Заячий след в истории. Глава 20. Немцы-колонисты

  Уже упоминалось, что в 1888 году в Павлоградском у. насчитывалось 247793   душ населения, из которых 9254 – лютеране. Что это за люди, как тут оказались? Как говорит словарь Ожегова С.И., лютеранство – это «крупнейшее направление                протестантизма, возникшее в 16 в. на основе учения Лютера, и распространенное в Германии…». А я добавлю: и не только там. Но речь пойдет лишь о немцах-       колонистах. Оказывается, те 9254 душ лютеран – это и есть люди, прибывшие из  Германии и расселившиеся на землях уезда.

     А почему их назвали колонистами? Потому, что, опять-таки, если сослаться на             энциклопедию, название произошло от слова колония, то есть, «отдельное            компактное поселение». Правда, расселились они не самостоятельно – кто,           например, где хотел. Их  расселили, наделили землей, помогли обустроиться,       контролировали жизнь специально  созданные под эту программу                государственные органы. Для того, чтоб описать эти процессы, мне надо было изучить архивные материалы. В частности, восемь дел фонда №6 ГАОО. Они имеют общее название «Попечительский Комитет об иностранных поселенцах юга России». Охватывают 1800-1877 годы.

     Эти дела раскрывают глаза на само явление. Повторюсь: хаотичного                заселения не было. Наоборот, были созданы колонистские округа. Их много. Но   для примера можно часть назвать, тех, которые в делах чаще повторяются:          Бердянский, Молочанский, Мариупольский, Либентальский, Шведский, Хортицкий, Клястицкий, Кучурганский, Глихетальский, Зельцский, Нейзацкий, Кагульский,       Прутский и так далее. За каждую букву в названиях, простите, не ручаюсь, так как выборку делал из рукописных текстов, а почерк там не всегда читабельный.          Кроме того, в губерниях были учреждены Попечительские Комитеты. Например,  Одесский, Екатеринославский, Таврический. Существовал даже такой термин, как, например, «Екатеринославское водворение, Одесское…».

     Рассказ пойдет о «Екатеринославском водворении». Где на территории нашей              губернии расселяли немцев-колонистов? В основном, на землях                Верхнеднепровского, Александровского, Мариупольского и Павлоградского у.      Меньше всего – в последнем. Все поселения Павлоградского у. вошли под            духовную юрисдикцию Иозефстальской колонии. А низовые, то есть, сельские       колонии, сами образовывали руководящие органы, которые назывались                Приказами.

     Главным органом в этой цепи был, конечно же, Попечительский Комитет. Он                располагался в гор. Екатеринославе и руководил почти всеми жизненно-важными             процессами. Без его согласия, например, никто не мог получить звание                «колонист», основать колонию, собственное хозяйство, принять хозяйство             умершего родственника, взять землю в аренду, перейти из колонии в колонию, из менонитского звания в лютеранское (под патронатом Комитета были и менониты), купить в колонии недвижимое имущество, оформить наследство, отлучиться из     колонии, скажем, «для организации зимовки скота», поступить на военную службу, завещать свое имущество, разместить в селе базар, построить общественно         значимые объекты (школу, баню, магазин), продать  общественных овец,               возвратиться в свое отечество, если тут не понравилось. Комитет по своей            инициативе мог выслать за границу «неисправимого колониста», уволить из            колонистского звания, запретить выезд за границу без русского паспорта и так      далее. Перечень, разумеется, не полный…

     Комитет рассматривал жалобы, рапорта колонистов. А их, как замечено, в архиве - море. Притом, по каждой (каждому) из них заводилось дело. В основном, они такого характера: спор о земле, о налогах, о хозяйстве, об обидах,                нанесенных колонистами, о наследстве, о браках колонистов…

     Комитет руководил колониями. Встречались, например, такие дела, как: о         ссудах колонистам, о правильном устройстве пастьбы скота и овец, об устройстве быта безземельных колоний, о проверке земли в той или иной колонии. Кстати,    Казенная палата обложила колонистов налогом (на государственную землю) по 2,5 коп. с души. Далее: о наделении землей колониста, о взыскании с колониста за неправомерные деяния, скажем, за порубку деревьев, об оплате учителям             колоний, о строительстве школ, училищ, о заготовке в колониях подвод и лошадей для проходящих войск, об отдаче в оброк рыбной ловли. Кстати, с 1847 года рыбу на р. Самаре, в границах Иозефстальской  колонии, уже ловили на законных         основаниях…
 
