Из рода джигитов!

Пока встречаются в мире такие источники доброй энергии и красоты,как Мухтарбек Кантемиров,можно верить,что мир этот выстоит,выправится,обретет утраченную гармонию!


   Он из славного рода осетинских джигитов Кантемировых-цирковых наездников и каскадеров. Основатель династии Алибек Тузарович Кантемиров начинал еще до революции,конмальчиком в Пятигорске,а стал создателем отечественной щколы джигитовки и конных трюков в кино,постановщиком  конно-цирковых программ,прославивших советский цирк во всем мире! Группе "Али-бек" рукоплескали зрители многих стран Европы,Америки,Азии. Алибек Кантемиров воспитал сотни учеников,достойных продолжателей традиций школы,и первыми среди них были сыновья-Хасанбек,Ирбек и Мухтарбек,непревзойденные наездники,первые исполнители  конных трюков в кино и на арене. Унаследовав от отца дело всей жизни,они пошли по нему собственными путями,что закономерно в любом творчестве,когда у настоящего мастера появляются свое  видение,свои планы и творческие приемы.
   Днем рождения конного театра "Каскадер" можно считать 28 августа 1987 года, когда в Гаграх состоялась премьера с программой "легенда о Золотом руне",а появился театр,естественно несколько раньше-стараниями прежде всего самого Мухтарбека Кантемирова с группой единомышленников,при активном содействии тогдашнего председателя Федерации конного спорта СССР Михаила Семеновича Буденного и летчика-космонавта Виктора Васильевича Горбатко,тоже заядлого конника. По их ходатайству Моссовет дал разрешение Госкомспорту СССР организовать на Планерной Центр по подготовке лошадей олимпийского резерва,откуда наши ведущие спортсмены могли бы выбирать себе уже подготовленную лошадь. При этом Центре был создан конный театр "Каскадер",в обязанность которому вменялась пропаганда конного спорта и содействие кинематографу в постановке конных трюков и сцен. За казенной сухостью формулировок скрывался упорный труд по созданию зрелищных программ и съемки в ряде известных фильмов.
   Первые же выступления в стране и за рубежом принесли группе широкое признание и любовь зрителей. В 1988 году-первые и успешные гастроли в Болгарии,в 1989 году терне по Западной Германии,когда немцы стоя рукоплескали "русским " джигитам. И в том же году поездка во Францию,когда "Каскадер" стал обладателем Гран-при на фестивале нетрадиционных театров в Гренобле. Согласитесь ошеломляющее начало. А ведь идею такого театра,где бы лошади наравне с людьми были артистами и создавали сценические образы и действие,мечтал осуществить еще "батя",как в семейном кругу сыновья ласков называли отца. Алибеку всегда было слишком тесно на 13 м кругу арены,и вот его сын осуществил его мечту.
  Но помимо лошадей нужны были люди,артисты,конники. Хотя быть просто артистом в "Каскадере" невозможно.Тут все разносторонние спортсмены-гимнасты,акробаты,рукопашники.В этой универсальности коллектива залог успешной работы театра,и эта работа приносила свои закономерные плоды. В 1990 году в Санкт-Петербурге театр представил на суд зрителя новую программу "Россия в седле",а уже в следующем году,в Москве,в Лужниках,на Малой спортивной арене состоялась премьера программы "Прощай и здравствуй Русь".Эта программа заслужила восхищение тысяч зрителей и стала одной из лучших в творчестве "каскадера".
  Но как всегда бывает в России,любой успех имеет другую,скрытую от зрителей сторону,весьма важную для жизни коллектива. Собственной базы у кантемировцев не было,а это значит они зависели от любой прихоти хозяев арендного помещения и чиновников. Так случилось еще в 1989 году,после выделения "Каскадеру" павильона в Сокольниках,где позднее с успехом проводились всероссийские конные выставки "Эквиросс",в первую же зиму руководство парка,чтобы выжить конный театр,не придумало ничего лучше,чем отключить электроэнергию в павильон. И это при том,что прежде самих себя кантемировцам нужно было заботиться о своих четвероногих партнерах-лошадях. Так начались мытарства перестроечного периода .По городам и весям,арендуя помещения у хозяев и хозяйчиков,часто недобросовестных. Главное было обогреть и накормить лошадей,а сами артисты,по принятой у нас дурной привычке,ютились в каких-то вагончиках,сараях. И это при огромных творческих потенциалах и планах коллектива.Преступление чистой воды,но кого этим удивишь даже сейчас,а уж в лихие 90-ые...
