Бабушка портретный очерк

       Моим детям и внукам посвящается. Чтобы знали и помнили

        Кто тебя воспитал? Если бы вы задали такой вопрос мне, то не раздумывая, я бы ответила, папа и бабушка, но о папе поговорим позже, а сейчас я вам представлю человека, который меня вынянчил и провел со мной все мое раннее детство.

        Пелагея Ивановна, именно так звали мою бабушку. Родилась она в мае 1896 или 1897 года.  Семья Ануфриевых была большая мама Степанида (24. 11.1861- 10.11.1961), отец Иван Матвеевич и пятеро детей Григорий, Прокопий, Андрей, Пелагея и Капитолина. Жили они в Кара-Чумыше Томской губернии Кузнецкого уезда Бачатской волости. Имели свое хозяйство, трудились в поле. Иван Матвеевич рано погиб,  на сенокосе  стоговали сено, торопились до дождя. Иван Матвеевич спрыгнул со стога и напоролся на вилы, которые стояли зубьями вверх. Врач приехал поздно, и помочь уже ничем не мог. Степанида осталась одна с пятью детьми! По воспоминаниям она была крепкая, работящая женщина,  ходила на лыжах, вырастила всех детей, выдала замуж дочерей и женила сыновей. Не дожила до своего столетнего юбилея две недели.

         Пелагея вышла замуж за Ивана Михайловича Седельникова, родились дети Татьяна и Николай (мой отец) Семья жила, растила детей, трудилась в своем хозяйстве, но тут в стране грянула коллективизация и у них отобрали все, сослав Пелагею и Ивана  в ссылку  в Томскую область, Чаинский район, поселок Истомино. Дети остались с дедом Михаилом  Седельниковым. Вырыли землянку и в ней жили. Дед делал гитары,  продавал на  ярмарке и всегда говорил, что он всю жизнь работал на скотину, а советская власть его освободила от этого.

       Иван, в ссылке, сильно простудился и вскоре умер ,  Пелагея, оставшись одна, попыталась несколько раз бежать и  вернуться к детям, но ее опять этапировали в Истомино. Повторно вышла замуж за Долгова, родилась дочка, но опять судьба была к ней неблагосклонна, дочка умерла в младенчестве, а вскоре умер и второй муж……

          После войны она вернулась в Сталинск, но жить было негде, и она долгое время жила в чужой семье и водилась с их дочкой.

        Папа закончил ФЗУ, потом институт, пошел работать на КМК и как только ему дали комнату в коммунальной квартире, он забрал мою бабушку к себе. Так они и жили в крохотной комнате  бабушка, папа и мама, а потом и я! Город активно строился и папа получил отдельную квартиру, куда мы все вместе и переехали.

         Родители работали, а я была с бабушкой. Мы были всегда вместе. Мне нравилось забираться к ней на кровать, слушать сказки, рассказываемые бабушкой и грызть просвирки(именно так я их называла в детстве) которые у нее были аккуратно завернуты в чистый платочек и хранились в уголке за иконой. Иногда я играла в свои игрушки , а бабушка доставала свою книгу с пожелтевшими от времени страницами и незнакомыми мне буквами и читала. Это была Библия. По великим церковным праздникам бабушка закрывалась в своей маленькой комнате и молилась, а я бегала и говорила родителям, чтобы они не мешали ей, ведь она молится!  Ею соблюдались все посты, и я помню, что она почти ничего не ела, а доедая не съеденные мной кусочки хлеба, приговаривала, что вот вся сила достается не мне, а ей.  Долгими зимними днями и вечерами мы сидели с ней у окна, бабушка постоянно вязала шапки, носки, кружевные салфетки, воротнички тканые половички. Ими она снабжала не только меня, но и своих племянниц.

