборной площади! В каждый государственный праздник они колоннами ходили за полковым оркестром мимо командиров полка и уездного начальства. [276].

     Воевал полк в разных точках страны, но история запечатлела одно место – Таганаш (ныне это с. и ст. Соленое Озеро Крымской республики). В боях несли немалые потери. Раненных привозили в гор. Павлоград, тут отхаживали, так как в полку был лазарет на 60 кроватей, и – опять в строй. [277]. Погибших хоронили на Успенском кладбище. [278]. Так что память о полке сохранилась. Кроме того,        после отбытия полка на войну, остались казармы. Они кирпичные, двухэтажные,  длинные. Позже и их, конечно, не стало. Князь Кудашев Н.В. написал о полке стих:
 
«Побатальонно, поротно,
Выбыв из строя, смолк
Сто тридцать пятый пехотный
Керчь-Еникальский полк»
«Скошен косой пулеметной
В северной Таврии, смолк
Сто тридцать пятый пехотный
Керчь-Еникальский полк».  [279].

     Наверняка, каждый пехотинец полка, закрывая в последний раз веки на этом    свете, думал о гор. Павлоград, о его длинных улицах, о кварталах, сделанных, как по линейке…

     Говоря о гор. Павлоград, нельзя умолчать о р. Волчьей. Это два географических объекта, как брат и сестра. Им не дано быть друг без друга. Вот   и сейчас р. Волчья неплохо вписалась в это новообразование. Как раз против           города она сделала изгиб, выпуклой стороной обращенный к нему, и побежала     себе к р. Самаре. Глянешь на тот изгиб и думаешь: ну, и зигзагистая ты, мол,        барыня Волчья! На всем пути твоего движения сплошная крывизна! Где,                интересно, тот архитектор, который  составил для неё такой проект?

     И р. Волчья, и р. Самара сами по себе спокойные. Но весной, когда тает снег, и вода в гор. Павлоград разливается, иногда даже рвет мосты. Поэтому на р.              Волчьей изготовили паром. Разово он принимал 4 телеги и, преодолевая ширину речки в 25 саж., доставлял   их на противоположный берег. Иногда «дуб» использовали                для этого. Но он не всегда справлялся с задачей, и тогда простаивало много подвод. [280].

     Медленно, но уверенно, город «набирал высоту», расправлял крылья. Почему медленно? Потому, что, если оперировать цифрами, даже в 1879 году тут была    всего одна аптека. [281]. Потом, в 1896 году потомки Голенищева-Кутузова М.И.   построили Графский театр. [282]. Сейчас в том здании, кстати, расположился        драматический театр им. Б. Захавы. Этот человек, во-первых, родился в гор.        Павлоград, во-вторых, является режиссером, актером и доктором                искусствоведения. [283].
 
      В 1902-3 году озеленили главную дорогу от центра города до ст. Павлоград   (1 в. 328 саж.). [284]. В 1909 году отремонтировали каменную мостовую той же      дороги, затратив из губернского бюджета 835 руб. 05 коп. [285]. Запомнили? И - 05 коп! Это напоминает один из исторических фактов. В 1787 году Екатерина 2 ехала в Крым, но по пути посетила гор. Екатеринослав. Потёмкин  Г. А. преподнес ей      смету на строительство города. Она пробежалась глазами и улыбнулась. В           документе уж слишком бросалась в глаза цифра «01 коп». Спросила: «А  01 коп.   зачем написал?». Ответил: «Не знаю. Там умнее меня считали».

     Все это росло и приумножалось на глазах, а иногда и при участии членов          семейства Лихачевых. Кроме того, город был уездным, и связывался с деревнями и хуторами тысячами финансовых ниточек. И управляли теми ниточками тоже члены указанного семейства. Но об этом – позже.


Рецензии