   Спасение "Каскадеру" пришло из-за границы. В 1993 году правительство Болгарии через "Балкантурист" пригласило уже понравившихся "русских джигитов" на новые гастроли. Близ Варны,на известном курорте Золотые пески,была построена площадка под название "Конный пикник". Наши каскадеры стали гвоздем программ развлечений для местных и иностранных гостей курорта. Появились друзья среди болгарских конников,спортсменов,бизнесменов. И намеченное на осень возвращение в Москву отменяется общим решением коллектива. Слишком ненадежной была перспектива оказаться не у дел в эпоху беспредела.
   Болгарский период "Каскадера" растянулся на долгих 6 лет. Хотя эти годы были наполнены и выступлениями и творческими поисками,и конечно мечтами о возвращении на Родину. Увидеть своих любимцев москвичи смогли лишь однажды,на праздновании  850-летия Москвы,в 1997 году,когда на Тверской артисты-кантемировцы изображали древнерусских витязей,а сам Мухтарбек с мечом в руке на могучем белогривом коне Лурике в роли Юрия Долгорукого вручил этот меч,ка символ единения русских земель,мэру Москвы Юрию Лужкову.
   Работая в Болгарии,артисты театра контактировали с коллегами из болгарской Федерации конного спорта(являясь ее коллективным членом)и болгарского Иппик-клуба. Они помогали ставить конные трюки и баталии местным режиссерам,обеспечивали культурную программу на Кубке мира по конкуру в Пловдиве,передав свой гонорар варненским детским домам. Наши парни и девушки пользовались огромной любовью зрителей-болгар и поддержкой от властей Варненского округа,на выступлениях "Каскадера" всегда гремел шквал аплодисментов и громкие крики зрителей-"Браво братушки!
  Провожали кантемировцев без преувеличения всем миром. Лошадей и весь реквизит группы в знак дружбы погрузили бесплатно. А Родина встретила артистов полным беспределом. На брянской таможне,несмотря на все представленные необходимые документы,фургоны с лошадьми продержали в отстойнике на июньской жаре четверо!!! суток,вымогая  деньги за каждое ведро воды. Воистину-нет пророка в своем Отечестве!
  И все таки дом есть дом,и коллектив с нетерпением ожидал возможности встретиться со зрителями,показать свои новые программы. И тут "Каскадеру наконец-то повезло! Под свою опеку группу взял сам Сергей Шойгу,тогдашний глава МЧС. По взаимной договоренности,кантемировцев разместили на конюшнях Академии МЧС в Новогорске,где уже имелся новый манеж и все необходимое для обучения курсантов верховой  езде. А ведь лошадь в нашей стране еще в очень многих ситуациях и местах может стать единственным транспортным средством при оказании помощи попавшим в беду людям. Преподавателей конной подготовки возглавили братья Ирбек и Мухтарбек Кантемировы,а инструкторами стали многие спортсмены труппы. Ну и конечно им не чинилось никаких препятствий для выступлений,чем коллектив и воспользовался для радости поклонников.