        Иногда мы брали с ней ведро и спускались за углем в темный подвал, который меня очень страшил.  После этого заводилось тесто,  в кухне растапливалась печь и на столе появлялись вкусные горячие ароматные булочки с маком, с вареньем и мои любимые  сахарные плетенки! А какие тортики вкусные она пекла, ее простыми рецептами я  пользуюсь до сих пор!

        Я не всегда слушалась бабушку, вредничала и однажды, увидев на столе маленькую тарелочку с тертым хреном, спросила, а что это!  Бабушка сказала , что раз я не слушаюсь, она это съест и умрет!  Как я бегала по квартире, плакала и просила ее это, не есть, и, давала обещания всегда быть послушной девочкой.  Мне непонятно было, почему взрослые смеются над этим…..

            Бабушка никогда не ругала меня, не ставила в угол, у нее был другой метод воспитания. На всякий мой недостойный поступок у нее была припасена байка, которую она как бы между прочим рассказывала мне и я в ней узнавала себя и мне было очень стыдно в душе.  Эти все рассказы с тонким чувством иронии были с ней всегда,  и даже в глубокой старости, она не растеряла их и поучала ими уже взрослых внуков!

                Я выросла, и бабушка позволила себе поездки в гости к  братьям и к дочери. Им тоже нужна была ее помощь,  и они писали ей в письмах об этом и просили приехать. Бабушка никому не могла отказать, ехала и ухаживала за больными братьями столько, сколько было нужно!

             Понадобилась помощь  дочери Татьяне и бабушка тут же купила билет и поехала в Караганду.  Правда потом она так и осталась  жить у нее и к нам не вернулась. Там она была нужнее!

               Я два раза ездила к ней. В первый мой приезд, бабушки не оказалось дома, она жила при церкви, дьякон уехал с семьей отдыхать и попросил ее пожить в его доме. И я жила в этом доме вместе с ней. Ее там  все уважали и называли по своему, баба Поля. В церкви в уголочке стоял стульчик, поставленный специально для нее, так как она уже не могла на ногах стоять всю службу и она тихо и смиренно сидела на нем.

           Разумеется, я не понимала бабушку, нас воспитывали атеистами и еще, учась в школе, иногда начинала с ней дискуссию на тему бога. Она только в ответ улыбалась и ничего мне не отвечала. У нее был свой взгляд на это и она никому его никогда не навязывала! Она просто верила в бога и все!
Уже  будучи совсем старой и немощной, она открывала знакомую мне с детства Библию и тихонько про себя читала. Ее частенько навещал дома батюшка, ее все любили в церкви и не забывали…..

       Прожив такую сложную, полную лишений и горя жизнь, я никогда не слышала от нее жалобы.  Она всегда улыбалась и  шутила и когда я была в сметании от жизненных проблем, говорила, что все наладится и будет хорошо! Все суета!

         Умерла она в конце августа 1988 года и похоронена в Казахстане  на кладбище рядом с церковью. Я не смогла поехать, через неделю у меня родился сын!    На память мне  остались вышитые салфетки и воротнички, а на даче еще живет старенький потрепанный временем половичок, связанный ее руками….. и маленькая хрустальная рюмочка!

«Когда меня не станет —
я буду петь голосами.
Моих детей и голосами их детей.
Нас просто меняют местами.
Таков закон Сансары, круговорот людей.»

Источник: https://tekst-pesni.online/basta-sansara/

10.02.2022


Рецензии
Дедушка умер- родилась дочь, бабушка умерла-родился сын.
Лариса, с любовью написали о дедушке и бабушке,
живописные получились портреты, запечатлели для потомков
значимых и родных для себя, людей,
интересных и нам, читателям, в качестве личностей давно ушедшей эпохи.
Всего доброго, Лариса!

Зоя Чепрасова   08.02.2024 00:20     Заявить о нарушении
Именно так, Зоя. Написано для детей и внуков. Их жизнь переплетена с историей страны и семьи!
Благодарю за визит и отзыв. Загляну и к Вам на страничку!

Лариса Шикина   08.02.2024 08:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.