     А немцы, что жили в селах, деревнях, хуторах, создавали Приказы, сель.         Общества, избирали руководящие органы – старосту, смотрителя, обершульца,    бейзимера, письмоводителя и так далее. Создавали Почту. Утверждали в             Попечительском Комитете план села, им и руководствовались. И если вдруг          оказывалось, что по земле Общества пролегает, например, почтовый тракт,          требовали перенести. В селе велась Межевая книга. Все делалось строго по         правилам, установленным Попечительским комитетом.

     Занимались, в основном, сельским хозяйством: выращивали зерновые,             огородную и садовую продукцию. В моде было виноградарство. За счет его сырья промышляли виноделием. Содержали в селах общественные овчарни. Даже,        когда начался бум по выращиванию новых пород овец (начало 19 века),                колонисты охотно ездили в Царское село и покупали там Испанскую породу овец. Развивалось шелководство. В 1852 году, например, Иозефстальская колония        приобрела шелкомотальню. Модно и выгодно было содержать мельницу,               изготавливать кирпич, черепицу. Немало работали и по благоустройству общей    обители. Так, Иозефстальская колония не раз выполняла работы по высадке        деревьев на сыпучих песках.

     А вообще, немцы-колонисты зарекомендовали себя тружениками,                рационализаторами, изобретателями. Не случайно, когда в 1846 году в Москве     проходила выставка немецкой продукции, Император наградил менониста             колонии Альтанау Варкентина Б. малой золотой медалью за изобретение плуга с четырьмя сошниками. Они везде преуспевали. Поставили шелководство на новые рельсы. Дали стране много изобретений, таких, как зерноочистительную машину, чан, устройство для очистки зерна, для сушки фруктов, немецкую телегу и так       далее. [349].
 
     Колонисты были заинтересованы в обустройстве своих сел так, как хотели. Решили построить сиротскую школу, добивались разрешения. Иозефстальская     колония, к примеру, в 1859 году построила. Много материалов о строительстве     молитвенных домов, мостов, об открытии аптек, хлебных магазинов, об                учреждении базаров, питейных домов. Кстати, о последнем. Попечительский        Комитет запретил танцы и музыку в этих домах.

     Все это, конечно же, делалось с разрешения Попечительского Комитета. Надо             выкопать колодец, пожалуйста, напишите заявление и ждите разрешения. Вот      пастор колонии просит, чтоб ему разрешили занять место учителя в другой             колонии. Разрешили. Второй просит разрешения о покупке земли у менонита.       Третий – купить или продать скот. Четвертый – выехать из колонии по                непредвиденным обстоятельствам. А если выехал без разрешения, ведется          расследование. Короче, все вопросы опеки колонистов лежали на Комитете:          купить землю колонисту, лес для строительства хаты, выдать ссуду для                приобретения имущества колонистом. Колонист был осведомлен, что вокруг него        происходит, так как выписывал и читал газету «Собеседник». А если уж у кого-нибудь появлялось недоверие к Комитету, то, пожалуйста, жалуйтесь в                Министерство госимущества.
   
     Немецкое село – это компактная территория. Хаты, в большинстве своём,         деревянные. А кто не мог добыть дерево, строил из жердей, глины. [350]. Дома,    дворы обсаживали деревьями. Среди них обязательно были тополя, груши, белая акация. Сами выращивали саженцы деревьев. А использовали либо для себя,      либо на продажу. Таким образом, поскольку южная часть Павлоградского у.          оказалась не слишком богатой на лес, то они, в какой-то степени, этот недостаток восполнили. [351].
 
     А кроме прочего, и кладбища устраивали свои. Покойника хоронили там, где он        перед смертью пожелал. Могилы изготавливали так, чтоб располагалась с запада на восток. При этом ноги должны находиться с восточной стороны. Якобы,             существовала легенда, согласно которой, когда наступит конец света, то покойник встанет и увидит восход солнца. На могиле устанавливали либо деревянный,       либо металлический крест.  На них, как правило, белой краской писали фамилию и имя.

