22. Глава Приглашение в Краков

 

-Ну, вот и закончился праздник, - с грустью в голосе объявила Ванда своей новой горничной Злате. На днях мы уже уедем обратно в Краков.
-А почему так рано, ведь пора балов и приёмов ещё в самом разгаре, – удивилась Злата.
-Папа торопится, говорит, что скоро дороги развезёт, да и гости из Петербурга должны к нам пожаловать, - покраснев, и как бы смущаясь, проговорила Ванда. Там у нас должно пройти обручение.
-Я рада за вас, пани Ванда, улыбнулась Злата.
-Ой, и я рада. Мне очень будущий жених понравился. Не знаю, что он во мне нашёл. Ведь здесь столько красивых девушек.
-Ну, не мне судить. Но, мне так кажется, что в вас он нашёл не только добрую и милую девушку, но и большое состояние.
-Хотелось, чтобы первый пункт у него стоял на первом месте, - как-то тихо произнесла девушка.
-Ну, не грустите пани Ванда, чужая душа – потёмки. Нам никогда не узнать, что у него в душе. Поэтому просто живите и радуйтесь, а там видно будет.
-Злата, а я буду без тебя там скучать. Может ты согласишься поехать со мной в Краков? За это время я к тебе привязалась, как к родной.
-А что на это скажет пан Збигнев? – вопросительно взглянула на девушку Злата.
-Поэтому ты не волнуйся. Я уговорю его. Тем более работы перед приездом гостей будет много. А потом, если родители столкуются, то и свадьба на носу. Надо приданное готовить.
-Я, конечно, поехать с вами не против. Тем более, что здесь нам с матерью работы не будет после вашего отъезда. Хорошо бы мать оставили здесь. А сама я могу ехать. Ведь меня здесь, кроме матери, конечно, ничего не удерживает.
-К матери ты сможешь, иногда и сама приезжать. Думаю, что с отцом договоришься, когда потребуется. Тем более тебе немного надо поучиться. Видишь, как у нас с тобой хорошо получается. Там я смогу также тебе уделять время. Смотришь, и замуж выдадим и тебя. – пошутила Ванда.
-Да кому я бесприданница нужна, -  с какой-то грустью промолвила Злата.
-А может где-то есть такой человек, которому важнее не золото в сундуке, а именно ты, твоя красота, твоя доброта и твоё благородство. Тебе никто не говорил, что в тебе есть какая-то изюминка. С тобой даже иногда и мне разговаривать не просто. Откуда у тебя всё это?

  Злата не стала распространятся о своём происхождении, а только пожала плечами и перевела разговор на другую тему. Она спросила у Ванды, когда та будет знать наверняка берут они её с собой или нет?
-Ой, так это я сегодня же и обговорю с отцом, не сомневайся, - твёрдо сказала Ванда.

  Действительно, пан Збигнев дал своё разрешение, чтобы Злата ехала с ними. Он видел, что его дочь чувствует себя рядом со Златой хорошо. Они были не как служанка с панной, а как две сестры. Это радовала. После гибели матери он видел, что дочь понемногу начинает оживать, и в этом не мало важную скрипку сыграла эта девушка.
 
  Через неделю и Злата простилась с матерью. Обе не скрывали слёз.
-Мамочка, я обязательно приеду, чтобы тебя навестить. Мне пан Збигнев пообещал, что и с работы тебя не уволит. Так что береги себя.
-И ты, девочка моя, будь счастлива. Пускай новая страна принесёт тебе новую судьбу.

  Когда обоз в несколько саней скрылся из виду, только тогда Ираида зябко повела плечами и вернулась в дом. Теперь она каждый день будет молить Бога о счастье для своей единственной дочери. Краем уха она услышала, как разговаривала между собой прислуга, что якобы старший сын пана Казимира Станислав, которого он лишил наследства так и сгинул в далёкой Англии. Об этом якобы пан Збигнев рассказал своему московскому управляющему Прокопию.  Ираиде стало понятно почему её любимый не вернулся к ним с дочкой. Она станет просить Бога, чтобы упокоил его душу. О себе она не думала. Теперь ей было о ком думать, о ком молиться.

  Но рано она себя сбросила со счетов. Как-то к Прокопию приехал его племянник из Смоленска. В Москву его привели дела. И так судьба распорядилась, что Прокопий доверил именно Ираиде накрыть стол для гостя. Старик от радости не знал куда усадить дорогого гостя и чем его потчевать.  Ираида справилась с этой задачей, как нельзя лучше. У племянника два года назад умерла жена. С ней в согласии прожили более 20 лет, но, к сожалению, детей так и не нажили. У Евсея, так звали мужчину, в Смоленске был свой доходный дом. Один он разрывался на части, никак не мог управится, о чём и поведал своему дяде. А тот, недолго думая, и посоветовал приглядеться к Ираиде.
-Смотри, Евсеюшка, какая женщина! Если бы не она с дочерью, то я вряд ли усидел бы до сих пор на своей должности. Я уже за голову брался, но Бог вовремя мне их подослал. Они меня и выручили, успел к приезду панов дом в порядок привести. Да и не глупая она женщина. Грамоте свою дочь обучала, сам видел, как она с книжками чётко разбирается. Да и на вид она вон какая, думаю, что не прогадаешь, если сумеешь к ней подход найти.
-А что у неё с мужем? – заинтересовался Евсей.
-Да не знаю я, не моё это дело. Какая-то тёмная история. Если моё предложение тебе по душе, то ты уже и сам после расспросишь.

  Видимо вовремя сие слово было сказано. Пригляделся Евсей, да и впрямь понравилась ему женщина. Ему к этому времени 50 было, а Ираиде 47.
Пригласил вечером женщину к ним за стол и издалека повёл беседу о том, как тяжело ему одному управляться с делом. А Ираида, как будто уже и в курсе была, начала подсказывать, что да как. Евсей только усы поглаживал от удовольствия. Больно понравилась ему собеседница. На сей раз он уехал и ничего не сказал Ираиде. Но через три месяца снова появился и сделал ей предложение. Ираида как-то растерялась в начале, не знала, что ответить. Но Евсей попросил подумать и не позднее, чем через месяц дать ответ. За это время Ираида твёрдо решила, что не будет противиться судьбе и дала положительный ответ.

Конец 1 части.                Аля Хатько & Олег Вайнтрауб

продолжение http://proza.ru/2022/02/11/436


Рецензии