Поэт Мустай Карим озадчил меня на всю жизнь

   Москва всегда  представляла  возможности встреч  с живыми классиками литературы.  В столицу приезжали в 1970-е  годы писатели и поэты из большой страны СССР.
  Однажды я прочитал, что в библиотеке имени Пушкина состоится встреча с известным башкирским поэтом Мустаем  Каримом. Мне доводилось читать этого поэта еще в армии, в войсках РВСН. Тогда, как и многие ровесники,  я увлекался поэтическим сочинительством, поэтому с интересом слушал классика.
И вот передо мной живой поэт рассказывает о своей жизни, читает свои стихи.  Еще я считал, что классику литературы под силу взять любую тему и сделать из неё шедевр, поэтому меня дернуло задать Мустаю  Кариму вопрос вовсе не для поэтического вечера. Сначала представился и сказал,  откуда я:
   – Московский государственный университет,  журфак.  В истории мы читали, что сподвижником Емельяна Пугачева был бригадир Салават Юлаев. В фильмах о Пугачевском  восстании об этом соратнике есть эпизоды как второстепенного героя. А ведь Салават был не только воином, но и поэтом. Его стихи стали  в  народе песней. Почему такая личность до сих пор не удостоена отдельного  фильма?
– Книги о Салавате Юлаеве   есть, действительно  фильма пока нет, -ответил  Мустай Сафич.-  Это фигура в истории сложная. Даже большие киностудии не берутся снимать о нем фильм, к тому же нет хороших  сценариев об этом национальном герое башкирского народа.
   – Мустай Сафич, а почему бы вам не написать сценарий?
   – Образ и думы  Салавате  я  отразил  в моих стихах «Салават. Семь сновидений сквозь явь” (трагедия.)». Кино – это особый жанр. От поэзии отстоит далеко. Нужен особый склад ума, чтобы писать сценарии. Согласны?
   – В принципе да,- ответил я.- За год я смотрю примерно 70-80 фильмов в самых разных кинотеатрах столицы. Кино и поэзия – это разные вещи.
   – Раз понимаете, что тут две большие, то почему бы вам, молодой человек, со временем после окончания учебы в университете самому не взяться за создание кинообраза  знаменитого Батыра?
   – Пока мне, студенту, это не по силам. Но обещаю, что  образ Салавата не обойду стороной.
   - Хранить память о нем – это тоже немало, - подвел поэт итог разговору. – Дерзайте.
 Мне было приятно слышать такое предложение от классика поэзии. После этой встречи задумался, понимая, что после подобного разговора я обязан в своем творчестве обратиться к образу батыра  - сподвижника Емельяна  Пугачева.

  …Семнадцать лет нет  с нами  Мустая Карима, Скажу, что журналистская стезя увела меня от сценарного дела, но просьбу не забывать имя легендарного  Батыра  я все-таки исполнил.
  В  2003 году  я взялся написать   юбилейную  книге «Салавату  городу -  55 лет, Батыру Салавату - 250 лет». В ней  несколько страниц посвятил башкирскому национальному  герою.  Это крупная фигура в истории Урала, его поэзия до сих пор жива.
   Второй раз в 2018 году  я обратился к  Салавату Юлаеву в своей  книге «Легенды Земли Юрматы и города Салавата». Тогда  я  рассказывал  легенду о походе всадников для присоединения  к Емельяну Пугачеву. Дорога их  пролегала через деревню Аллагуват,  и там произошли события, которые до сих спор помнят потомки. 
    Легенду я назвал «Не внял батыр предупреждению». Интересующиеся могут прочесть.  Она размещена здесь же,  в  ПРОЗА. РУ.
    


Рецензии