Как я стал технологом

    В мае 1994 года эллинг Пермского судостроительного завода «Кама» выплюнул из своего чрева нефтерудовоз проекта 15790 «Инженер Шлем» (ныне «Юником Альфа») и почти опустел.

    Универсальное судно, предназначенное для перевозки одновременно жидких и сыпучих грузов, было последним крупным заказом, финансирование которого ещё поддерживало экономическое благосостояние завода на плаву. Но ближе к окончанию строительства теплохода, отсутствие крупных заказов потянуло, более чем полувековое, успешное предприятие на дно. Мы, работники завода, ощущали это погружение «корабля» с каждым новым днём, но, продолжали упорно трудиться, выполняя свои обязанности по борьбе за живучесть (БЗЖ) и надеялись своим ударным трудом всё же покорить наступающее «светлое будущее».

    Новенький стальной корпус нефтерудовоза теперь ожидали достроечные работы и оснащение его надлежащим оборудованием. Нашему цеху №23 малого судостроения, в котором я работал мастером, была поставлена задача изготовить две алюминиевые мачты для этого теплохода.

    Надо сразу предупредить, что мачты на современных судах служат отнюдь не для несения парусов, как сразу может подумать читатель, вспоминая приключенческие морские романы. У мачт не мало полезных функций и без парусов. Мачты, например, несут опознавательные и отличительные знаки, установка на мачту флагов обеспечивает визуальную связь, а расположение на них ходовых, габаритных и других огней, несёт информацию о судне в тёмное время суток, локаторы на мачтах обеспечивают навигацию и так далее.

    Поскольку мачты на наш нефтерудовоз требовались в единственном числе, то для их изготовления слепили не хитрую оснастку. Мачты имели довольно внушительные размеры, и потому простецкий мачтовый стапель расположился по середине цеха. Это позволяло максимально полезно использовать цеховое пространство. Много народу для сборки не требовалось, и потому эти работы я поручил бригаде Чудинова состоящей из двух человек.

    Первой заложили самую большую, главную мачту теплохода – грот-мачту. «Толстые» и длинные конуса Виктор Чудинов сам укладывал в стапель. Следом шла его помощница, высококлассный сварщик Маринка и эти конуса обваривала, формируя основное, цельное тело мачты.

    Вскоре «Чудиновцы» приварили рей, который пересекает мачту поперек, и выставили все фундаменты, кронштейны, скобы и прочую мелочёвку для различного функционала мачты.

    Мачта была полностью готова, когда у меня возник вопрос: - А как же теперь этого разлапистого, крестообразного «монстра» вывезти из цеха? Ну, цеховым краном до ворот доставить мачту не проблема. А вот ворота хоть и достаточно высокие для вывоза больших катеров «Сайгак», оказались не такие высокие, чтобы пропустить рей получившейся мачты, не говоря уже о высоте самой мачты.

    Я рассказал об этой неприятности начальнику цеха накануне утренней планёрки. Он стал мрачнее тучи и ничего не ответил. А когда он доложил о возникших затруднениях вывоза мачты на планёрке, получилась немая сцена. Все работники, от мастеров до начальников производств, присутствовавших на планёрке, тупо молчали. А что они могли сказать, когда опростоволосились все: В головах начальства была одна мысль – срочно выдать изделие на новоиспечённый теплоход; А нам, исполнителям, в суматохе не оставалось времени продумать технологический процесс. Все думали только о том, как строить, чем строить, как уложиться в сроки, но никто даже не задумался, что мачта габаритами больше того единственного «отверстия» через которое её планировали вытащить.

    Человек, который мог бы предотвратить эту неприятную ситуацию, отсутствовал. Опытный, грамотный производственник, побывавший в своё время во всех высоких, «собачьих» должностях завода и по этой причине заработав больное сердце, до недавнего времени числившийся на спокойной должности технолога цеха №23, но отсутствовавший уже давно, всё по той же причине больного сердца, умер. Совершенно недавно мы его похоронили и оплакали. А будь он сейчас на службе, то наверняка сразу бы заметил нашу ошибку и не дал бы ситуации зайти в тупик.

    - И что вы собираетесь теперь делать? –  немного оправившись от шока, нарушил молчание начальник всего заводского производства.
    – Будем мачту резать и кусками вывозить – не уверенно предложил начальник нашего цеха.
    - А обратно её собирать и варить, как ты собираешься? – нервно возразил начальник производства.
    - Ну-у, мы её вывезем за ворота и там снова соберём и заварим – оправдываясь, на ходу выдумывал начальник цеха.
    - Да? – удивился начальник производства – Ну про сварочное оборудование я пока промолчу. А стапель ты тоже будешь резать и из цеха вывозить под дождливое небо? А потом по частям там его складывать? Ведь надо же как-то выдерживать технические требования к самой мачте! До сих пор эту работу выполнял стапель.

    Опять наступила долгая пауза.

    – Ну, так режьте, раз больше нет вариантов, делать нечего – разведя руками, наконец, заявил начальник производства, а потом задумчиво, тихо высказал свои мысли вслух: – Выходит, потеряем время, задержим сроки сдачи….