     Нас часто удивляют рассказчики безукоризненным поведением немцев. А         каково оно  на самом деле? Образец абсолютной порядочности? Нет! Уж слишком много материалов, где – побои, покупка воровских вещей, утопление в колодце,    кража лошадей, подвод, сена, снятие колес, кража скота, хлеба, занятие денег без возврата, неуплата налога, грубость, буйство, заставляют думать об обратном.    Но, хочется добавить, что если уж кто и поймался, то получит свое.                Практиковалась, например, даже такая мера наказания, как 50 ударов розгой…

     Колонистских «заездов» из Германии на Екатеринославщину было несколько.              Начались они еще со времен царствования императрицы Екатерины 2. В               Павлоградском у. они жили в с. Раздоры, с. Прусенково, с. Романовка                (Мариенфельд), с. Веселое (Эйгенфельд) и так далее. И вообще, позже еще придется встретится с окончанием «фельд» много раз. Что ни немецкая фамилия, то и окончание - «фельд». Что означает этот «хвостик»? Оказывается, «фельд»    это коммуна. То есть, каждый немец-колонист подчинен одной организации, и       руководствуется лишь ее правилами. В колониях были лютеранские приходы, как низовая религиозная инстанция. Для колонистов Павлоградского у. и                прилегающих к нему уездов, как уже упоминалось, он находился в с. Иозефсталь Новомоскоского у.
   
     Колония Иозефсталь - старая структура, созданная еще в 1789 году под                Екатеринославом-Кильченским (Новомосковск). Первоначально ее называли –                Юзефсталь. А история создания выглядела так. Как только Екатеринослав-первый ушел  на новое место, а там зародился Новомосковск, то многие жители тех мест перенесли свои дома выше от устья речки Самары, а их место заняла указанная   колония. [352]. Для первых поселенцев там специально перестроили старую          армянскую церковь под кирху. А когда появились еще немцы, колония разрослась и стала преуспевающей. Например, в 1903 году в ней насчитывалось 108 дв., 1800 жит., была школа на 150 мест, 2 мельницы,  каменоломня, кирпичный завод. В конце 19 в. колонию переименовали в с. Иосиповку. [353].
 
     По сведениям 1910 года, числилась Иозефстальская в., более 1 тыс. жит.,        школа, лавки. Колонисты занимались шелководством. Историческая память            сохранила и такой  факт. В селе покоится тело немецкого попечителя колоний      Контаниуса С.Х. [354].

     Что это за личность, если уж – историческая? Не многие книги пишут о нем, но все же! Родился, якобы, в Селезии. Где-то между 1730 и 1750 годами. Точности ни в месте рождения, ни во времени нет. Ученые спорят. Якобы, был сыном бедного священнослужителя. Изучал филологию. А когда приехал в Россию, тогда ему исполнилось 25 лет, стал обучать дворянских детишек. Позже кем только ни приходилось быть: и Почтмейстером (тут стал Коллежским актиариусом); и военным провиант-поручиком (тут стал Провиантмейстером); и ротмистром в полку (тут стал секунд-майором); и работал по Сенатским делам; и стряпчим в Курляндской губ.; и советником географического департамента (тут стал надворным советником).

     Короче, оказался в нужном месте, в нужное время. В 1798 году его направили в Новороссию изучать жизнь иностранных поселенцев. Составил правдивую справку.  И за это был возведен в коллежские советники. А вскоре получил назначение туда же в качестве главного судьи Конторы Опекунства, где и служил до 1818 года. Всю трудовую жизнь посвятил вопросам расселения и обустройства колонистов.

     Его знала вся Новороссия. И когда на 81 году умер, его прах захоронили в Иозефстальском храме. Но годы-то не стоят на месте. А вслед за ними меняется и жизнь. И не всегда в пользу одной стороны. Так произошло и тут. Иозефстальской колонии, как таковой, давно уже нет. А прах где?