   Хотелось бы хотя бы вкратце(хотя можно и очень долго) рассказать об артистах "Каскадера". Без них,по словам "дяди Миши"(так за глаза любовно называют ребята своего мэтра),без этих прекрасных парней и девчонок "Каскадер" бы не состоялся. Как уже говорилось тут все универсалы и не только в спорте. Театр для них-дом родной. Все они,в хорошем смысле фанаты,и труппа-единая семья. Иначе тут нельзя. Лошади занимают практически все время. В общепринятом понятии,у конников просто не бывает свободного времени. Все им по плечу. И ребята и девушки могут стачать сапоги,перетянуть седло,проклепать наборную сбрую или сшить папаху. Сам Мухтарбек,как и любой конник любит работать с кожей и мастерить из нее настоящие шедевры. И конечно же кантемировцы сами ухаживают за лошадьми-куют,чистят,лечат,убирают(отбивают) денники,косят траву или грузят мешки с овсом. Здесь царит единение и взаимовыручка. Поэтому общаться с коллективом "Каскадера" одно удовольствие. С какой радостью рассказывают они о театре,о товарищах,о лошадях(ну о лошадях могут сутками говорить-это их главная любовь). Здесь редко услышишь слово "я",только "Мы". Ну и конечно общая черта-огромная любовь и уважение к своем мэтру-Мухтарбеку(так без отчества,он просит себя называть в беседе),и как к личности,и как к профессионалу. В свои шестьдесят с гаком,он в прекрасной форме,нисколько не утратив осанки горца,а наездник такой,что видавшие виды бесстрашные мексиканские ковбои "чаррос" без сомнений приняли его в свою ассоциацию почетным членом,а это очень и очень весомо. Он и сейчас выступает в номерами джигитовки,рубит лозу,лихо вращая шашки в обеих руках. Мухтарбек в седле с младенчества и с труппой отца вырос в прямом и переносном смысле(он самый высокий в семье,и по параметрам вроде бы не подходит для верховой езды,но успешно это опровергает),участвовал в съемках кино и как каскадер,и как актер(многим он знаком конечно по прекрасному фильму "Не бойся,я с тобой!",где сыграл одну из главных ролей со своим давним другом Львом Дуровым и звонкоголосым Поладом Бюль-бюль-оглы). Первое впечатление от этого человека-благородство и внешнее(он просто красивый мужчина) и внутреннее)прекрасно общается с уважением к собеседнику) и сила(и внешняя в мускулах в движениях и духовная-вот сейчас показывает икону на тисненой коже,будущий подарок друзьям). Джигит,по его мнению,это не просто человек умеющий держаться в седле, это целый кодекс чести,поведения,общения. Джигит-это рыцарь!Пусть тебе пять или девяносто пять-без разницы!
   Как Мухтарбек работает с лошадьми. Что касается пород,то он предпочитает горские породы(что и понятно для осетина),орловцев,буденновцев. Не берет в работу чистокровных английских. Очень нервные, говорит. А вот восточно-болгарский жеребец Апел пришелся вполне ко двору и с успехом вступает и в программах театра и в конно-спортивных состязаниях. Гордость труппы советский тяжеловоз Риал(просто Рома в обиходе). А легенда Кантемировых-это общеизвестный советскому зрителю Буян,терский красавец и умница,который после съемок в фильме "Смелые люди" был оставлен в труппе и прослужил верно почти три десятка лет. Ирбек любит арабов.Его серый Асуан стал в 1999 году чемпионом "Эквиросса",там же дипломы получили рыжий Апел и чалый богатырь Риал. Он,кстати,имеет очень ценное происхождение,являясь единственным наследником двух чемпионов советской тяжеловозной породы -Римлянки и Люберта. А наш "артист" терский Барс(Барсик),многие годы выходит на сцену "Ленкома". Важная деталь-все наши лошади-жеребцы, мы никогда их не кастрируем,чтобы не погасить азарт сердца животного. И в старости не отдаем на"мясо",а обязательно пристраиваем в хорошие руки. Вот в Академии МЧС учебные лошади почти все наши старички!
   Лошадей я выбираю по глазам,рассказывает Мухтарбек, не всякий жеребчик может стать артистом,тут тоже нужен талант,вернее набор определенных качеств. Обычно мы берем трехлеток  уже заезженных и начинаем свое обучение. Собственно оно продолжается всю карьеру четвероногого артиста,да и мы,люди,учимся вместе с ними!
  Краткие ,но емкие характеристики людей в труппе дает ее директор Анатолий Клименко, сам человек весьма незаурядный,но о себе говорит скупо. Люди в "Каскадере" как драгоценный мазок кисти художника на полотне,затушуй кого-то и картина станет блеклой,не полной!Образно,но верно,согласитесь!
  Кого либо выделять из когорты дело неблагодарное,не хочется пусть и невольно забыть,не оценить...
  Вот Олег Кантемиров,тоже член великой династии.Прекрасный наездник,каратист(черный пояс)каскадер.Дублировал Сана Саныча(Льва Дурова) в сценах карате.Возглавлял кафедру физвоспитания Владикавказского университета.Сейчас работает по контракту в Канаде,обучает тамошних киноковбоев.
