25. 47 Пушкин Месть пары - Фотий графиня Орлова
архимандрит Фотий – графиня Орлова-Чесменская
В 1820 году – в середине первой фазы битвы мистиков-реформаторов-охранителей на мист-поле Ал1 - Пушкина вызвали к военному генерал-губернатору Петербурга графу М. А. Милорадовичу. Некоторые его стихи были обнаружены. Например, эпиграммы на митрополита Фотия:
1.«Полу-фанатик, полу-плут; // Ему орудием духовным // Проклятье, меч, и крест, и кнут. // Пошли нам, господи, греховным // Поменьше пастырей таких, — // Полу-благих, полу-святых»;
2.«Благочестивая жена // Душою Богу предана, // А грешной плотию // Архимандриту Фотию»;
3.«Внимай, что я тебе вещаю: // — Я телом евнух, муж душой, // — Но что ж ты делаешь со мной? // — Я тело в душу превращаю» (диалог графини Анны Орловой и архимандрита Фотия).
Впрочем, это еще не самые радикальные строчки. В 1820 году Пушкин перефразировал изречение Жана Мелье, известного Французского атеиста, который был священником и скрывал свой атеизм. О его взглядах узнали только из «Завещания», где были строчки, которые как раз использует Пушкин в своем стихе:
Мы добрых граждан позабавим
И у позорного столпа
Кишкой последнего попа
Последнего царя удавим.
В те же годы была написана скандальная поэма «Гавриилиада». Фактически – это глумление над библией в целом. Пушкин пытается пародировать «священные места» из книги книг. Не удивительно, что именно эта поэма считалось наиболее скандальной, поскольку Пушкин в действительности покусился не на какого-то там развратного попа, а на «святое». Спустя годы полковник Бибиков донесет на Пушкина именно по поводу этой поэмы. Сказал он, что Пушкин: «нападает с опасным и вероломным оружием насмешки на святость религии, этой узды, необходимой для всех народов, а осо¬бенно для русских». В 1824 году в Одессе Пушкин познакомился с неким «учителем афеизма».
Важно отметить, что афеизм – это не атеизм. Пушкин часто употребляет это слово. В одном из писем Вяземскому, он говорит: «…Ты хочешь знать, что я делаю – пишу острые строфы романтической поэмы и беру уроки чистого афеизма…» Подробнее: «Здесь англичанин, глухой философ, единственный умный афей, которого я ещё встретил. Он исписал листов 1000, чтобы доказать, что не может быть существа разумного, Творца и Вседержителя, мимоходом уничтожая слабые доказательства бессмертия души. Система не столь утешительная, как обыкновенно думают, но к несчастию более всего правдоподобная» Удивительно, но факт, что именно тогда Пушкин стал сознательным атеистом, а не просто насмешником над православием. Не исключено, что ранее он был деистом (по примеру Вольтера), поскольку посчитал систему англичанина «неутешительной».
merci beaucoup pour votre attention
Свидетельство о публикации №222021101107