    - И по твоей вине – осознав тяжесть положения, вспылил начальник производства и стал отчитывать нашего начальника как пацана, не обращая внимания на присутствие на планёрке большинства работников низших чинов. Он понимал, что за задержку сроков и его по головке не погладят. Он тянул руку в сторону нашего начальника и громогласно голосил: – Ты понимаешь, что расписался в собственном бессилии?! Ты срываешь сроки сдачи «заказа»! А знаешь, чем всё это может закончиться? А я тебе скажу….

    Во время планёрки у меня созрел план, как аккуратно вывезти эту злосчастную мачту. План, правда, складывался на основе моих предварительных замеров и был со многими неизвестными, но он был реален. Я, по неопытности, поспешил им поделиться.

    - У меня есть некоторые соображения по поводу вывоза…. – вклинился, было, я в надежде остудить накалившуюся обстановку.
    - Тшш, тихо, молчи – зашикал мне в ухо мой друг и второй мастер Миша Шарин – это разговор не твоего полёта. Твои предложения сейчас никто не оценит. Молчи, а то и тебе достанется. Пусть сами пока разбираются.

    - И какие же? – услышал меня начальник производства.
    - Даа…, - замялся я, понял, что влип и постарался включить «заднюю» – ну-у, мне сначала надо всё проверить….
    - Ну, так сначала проверяй, прежде чем языком болтать – заорал на меня начальник производства.

    Впрочем, вскоре гнев на его лице развеялся, и мне даже показалось, что так на него подействовали мои слова, принесшие ему искорку надежды.

    - Ладно, – уже спокойно и более дружелюбно сказал начальник производства - отставить резать.
    - Вобщем так - вам на размышления сутки! Завтра жду ваши предложения, а после будем решать, что делать - закончил планёрку начальник производства, грозно глядя на начальника нашего цеха.

    - Это что у тебя там за соображения? – после планёрки поинтересовался начальник цеха. - Почему мне ничего не сказал?
    Я помнил произошедшее на планёрке и не однозначно ответил: - Я наверно поторопился. Простите. Давайте я, сначала проверю свои предположения, а потом Вам всё расскажу. Думаю, у нас есть шанс спокойно вывезти мачту, не разрезая её.
    - Хорошо – ответил начальник цеха, а потом добавил: - Только, Дима, давай, быстрей проверяй свои предположения. И кстати, имей в виду, что должность технолога вакантна! Вот вывезешь мачту беспроблемно, будешь технологом.
    - Понял – улыбнулся я и побежал снова обмерять ворота.

    Через пол часа я направился к начальнику цеха и рассказал в подробностях, что планирую предпринять:
    – Значит так, мне нужно будет оторвать от основного производства сварщика, и ещё нужна будет телега «Сайгака» и тягач. На телегу мы приварим не сложное приспособление, вот чертёжик набросал. На него положим мачту и спокойно вывезем её через ворота вот таким образом... – и я на пальцах показал процесс.
    - Да без проблем, – обрадовался начальник цеха – бери что угодно, кого угодно и когда угодно, только вывези эту чёртову мачту наружу.

    Уже через час мы со сварщиком Андреем приваривали на «Сайгачную» телегу разновысокие стойки, перемычки и прочие мелочи. По моему расчёту мачта легла на телегу на нужной мне высоте и уже к обеду мы с Андреем были готовы вывозить мачту , через единственный крупный проём цеха.

    Тягач, который обычно вывозил на телеге «Сайгаки», подъехал в самый обед. Всё было готово к вывозу мачты, и терять время не хотелось. Я решил идти до конца, не прерываясь на обед. Я задержал с обедом водителя тягача и Андрея, и мы стали потихоньку мачту вывозить.

    В заключительной фазе кульминационного момента, когда рей мачты повёрнутый к земле  под рассчитанным мной углом, чётко вписался в диагональ ворот, и уже оказался на улице, сначала нижним концом, а потом и верхним, с обеда вернулся зам. начальника цеха и мой друг Игорь Разваляев. Он прыгал от радости и пытался помочь мне, командовать процессом. Он наглядно показывал своей задницей водителю тягача, куда нужно слегка повернуть, чтобы не задеть чего-то. Тот его слушался и медленно подворачивал руль. Но всё это уже не имело никакого значения. Всё самое страшное было позади. Рей прекрасно преодолел преграду и полз вместе с мачтой уже прочь от ворот. Мачта была вывезена из цеха в тот же день, как проявилась проблема.

    На следующий день на планёрке начальник цеха доложил начальнику производства, об удачном безболезненном вывозе мачты упомянув в докладе и моё имя.

    Вторую, носовую фок-мачту, меньшую и не такую проблемную вывозил уже не я. Мои обязанности к тому времени сместились в сторону цеховых производственных технологий.


Дмитрий Зимин
10.02.2022 г.


Рецензии
И в Перми такие красавцы строили! Вот мощь-то где была!

Жмаю краба, Дмитрий!

Андрей Жеребнев   17.03.2023 08:25     Заявить о нарушении
Спасибо, Андрей! Да, мощь была, но угасла по известным причинам и это печально.
Вам, творческих успехов!

Дмитрий Зимин 2   23.04.2023 22:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.