     Теплым весенним деньком 2002 года студент (без имени) исторического факультета удил рыбешку на р. Самаре. А она, как известно, омывала бывшую Иозефстальскую кол. Сидел на камне. Но когда потребовалось сходить в камыши, что – за спиной, обнаружил там черный мраморный камень. Присмотрелся. На нем – немецкие и русские буквы. Что это? Стал разбираться. Выяснилось, с этого камня рыбаки удят рыбку. Но как будущий историк, докопался, что это отнюдь не камень, а надгробная плита Контениуса С.Х. Вот как бывает в истории…

     А облик его всё так же смотрит с портрета на нас. Убеленный сединами, в черном вицемундире, этакой спокойный, благородный. Воротник фрака плотно подпирает подбородок, щеки. А с лицевой части этого одеяния смотрит на нас Звезда ордена Святой Анны 1-й степени, кавалерский крест Мальтийского ордена 3-й степени… [355]. Годы деятельности Иозефстальской колонии оставили в нашем сознании неизгладимый след. Запомним ее. Сначала она была Иозефсталью Александровского у. Екатеринославской губ. Потом ее переименовали в Йосиповку. Сейчас – Новоселовка Новомосковского р-на. [356]. Судьба колонии незавидная. Во время коллективизации (1930-е) ее, как и              православные церкви, закрыли. В войну (1941-3) бомбили. Сейчас там  немцами и не пахнет. Документы сданы в архив. А вокруг того места разрослись дачные             кооперативы.
               
     К Иозефстальскому приходу (1899-1916) относилось 141 населенное место       губернии, в которых проживали немцы-колонисты. От Павлоградского у.                числилось 42 места. Например, Славгород, Веселое, Зайцево, Ивановка,              Илларионово, Клейн-Фельд, Романовка, Синельниково и так далее. [357]. Туда колонисты ходили и ездили, проводили там обряды крещения, бракосочетания,    развода.
   
     Но в данном повествовании желательно бы рассмотреть тех колонистов,           которые жили на землях Лихачева. На ПГМ это участки №2 и №3. Они лежат        параллельно. Начинаются от гор. Павлоград, с. Булаховка и тянутся двумя лентами до ст. Зайцево. Почему именно они интересуют? Потому, что, как             кажется, поскольку от хут. Зайцево находились близко, то и судьба у них,               примерно, должна быть одинаковой. Может, именно через них, что ли, удастся      выйти на ответ к вопросу - немцы ли основали хутор?
 
     А как, интересно, немцы-колонисты оказались на участке №2, 3 (ПГМ)               Булаховской, Городищенской (Павлоградской) в. или рядом с ними? Ответ             напрашивается сам собою. Раз создано Иозефстальскую парафию, то и их,           соответственно, Екатеринославский Попечительский Комитет расселял вблизи её, чтоб они могли туда ходить, ездить, ибо от неё зависели многие жизненные          вопросы. Если изучить интернетовское Радикал-фото карту, на которой                схематично изображены немецкие колонии Екатеринославщины, то на  указанных участках ПГМ (№2,3) Павлоградского у. обнаружатся с десяток колоний. А             энциклопедия Дизендорфа В.Ф. «Немцы России» расскажет о них. Но, как уже сказано, все они не нужны, а - лишь те, которые входят в интересы нашего            повествования…

     А закончить хотелось бы так. Годы пребывания немцев-колонистов у нас не всегда были счастливыми. Во всяком случае, на двух моментах стоит остановиться. Первый. Когда началась первая мировая война (1914-1918), их выслали в определенные властями места, и жили они там под надзором. Германия ведь воевала против России! Правда, как сообщает печать того времени, вели они себя в новых местах хорошо. У них начали скупать землю, скот. Особенно пользовались большим спросом корова и бугай красной породы. За них давали любие деньги. А немецкие школы, коих в Павлоградском у. насчитывалось семь, с участком земли при каждой от 600 кв. саж. до 1,5 дес., с огородом, садом, передали новым хозяевам. Под эту операцию так же попала земля немцев-колонистов с. Рыбальского Новомосковского у. 1400 дес. её приобрело губернское земство для колонии душевно-больных при ст. Игрень. [358]. Не лучшая участь выпала им и в годы второй мировой войны (1941-3). Их всех эвакуировали в Казахстан, откуда вернулись немногие, остальные уехали в Германию.
 


Рецензии