Пушкин в иллюстрациях молдавского художника

Выпускник Ленинградской Академии Художеств имени И. Репина, Алексей Афанасьевич
Колыбняк посвятил свою жизнь изобразительному искусству и педагогике. В его
творческом арсенале – станковая и книжная графика, участие в отечественных и
зарубежных выставках, международные премии, почетные титулы, многолетняя педагогическая деятельность.

Алексей Колыбняк с молодых лет увлекался русской и зарубежной классической литературой. В студенческие годы он общался с поэтами-шестидесятниками, был лично знаком с Иосифом Бродским. Художник отдавал предпочтение искусству русского авангарда, поэзии Серебряного века. К Пушкину он пришел не сразу.По словам самого автора, почувствовать особую притягательность пушкинских строк ему помогло пребывание в селе Михайловском, где он провел три месяца.

Первый сборник произведений Пушкина художник проиллюстрировал в 2006 году, работая с российским издательством «Белые ночи». В издание вошло 40 иллюстраций.

Он создаёт серию книжных иллюстраций к прозаическим произведениям А. Пушкина: «Повести Белкина», роману «Дубровский», повести «Капитанская дочка».

Перед тем, как приступить к работе, художник знакомился с историей появления замысла и создания произведения, кропотливо изучал типажи и характеры пушкинского времени, той эпохи, которую изображал автор.

«Арап Петра великого» – это события, связанные с петровской эпохой, ее образом жизни, традициями.

В романе «Дубровский» нашла отражение романтика стихийного протеста в лице людей из народа и конкретные исторические факты.

Повесть «Капитанская дочка» критики считают вершиной творчества Пушкина-реалиста, сумевшего на фоне семейной драмы показать фрагмент российской истории, связанной с пугачевским движением.

Для прозаических произведений Пушкина характерна строгость форм, завершенность композиции, простой, но в то же время яркий и образный язык.

Органичного родства со стилем писателя помогает достичь стилизованный язык графики. Он несет в себе информационный и эмоционально-чувственный подтекст.
Иллюстратор переводит словесные образы в зрительные. Выбирая определенный момент повествования, событие или выражая общую идею, делает видимым то, о чем рассказывается в тексте.

Первым иллюстратором своих произведений был сам Пушкин. Он оставил множество миниатюрных набросков на полях рукописей с помощью обыкновенного птичьего пера. Иллюстрируя пушкинские произведения, художник также использует тушь и перо.
Чередуя толщину линии, создавая с помощью штриха тень и глубину, контрасты черных пятен туши и белого листа бумаги, иллюстратор выявляет два момента повествования: психологический и описательный.

Иногда художник использует цвет, который выполняет определенную роль. В акварельной иллюстрации к повести «Капитанская дочка» красный цвет кафтана Пугачева, восседающего с саблей наголо на белом коне - это символ величия, силы и достоинства народного героя. Фигуры окружающей людей из толпы не столь заметны и даны в серых монохромных тонах.

«Пиковая дама», «Метель» - произведения, где Пушкин рассуждает о неразгаданной тайне рока, непредвиденных поворотах человеческой судьбы, когда человек невольно подвластен ее фатальной силе. Рисунок иллюстраций к этим произведениям не обведен замыкающим контуром, вливается свободно в плоскость листа. Штрих динамичный, легкий, вихреватый. Вслед за автором-писателем художник вовлекает читателя-зрителя в интригу событий, которые обладают мистической таинственной силой.

В «Барышне-крестьянке» сентиментально-романтический грим наложен не только на характеры главных героев – Лизы и Алексея, но и сюжет. Молодая барышня одевается крестьянкой, чтобы лучше узнать барина, а затем облачается в платье французской аристократки, чтобы не быть им узнанной.

В иллюстрации – сцена встречи Лизы и Алексея в гостиной. С помощью особых приемов графики, легкости линий и акцентных деталей передана кокетливая игра главных героев, беседующих тет-а-тет. Она в их позах, оживленных лицах, движениях рук. Комический эффект усиливается жеманным обликом Лизы, облаченной в помпезное платье французской аристократки, а интрига в том, что она знает Алексея, но он не узнает ее.

Работе над иллюстрациями предшествовал кропотливый труд. Художник работал в архивах, музеях, знакомился с произведениями других иллюстраторов. Ведь эпоха в произведениях Пушкина – не только лица и типажи, но и казачьи кафтаны, седла лошадей, одежда простолюдинов и аристократов, очертания Белогорской крепости, интерьеры и мебель барской гостиной.

Сегодня, когда в оформлении газет, журналов, постеров, создании рекламной продукции и книжных иллюстраций актуальна компьютерная графика, - иллюстрации, созданные по старым технологиям, становятся явлением редким.Однако они не теряют ни эстетической ценности, ни приверженцев как среди читателей-зрителей, так и авторов, отдающих предпочтение старой доброй рукотворной графике.

Один из таких авторов - Алексей Колыбняк.


На фото - иллюстрация А.Колыбняка. "Дубровский"


Рецензии
Эх, Пушкин!
Моя литературная любовь,
Волнует мне кровь!
С уважением, Саша!

Александр Псковский   17.02.2022 22:15     Заявить о нарушении
Пушкин в шляпе, это правдоподобно. На его авторском (ПУшкина) рисунке он правда небольшого роста и одежда типа балахона, когда он был на Кавказе.

Николай Павлов Юрьевский   19.03.2022 20:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.