Заячий след в истории. Глава 17. Дорога железная

 Продолговатый квадрат на ПГМ числился под №2. А владельцем земли            являлся Лихачев А.Ф. Но когда началось строительство железной дороги, то           указанный участок отдано под рельсы. Если сфокусировать внимание на этом      исторически важном  вопросе, то выглядел он, примерно, так. 4.10.1871 года         вышел именной Указ царя, в котором, кроме прочего, написано: «управляющему Министерства Путей сообщения утвердить в 29-й день минувшего июля постройку Лозово-Севастопольской железной дороги…            сделать нужные распоряжения об отчуждении из частного владения земель и других имуществ… в                вознаграждение владельцев за отчужденную от них собственность поступать на   точном основании существующих указаний. Александръ. В Ливадии». [322].

     Поскольку вопрос о том, как отчуждалась земля, и кто с кем рассчитывался, не входит в планы повествования, то назову лишь короткую аналогию. В 1867 году в Екатеринославской губ. шла бурная подготовка к строительству конной железной дороги (в два пути со станциями). Тогда этот вопрос официально рассматривался на Павлоградском уездном Земском Собрании. Принято решение «…отдать          имеющей образоваться кампании безвозмездно земли… Уступка земли должна    быть отнесена на счет всего Земства, а не отдельных лиц…  Если мелкие              землевладельцы будут возражать, то Земство вернет им  ущерб…». [323].

     Пришлось Лихачеву А.Ф. уступить ленту земли от дер. Городище до будущей   ст. Зайцево. А когда проложили железную дорогу, документ зафиксировал, что      теперь уже в Городищенскую в. входит «ст. Зайцево», сторожевые будки от №41  по №53,  а земли за ними закреплено 35 дес. 967 саж. [324].

     В 1877 году составлялись Вопросные листы на земли, не входящие в сель.      Общества и Товарищества. Вот, что в одном из них написано. Адресом земли под ст. Зайцево есть: Екатеринославская губ., Павлоградский у., 2-й стан (то есть,        Васильковка). Владельцем земли является Лозово-Севастопольская железная     дорога, участок Раздорской в. На вопрос – сколько в селении (станции) строений, сказано: 1 деревянное, крытое железом. На вопросы – имеются ли церкви,             промышленные заведения, постоялые дворы, ярмарки, везде написано - «не           имеется». На документе стоит длинный штамп, наподобие теперешних, на             котором – буквы «ЗАЙЦЕВО», и подпись начальника станции (неразборчиво): то   ли Детроменко, то ли Остроменко, то ли Ятроменский. Не помогли и                увеличительные стекла. [325].

     В книге Полторацкий С.И. написал, что «на 1014 км. Павлоград-Синельниково, в степи, в месте схождения балок Зайцовой и Дубовой, на землях Лихачева,         построено комплекс, со всеми инженерными сооружениями, для снабжения и        дозаправки паровозов водой: чаша-накопитель (1,5 км севернее балки Зайцовой), водосборник-очиститель, водокачка». И самое главное, что мне не дает покоя, так это то, что «в 200 м. южнее ст. Зайцево построено карьер (на склоне балки            Дубовой)». Тут, якобы, брали глину, изготавливали кирпич «для строительства     железнодорожних зданий». А местная газета добавила, что «с самого начала        создания станции (1873), она была, как небольшой грузооборот строительного      кирпича». [326]. Но к этому узлу вопросов еще придется возвращаться, так как наблюдаются расхождения в определении места нахождения кирпичного завода…


Рецензии