Заячий след в истории. Глава 19. Кто такие Зайцевы

Нынешние жители с. Зайцево помнят и чтят первых начальников станции. В том списке  есть фамилии: Тихов А.Н., Бузоверя, Уманский И.В., Толстов А.И., Калиниченко А.Я. Пользуясь случаем, что мне удалось буквально из деталей сложить биографию одного из них, а именно, Тихова Адриана Николаевича, то о  нем и речь. Справочники и словари ведают, что фамилия Тихов – исконно русская, произошедшая от имен Тихий, Тихой. (БЭС). От слова – тихий, спокойный, медлительный, некрикливый. Многие лица этой фамилии относились к аристократии. [327]. Родился в Петербурге, отчего всю жизнь и носил прозвище «столичный человек». Получить полное общее образование не смог. Время было такое. Но с желанием пошел работать на железную дорогу. Там, как он мыслил,   можно не только работать, но и повышать квалификацию, расширять свой             кругозор.
 
     А раз - железнодорожник, да еще такой, как он, старательный, то и переводили            постоянно со станции на станцию. Так однажды судьба забросила в мест.             Смолевичи, что в трех десятках верст от гор. Минск. Удивительная там местность, тишина, если не считать, что пару раз в сутки промчится почтовая кибитка. Улочка всего – пару верст в длину, обсаженная садами, огородами, роскошными липами с аистами на верхушках. Дома, церковь – все из дерева. Речушка Плиса шептала за огородами: бери, мол, удочку и приходи! А улочка, о которой уже упоминалось,     заканчивалась не кучами мусора, как это порой бывает, а знаменитым трактом, по которому Наполеон (1812) теснил русское войско к Москве.
 
     Отступление. В 1812 году главнокомандующим русской армии и ополчения в    борьбе с Наполеоном Бонапартом был генерал-фельд-маршал, самый старший   по чину среди русских генералов, Кутузов Михаил Илларионович – бывший командир  Луганского пикинерского полка, что в 1777 году дислоцировался в гор. Павлоград. Только теперь он  выглядел взрослее, мудрее, был тактичным и ловким. А после ранения в голову, в Крыму,  и второго, такого же самого, при штурме крепости Очаков, правый глаз его был изувеченным. И Наполеон Б., и  Кутузов М.И. хорошо знали артиллерийскую науку. Но случилось так, что российские войска отступали. Почему? Объясняется это так. Кутузов  М.И., как     достаточно опытный полководец, пришел к выводу, что армию Наполеона Б. просто, якобы, не взять, поскольку тот сильнее численностью и вооружением. А поэтому и начал отступать, чтоб заманить врага в ловушку. А когда начались сильные морозы, к чему французы не привыкли, у Бородино дал Наполеону Б. генеральное сражение и, к счастью, выиграл. На все века записаны в историю золотыми буквами слова: «Недаром помнит вся Россия про день Бородино». [328]. А сам Михаил Илларионович вошел в историю, как Светлейший князь…

     Но – о Тихове А.Н. В этом местечке Адриан Николаевич стал начальником        станции, которая находилась на окраине и называлась Вингенштейнская. Тут        обзавелся семьей, взяв в жены дочь местного священника, очень увлекающегося живописью, энергичную и волевую, хорошо образованную. Молодая семья была,  конечно, не зажиточной, но духовно – крепкая. У него ответственная работа.         Уважаемый человек. Кроме того, он никогда не сидел без дела: то слесарничал,   то столярничал, то охотился по лесу на зверя, то занимался канарейками, которых держал в доме. Жена же создавала благотворную атмосферу в семье.
 
     Эта пара всегда могла показать себя на людях. Например, когда к ним              приходили друзья, она могла развеселить гостей, играя на рояле, блеснуть            знанием французского или польского языков, он же мог спеть песню, сам себе       аккомпанируя на рояле, на гитаре, увлечь окружающих веселыми рассказами,       показом фокусов.

     В 1875 году у них родился сын – Гавриил. Имя ему дали в честь дедушки, который, как позже стало заметно, очень любил внука. Даже, когда садились за    общий стол обедать, всегда усаживал и его при себе. Потом родилась дочь. И      жизнь стала, хоть и заботливой, но радостной. Однако вскоре молодому                семейству пришлось опять упаковывать сундуки. На этот раз Адриана            Николаевича перевели на должность начальника ст. Зайцево Лозово-                Севастопольской железной дороги. Знали бы, как не хотелось покидать                полюбившуюся уже таинственную тишину местечка, дом с высоким крыльцом,       канареек, грачей. Но приказ принято выполнять.
            
     Переехали всей семьей. В глухомань! Что тут – сплошные степи, балки. На       новом месте в качестве помощника дали офицера в отставке по фамилии Ланге. Он окончил в  молодые годы кадетский корпус и считался, по тем временам,          грамотным человеком. [329].
 
     А теперь, поскольку Ланге сыграл, как считают Тиховы, неимоверно важную     роль в воспитании подростка, хотелось бы «нарисовать его портрет». Что это за  фамилия, каково ее место на Екатеринославщине и так далее? Но, как оказалось, слишком разогнаться не получилось. Всё – вокруг да около. Вот, например, что архивы говорят об этой фамилии. В 1815 году в Таврической губ. служил инспектором врачебной Управы Ланге, но документы не сохранили ни имени, ни отчества. [330]. В 1819 году Ланге Христиан прибыл из Пруссии и поселился в Одесском водворении. [331]. Не «густо». А вот в 1839 году в колонии Гнаденфельд зафиксировано аж четыре Ланге: В. – без расшифровки, Иоанн, Исаак, Фридрих. [332].
 
