Загадки пения

– Пение – это нечто загадочное… – сказал мне однажды талантливый московский хормейстер.

Сам он – профессионал из профессионалов. Высокообразованный в музыкальном плане и щедро одаренный Богом человек. Мужской хор под его руководством обладал неподражаемой харизмой, и притягивал к себе внимание многих ценителей хорового церковного пения.

Так вот… о загадочности пения в хоре.

– Певцов к себе в хор, – говорил этот чудо-хормейстер, – я приглашаю исключительно из профессионалов самого высшего звена. Но вот приходят они, встают на клиросе… и не могут петь! Реально не поют! А ведь они певцы с дипломами, регалиями, премиями… Уважаемые люди. Некоторые ведут успешную концертную деятельность, гастролируют по стране и за рубежом. Я – профессионал. Они – профессионалы. Но сотрудничество не складывается. В чем тут дело? Не могу понять.

– А в других хорах эти люди могут петь? – спрашиваю я.

– Да, конечно! Уходят в другие хоры и прекрасно в них звучат. Я рад. Но загадка все же остается не разгаданной.

Прошло время, но иногда я мысленно возвращаюсь к этому разговору и бьюсь над разгадкой, ибо сама иной раз становлюсь действующим лицом странного мистического этюда.

Моя певческая судьба так сложилась, что с 5-6 лет я пою вторым сопрано. Гармонический слух развился, и в партии я чувствую себя довольно уверенно, как рыба в воде. Легко встраиваюсь в любой состав. Но порой происходит нечто непостижимое. Все тонкие рецепторы души приходят в хаотическое движение. Импульсы сигналят о чем-то в разнобой, и мешают мне влиться в единое хоровое поле, ощутить опору… А может быть, этого поля и этой опоры нет? В том самом месте и в то самое время, где я оказываюсь в качестве хористки? Или что-то препятствует мне ощутить целостность хорового организма, или… этого организма не существует? Словом – смятение и хаос! Внутри ли меня, или извне? Не знаю. Происходящее не поддается ни определению, ни, тем более, описанию.

Если в хоре есть агрессор, тогда без вопросов! Если на клиросе присутствует некто больной перманентной истерией (шипит на всех, строит отвратительные гримасы), тогда тоже все понятно. Организм закрывается от вампира. Но если на клиросе встречаются люди светлые, интеллигентные, доброжелательные, с хорошей профессиональной подготовкой – тогда как понимать происходящее? Подозревать скрытую недоброжелательность в людях и подвергать свет сомнению не хочется… Может быть, конечно, хоровой организм слишком замкнут, эгоистичен, и отторгает чужаков? Не готов раскрыться для совместной творческой работы? И тогда солнце превращается в луну, живоносный свет оказывается иллюзией?..

Загадки везде и повсюду. Так и живет человек посреди тайн. К счастью, подобные ситуации случаются очень редко. Ментальные и метафизические несовпадения в хоре – это, скорее, досадное исключение, чем правило. Обычно пение приносит радость единения и совместной причастности к общему святому и прекрасному делу. Пение не отдаляет людей друг от друга, а сближает. Недаром же пение во все времена и у всех народов являлось неотъемлемой частью любого значительного события: радостного или печального. А что может быть значительнее общения с Богом посредством пения молитвенных текстов?!

Написала эти строки и призадумалась… Да-да, все о том же досадном несовпадении… Проникнуть в область непознанного и разгадать загадку я не в состоянии. Но вот что особенно интересно! Если беседа с человеком, может поведать вам о многом, то пение с ним даст вам почувствовать самое главное – его духовное ядро. Именно в пении человек максимально раскрывается для тонких миров, где и происходят по-настоящему все наши судьбоносные встречи. В старину говорили: «Чтобы лучше узнать человека, надо с ним пуд соли съесть», то есть долго странствовать с ним по жизни, переживая трудности и невзгоды. Возможно, так. Но прежде чем отправляться в совместный путь, хорошо бы со своим спутником на дорожку спеть добрую песню! Тогда… как знать… может быть, и чемоданы паковать не придется…


Рецензии
Светлана, интересные размышления... у меня повышеная чувствительность к тембру голоса, иногда вроде хорошо поёт человек и песня хорошая, а слушать невозможно. А бывает и песня ни о чем, и голос не звучит, а касается души и слушать хочется бесконечно...
А хороший хор однажды слышала в церкви...как звон колокольчиков...
С теплом
Нат

Наталия Романовская-Степ   13.02.2022 10:07     Заявить о нарушении
Наташа, Вы правы: тембральное совпадение тоже очень важно!

Светлана Новомлинская   04.08.2022 21:11   Заявить о нарушении