  Другой Олег-Щербаков с первого дня в труппе,выполняет самые сложные трюки. Снятлся в фильмах "Волчья кровь"и "Сибирский цирюльник".
  Артур Березин,один из ведущих наездников театра уехал  на съемки в ЮАР по приглашенияю Коламбии Пикчерс.
  Ирбек Персаев-исполнитель одной из главных ролей в "Волчьей крови",ныне не в группе,но связей с ней не теряет.
  Молодые наездники-Игорь Сазонов,Валерий Ерыкин,Орлан Монгуш,и обаятельный силач Костя Никитенко ныне прекрасные артисты,и с трудом верится,что не так давно не знали,как правильно садиться в седло.
  Также не ведал когда-то ни о лошадях ,ни о джигитах и Максим Строганов,цирковой гимнаст,но после службы в Голицинском конном полку Госкино "заболевший" лошадьми.Ныне один из ведущих артистов труппы.
  А вот Дмитрий Гизгизов,каскадер по наследству.Его отец Александр Гизгизов был одним из лучших советских трюкачей.
  К лучшим наездникам театра относятся без сомнения Илья Башмаков и Клим Плохотнюк. Улыбчивый симпатяга Илья на Апеле понравился многим на выставке "Эквиросс-99".Вместе с женой Ириной и дочерью Юлей,он составляет  одну из многих в "Каскадере"  династий.Его 16-летняя дочь Юля,выступала в Пловдиве на двух лошадях и заняла в итоге третье место. Климентий -человек очень скромный и очень мастеровитый,выковать подкову или прошить сбрую для него такуж легко,как и перепрыгнуть барьер из копий на двух(не связанный между собой) лошадях.
  Лена Драгомирова-конник-фанат,наездница от природы,русская звезда на съемках "Полицейской академии",
  Лена Щербакова,жена Олега,мастер спорта,тренер, с успехом снялась у Михалкова в "Сибирском цирюльнике".
  Надя Хлебникова попала в театр еще маленькой девочкой.А ныне наравне с мужчинами выполняет сложнейшие трюки.
  Таня Быковская дебютировала еще в Лужниках на Скифе в программе "Прощай и здравствуй Русь!"Ныне она молодая мама и после получения высшего образования стала в театре менеджером рекламы.
  Подрастает и юное поколение кантемировцев.О Юле Карповой мы уже рассказали,а вот еще отважная малышка Катя Щербакова,дочь Алены и Олега,уже выступала с богатырем Костей Никитенко на его любимце Реале в Сокольниках.
  Несмотря на многочисленные трудности, коллектив "Каскадера" и его руководитель Мухтарбек Кантемиров смотрят в будущее в оптимизмом,но делают для этого все возможное,не ищут легких путей,трудятся. И этот труд приносит им радость и веру в торжество добра и справедливости!
  Анатолий Клименко,окончивший высшие курсы ВГИКА по подготовке руководящих работников кинематографа,сегодня увлечен разработкой проекта новых конюшен на месте старых казарм в Новогорске. Там будет все необходимое для людей и животных!Приезжайте на открытие и сами увидите !Кроме хозяйственных планов у нас много творческих. Будем выступать на праздничных площадках города,расширяем связи с Ассоциацией каскадеров России,ведь ее глава Александр Иншаков-наш давний друг и коллега. Конечно нужны деньги,ищем и находим спонсоров,ведь лошадей любят у нас и богатые люди. Но главное наше направление -развитие и пропаганда конного спорта,верховой езды,лошади-этого давнего и,уверен,вечного друга человека!

      Это более полная версия моей статьи в журнале "Золотой Мустанг" за 1999год.
  Благодарен судьбе,за то,что дала мне возможность познакомиться с прекрасным человеком Мухтарбеком Алибековичем Кантемировым, к сожалению нет уже   в живых ни его,да и конный театр "Каскадёр",где он был не просто художественным руководителем,но и заботливым наставником и другом,канул в лету,благодаря усилиям чиновного чванства. "Дядя Миша",как звали его близкие друзья, прожил жизнь настоящего джигита,рыцаря без страха и упрека! Династия Кантемировых-это яркая и важная страница нашей истории,предмет гордости и уважения!
   
   


Рецензии