Запасной аэродром

                Размышления

               
  Ко мне на юбилей приехал мой хороший друг Николай Михайлович из деревни Каменка.  Мы с ним вышли на берег Шелони отдохнуть и побеседовать о житие-бытие. Солнце уже клонилось к закату, с речки тянуло прохладой.
    -Николай, как поживаешь, о чем в газету пишешь, не надоело тебе свое мастерство?
     -Да вроде все нормально, работа нравится, хотя бывают моменты, когда и устаешь, я имею в виду не физически, а морально.
    -Интересно и как ты себя лечишь?
     -Довольно просто, еду куда- нибудь по дальше в глубинку, встречаюсь с людьми и хандра исчезает.
    -Это ты правильно поступаешь, говорю тебе, как педагог. Чем больше общаешься с людьми, тем больше черпаешь для себя опыта, оптимизма и становиться проще жить, нельзя замыкаться в себе.
     -Николай Михайлович, а как вы поступаете в такой ситуации?
    -Я, у меня море учеников, иногда кому-то позвоню, поговорим и настроение меняется, бывает придешь в класс и начнешь с ребятами обсуждать какую-то проблему и о своих забываешь полностью, правда, у меня ещё есть вариант- беру ружье, собаку и в лес или в поле, там все отступает, вокруг природа и ты.
    -Да, здесь вы правы, я тоже часто ухожу на рыбалку.
    -Николай, я вот о чем хочу поговорить, - начал Николай Михайлович,- тебе завтра стукнет полтинник, юбилей хороший, а вот ты не задумывался о своем запасном аэродроме?
     -Не понял о чем разговор?
    -Тогда да, действительно, не думал, а пора бы. Я вот о чем. У пилотов есть термин- запасной аэродром, это пошло с времен войны. Летчик всегда знал куда надо приземляться, если основной- разбит. Каждый человек тоже должен иметь занятие, когда придет время уходить на пенсию, а может и по какой-то другой причине, на пример- сокращение. Вижу, что скажешь, мол в впереди столько лет, зачем голову забивать. Стоит, Николай, ведь найти занятие по душе дело сложное и очень долгое, время летит очень быстро, особенно когда разговор о пении пойдет. Вот ты, Николай, чем будешь заниматься, когда тебе вручат трудовую книжку и скажут- гуд-бай?
    -Понятия не имею.
    -Ответ честный. А понятие надо иметь- не мальчик уже, пора и подумать.
    -Михайлович, не тяни, что предлагаешь?
     -Предлагаю подумать и есть подсказка.
    -Какая?
    -Простая. Завтра у тебя юбилей, я подготовил подарок , простит меня бог, что говорю рано. Дарю тебе два улья с пчелами, учебник по пчеловодству, дальше постигай науку сам.
    -Да какой из меня пчеловод? Шутишь.
Нет не шучу. Знаю что природу любишь и пчел полюбишь,хотя не сразу. Это и будет твой запасной аэродром. Десяти лет хватит, чтобы вникнуть в суть дела и полюбить его. В счастливый путь, Николай.
  Быстро пролетело десять лет. Вновь в гостях у меня Николай Михайлович.
    -Ну, пойдем, Николай, посмотрим вашу пасеку?
    -Пойдем-те.
  Пришли в Старый Шимск, походили между пчелиных домиков, по саду, присели на скамеечку.
    -Что скажу, Николай, я не ошибся, в добрые руки пчелы попали, уже по количеству семей и меня перещеголяли.
     -Я же не один,Александр постарался.
    -Знаю, приятно ,что и Саша увлекся пчелами и я всегда говорю,что ученики идут дальше так и он далеко пойдет. А как у тебя с работой? Пора и на пенсию собираться, время пришло, аэродром подготовил?
    -Да, пока, работаю и аэродром запасной готов, есть чем заняться.
    -Ну, и прекрасно.
  Я ещё много раз вспоминал своего наставника о запасном аэродроме. Приходилось встречаться с людьми и рассказывать им об этом. Помню пришел в редакцию Борис Дмитриев и говорит:
    -Устал я ребята от отдыха. Встаю утром все идут на работу, все кому-то нужны, а я уже  ни кому не нужен.  Стою у окна  и так грустно, возьмите поработать, я хорошо знаю район и людей.
 Взяли. Сколько у него было в глазах желания работать и приятно было на него смотреть. Ещё один пример. В редакции работал Володя Васильев, когда вышел на пенсию, то устроился в Сельхозхимию работать, а затем и отдыхать пошел. Помню придет в редакцию, расскажет пару баек и жалуется, что не знает, чем заняться. Я ему про запасной аэродром рассказал и посоветовал дачку не продавать, а наоборот что-то там строить. И он ещё много лет пешочком, ходил на дачу, что-то строил, обкашивал участок, иногда просто разведет костерок и печет картошку. Уже позже, находясь на пасеке, я много раз вспоминал мудрые наставления Николая Михайловича о запасном аэродроме, как мне помогли его наставления. Здесь,правда, есть одна изюминка- побочное занятие должно приносить не только личное удовлетворение, но и пользу окружающим.  Советую всем подумать о запасном аэродроме, ведь жизнь штука такая, что не ведаешь когда он тебе пригодится А чаще всего он нужен людям и поэтому вспомнишь о нем раньше, тем лучше, а может получится так, что вспомнишь о нем, но годы-то ушли. Не опаздывайте!


Рецензии