     А что касается фамилии, то она произошла от немецкого слова «lanq», то есть,            длинный. [333]. Во-вторых, из дворянского рода. Например, служил в 1767 году     лекарем полковник Ланге К.И., а его сын, ротмистр, Ланге А.К. в 1806 году работал судьей Верхнеднепровского у. [334]. А еще был в истории страны Ланге  И. Нет в документах отчества. Но портрет прямо кстати. В нем - характер этой     фамилии. До 1917 года работал шофером, в годы революции стал революционером, так как выделялся преданностью отечеству, честен, воспитан.  Ну, его и выдвинули на должность  председателя Гомельской ЧЕКа. В 1919 году произошел Гомельский мятеж, в котором и  он погиб. Вспоминают о нем с  уважением. Говорят, когда стрелял лично или посылал стрелять в людей, говорил товарищам: «понимаю, что это наши враги, знаю, что творю правое дело, но… не могу… понимаешь… не могу». Таким и остался в памяти: худощавый, пышные усы, концами кверху, кубанка, шинель… [335].

      И еще много Ланге было в России, особенно в медицине. Один из них, Петр   Иванович, лечил в Крыму, например, поэта Батюшкова К.Н., знаком с Пушкиным А.С. Кстати, рассказал как-то знаменитому поэту легенду, а тот, возьми, и положи ее в основу своего «Бахчисарайского фонтана». А вот о Ланге, что со ст. Зайцево, к сожалению, найти что-либо не удалось. Ну, разве, что добавить еще             однофамильца с инициалами «Э.К.», проживавшего в начале 20 в. в гор.               Екатеринослав, по ул. Управленческая, 4., и надеяться, что их связи со временем таки отыщутся. [336].
 
     Неизвестно, мог ли Зайцевский Ланге быть родственником «Э.К.», не нашелся такой ответ в литературе, но именно он сыграл в жизни детей семейства Тиховых важную роль. А дело вот в чем. Пока жили на ст. Зайцево, мать с отцом стали для детей первыми учителями. Он, например, обучал их арифметике, насколько,         конечно, мог. Она прививала грамоту, разные науки. Так продолжалось, пока не    встал вопрос о поступлении сына в гимназию. Но чтоб сына хорошо подготовить, родителям это не под силу. Пришлось просить Ланге. Тот, как-никак, считался       грамотным человеком. И он охотно взялся. Добросовестно работал с детьми         около года. Но перед поступлением сына в гимназию мать вдруг, по согласию с отцом, переехала жить в Павлоград. Что, дескать, это за учеба, если сыну каждый день приходилось ездить туда-сюда?

     Хоть и не совсем комфортно чувствовали себя Тиховы материально, но ради   детей шли на всё. В новом жилище появилась няня. И сами постоянно                воспитывали, обучали, наставляли. Но случилось то, что и должно было                случиться. В 1892 году Адриана Николаевича снова перевели, на сей раз на ст.    Симферополь. И семья, соответственно,  как нитка за иголкой, потянулась вслед, жалея уже и по Зайцевским степям, балкам, и  по далекому Смолевичскому дому с высоким крыльцом, канарейками, аистами. На новом месте отец продолжил          работать, мать – отдавалась семье, а дети учились…

     На этом можно было бы поставить точку. Но хочется сказать, все-таки, что сын, Гавриил, в 1893 году поступит в Московский Университет, окончит его, удачно      женится, уедет с женой в Париж, и, по рекомендации влиятельных людей науки,   будет работать с  телескопом. А когда прошагает еще много, много жизненных     ступенек, то станет выдающимся ученым-астрономом: членом-корреспондентом  Академии наук СССР, академиком Академии наук Казахской СССР, где многие годы жил и работал.

     Можно согласиться с теми, кто скажет, что Гавриил Адрианович, мол, не в        тему, а о нем так много пишется. А как, простите, не говорить о великом человеке, стартовавшем в жизнь с нашей маленькой Родины? Поэтому добавить кое-что еще придется. Вот его фотография. Разве не интересно? Темный пиджак, белая          рубашка, галстук. Лицо худощавое, клином книзу, рыжие усы, бородка, лоб            высокий, волосы с залысинами, гладко зачесанные. Доктор физико-                математических наук! Занимался исследованием Марса. Принимал участие в 20   научных экспедициях. Один из разработчиков теории «гравитационных линз».      Имел более 230 публикаций. В 1945 году впервые применил слово -                «Астроботаника», с тех пор создано даже такой сектор. Но еще не всё. Он написал и выпустил в свет книгу «Астробиология», которую и сейчас можно почитать на сайте ДОУНБ. Награждался орденом Ленина, орденом Трудового Красного знамени, премией  Парижской Академии наук, двумя премиями русского астрономического общества. Его именем названо кратер на Луне и Марсе, малая планета 2251, улица в гор. Алмааты. [337]. Вот вам и – ст. Зайцево!

     Осталось, правда, и «пятно» на биографии Гавриила Адриановича. В 1930        годах, когда в стране шли повальные аресты по делу «Академии наук», попал и он под раздачу. Даже сидел некоторое время в тюрьме. Но оправдали.
     Свой жизненный путь, отмерянный Богом, прошел честно. Не стало его в 1960  году. Но фамилию Тиховых поднял до звезд, которыми всю жизнь занимался…


Рецензии