Воспоминания на музыкальную тему - 2

В своих воспоминаниях я уже писала,   что  с 1972 года живу в Ижевске и каждый год в апреле бываю на фестивальных концертах,  посвященных дню рождения  П.И.Чайковского.
Да ещё добавились два своих симфонических  оркестра, абонементы на концерты,  которых  я беру уже более 20 лет .
 Какие прекрасные оркестры, прекрасных дирижёров и исполнителей  - звезд  мировой величины,  я прослушала за эти годы!
 Слушала оркестры под управлением :  Юрия Темирканова, Фуата Мансурова, Геннадия Рождественского, Евгения Светланова, Евгения Колобова, Натана Рахлина, Кирилла Кондрашина,  Вероники Дударовой, Юрия Щербакова,  Владимира Спивакова  - это из великих.
А молодая поросль, которые на глазах из лауреатов конкурса "Щелкунчик" выросли до мастеров мирового уровня!
Даже самой не верится, что всё это было в моей жизни.

Как жаль, что из-за пандемии не  состоялись концерты в апреле и мае сезона 2019 - 2020  года, а  концертный сезон 2020  - 2021года  до сих пор не начался ,
а ведь этот год юбилейный   -   П.И. Чайковскому 180 лет.

Ещё в феврале с приятельницей купили билеты на юбилейные концерты Дениса Мацуева и оркестра Владимира Спивакова.
Но они также, увы, не состоялись...
Всю прошлую зиму жила  ожиданием, что на майском концерте услышу мой  любимый Второй концерт Рахманинова в  исполнении Олега Худякова .
Бесчисленное количество раз я слушала  его за годы жизни в Ижевске в исполнении лучших пианистов мира, и каждый раз это великая радость услышать Великую музыку.
Увы, в этом году ничего этого не случилось и неизвестно, когда теперь мне  предоставится такая возможность.

Есть такое изречения древних   "движение -  это жизнь".  Я с этим абсолютно согласна. Только благодаря  физической активности можно сохранить своё здоровье. 
Но есть ещё одно изречение, теперь уже  современного писателя  "эмоции  - это жизнь, всё остальное -  существование " .
С этим изречением  я тоже полностью согласна.       Здоровье души можно сохранить, подпитывая её положительными эмоциями.
Жаль,  но в этом году нам предстоит серая, скучная , безэмоциональная зима...

 Но очень - очень  хочется надеяться , что coronavirus победим  и  "всё  вернется на круги своя ".

А пока вспомню пару эпизодов из моей жизни, связанных как раз с  фестивальными концертами.

Первый эпизод  — далекие семидесятые годы.
 На фестиваль приехал оркестр под  управлением Евгения Светланова.
 Накануне я как раз побывала на их концерте.   А на второй день утром,  так  как работала во вторую смену, то с утра решила сходить в кино на фильм   "Гараж",  который демонстрировался в ДК имени Дзержинского.
Название фильма мне ни о чём не говорило.  В те времена такой массированной рекламы, как сейчас,  не было.  На дневных сеансах обычно народу было очень мало.   Каково же моё было изумление,  когда,  войдя в зрительный зал,  я увидела,  что в полупустом зале в полном составе сидели все музыканты оркестра, на концерте которого я побывала накануне,  во главе с их главным дирижером Евгением  Светлановым.  Я удивилась -  почему они смотрят фильм на дневном сеансе. Но сама себе объяснила это тем,  что вечером у них обычно концерты или же просто хотят скоротать время до вылета в Москву.
И только спустя годы я  узнала, что гениальный фильм Эльдара Рязанова  " Гараж" в Москве был запрещён для показа,  как подрывающий устои советской власти.
 Его разрешили к показу только в периферийных городах в  третьеразрядных клубах  и  домах культуры. Такая же судьба была у любимого всеми фильма " Вертикаль" с Владимиром Высоцким.
 Значит у музыкантов это была единственная возможность посмотреть гениальный фильм,  который в будущем стал  культовым .
Меня очень удивило,  как музыканты смотрели этот фильм. Такую реакцию я видела впервые и больше  такого нигде и никогда не наблюдала. После каждой удачной реплики ( а в фильме их было великое множество) ,  музыканты хохотали хором на весь зал,  кричали " Браво" и  хлопали в ладоши.
 В конце фильма они устроили бурные овации.  Вообщем вели себя  так, как - будто при;сутствовали на концерте.

Второй эпизод .
Тоже семидесятые годы .
Я на концерте оркестра под управлением Вероники Дударовой. Рядом со мной сидят двое мужчин.   Один  -  пожилой старичок,  второй  -  молодой парень.  Оба  на коленях держат папки с нотами  и  весь концерт следят  внимательно по нотам за исполнением.
По окончании концерта  пожилой мужчина, закрывая
 папку с нотами говорит молодому : " Вот вам и Дударова!  А ведь духовые она не держит..."
 Не  знаю,  кто были эти мужчины -  ижевские,  или приезжие,  но реплика эта  с критикой , почему - то  запала в память на всю жизнь .

В семидесятые годы фестивальные концерты проходили в доме культуры " Ижмаш".  ДK построили в послевоенные годы пленные немцы .  Зрительный зал там обладает уникальной акустикой и до сегодняшнего дня это лучший зал, где звучат великолепно живой голос и  инструменты. Все построенные позже театры и залы уступают по акустике этому залу .
В настоящее время в этом здании находится Русский Драматический театр и концерты не проводятся, а жаль.
 Единственный человек, который  приезжая в Ижевск на гастроли,  проводит свои  концерты только в этом зале  -  это Денис Мацуев.

   2 марта 2020 года


Рецензии
А помнишь концерты в концертном зале Ижевского музучилища? Мы слушали там Рубена, Рузанну, Карину Лисициан. Это был праздник вокальной музыки. Спасибо, Лида, а я не могла вспомнить , где я слушала Веронику Дударову. Значит в Ижевске это было.

Лилия Дубинина   13.11.2022 13:12     Заявить о нарушении
Помню ещё - в концертном зале муз училища слушали Елену Камбарову.
Какие же мы все были тогда молодые - и Елена, и все мы...

Лидия Гончарова Ястребова   14.11.2022 21:44   Заявить о нарушении