Ч. 316 Коварный план

Предыдущая страница  http://proza.ru/2022/02/10/921

Идеализировать отношения английских и русских матросов всё же не стоит.  26 марта 1856 года, после окончания войны, в Гонконге пьяная буйная толпа английских матросов с военного парохода «Пенелопа» напала на матросов с клиперов «Джигит» и «Стрелок».
 
Так, по крайней мере, доложили в морское министерство командиры клиперов. Кто там был настоящим зачинщиком драки, сказать трудно. Русские матросы тоже были не из института благородных девиц. Завязалась драка с применением всего, что попадало под руку.

Остановить её удалось офицерам с обеих сторон с большим трудом. Международный конфликт раздувать не стали, а замяли эту историю и русское, и английское командования. После этого случая обе стороны приняли меры, чтобы пресечь подобные драки на берегу.

19 мая английская эскадра направилась в Декастри. Русских в бухте не видели, хотя наблюдали дым в лесу. Берега покрывал густой лес, поэтому гарнизон поста был невидим.

Англичане послали на берег матросов под охраной морских пехотинцев. Набрали в ручье свежей воды и после этого покинули Декастри. Вновь вернулись в Императорскую гавань.

Там по приказу командующего эскадрой разрушили батареи, а платформы из обтесанных брёвен разобрали, и брёвна перевезли на пароход. Поскольку это не входило в обязанности английских матросов, то им за эту работу заплатили.
   
После этого эскадра союзников ушла в Японию. Там англичане из газет узнали об окончании войны. В июне вновь направились к русским берегам, где сообщили об окончании войны.

Когда стояли у русского побережья, на пароход явился француз, который два года прожил с гиляками. Оказалось, он дезертировал вместе с приятелем с французского китобоя «Jason» в 1854 году.

Они услышали, что в Приморье есть золото. Один вскоре не выдержал и подался в Пекин, а второй работал, как проклятый, намывая золото в местах, которые ему показали.

Когда решил, что намыл достаточно золота, на него напали китайские бандиты, жестоко избили и отобрали добычу. Ночью француз сумел бежать, прихватив часть золотого песка.

Его рассказ произвёл впечатление, и многие английские и французские офицеры стали скупать у гиляков золотой песок и жемчуг.

Затем эскадра снова перешла в Японию. Так закончилась для союзников Крымская война на Тихом океане. Но русские пленники ещё долго оставались на кораблях союзной эскадры.

Их всё время тасовали, переводя с корабля на корабль, чтобы они не сговорились и не устроили побег. Материальную помощь русским пленным оказывало американское правительство через командующего американской эскадрой коммодора Эббота.

Подробности мне выяснить не удалось. Помогал русским пленным и американский судовладелец Сайлос Инох Барроус, известный своей благотворительностью.

В Гонконге офицерам разрешили сходить на берег, а Мусин-Пушкин и Шиллинг даже сняли маленькую комнату в гостинице, но вечером они  были обязаны возвращаться на корабль.

По-доброму отнёсся к русским офицерам и гамбургский купец Пустау. Пустау был владельцем брига "Грета". Несмотря на то, что он потерял бриг из-за русских, и английские газеты называли его "русским шпионом",

он, как вспоминал Шиллинг, «оказал нам щедрое гостеприимство. Мы радовались каждый раз, когда нас приглашали на обед, так как у нас было очень мало денег и от бережливости часто питались только хлебом и фруктами».

Присутствие русских пленных в таком большом количестве на кораблях, естественно, было тягостно для англичан. Кормили очень плохо, с медициной на британских кораблях тоже было неважно.
 
Несколько русских пленных умерли, впрочем, британские матросы тоже умирали в ещё большем числе и питались немногим лучше пленников. Чтобы заглушить чувство голода, они жевали табак.

Шиллинг заразился гонконгской лихорадкой, его отправили в плавучий госпиталь, но к удивлению английских врачей, лейтенант после лошадиных доз хины выздоровел.

Адмирал Джеймс Стерлинг, который был уже давно не рад своей добыче, решил отправить русских матросов в Австралию на золотые прииски, офицеров – на Цейлон, а позже агитировать их всех перейти на английскую службу.

Шиллинг и Мусин-Пушкин решили сорвать адмиральский план и использовать для этого прессу. В то время в Гонконге выходили две большие газеты:  «China Mail»  и «China Serial».

Первая постоянно подчеркивала достижения губернатора острова и нападала на адмирала. Другая газета, напротив, защищала адмирала и нападала на губернатора. С редактором «China Mail» мистером Шортрейдом моряки познакомились на обеде у Пустау.

В его газете даже печатались статьи, основанные на рассказах Шиллинга и Мусина-Пушкина. Моряки отправились к этому старому шотландцу, который принял их очень любезно.

Они  рассказали ему об отчаянном положении больных русских матросов в английском госпитале. Они не владели языком и не могли даже попросить у медсестер воды, а офицеров к ним не допускали.

Поэтому офицеры попросили Шортрейда напечатать статью о том, что нельзя отделять русских офицеров от их матросов. Редактор угостил их шотландским виски и пообещал подумать.

Через два дня в его газете появилась редакционная статья с резкими нападками на действия  английского флота в китайских водах. Адмирала описывали как труса, который мстит беззащитным пленным за свои неудачи.

Продолжение http://proza.ru/2022/02/12/1117

На рисунке: Гонконг в 1855 году


Рецензии
Даже не подумаешь, что в то время пресса могла как-то воздействовать на военных.
С теплом, Виктор

Виктор Афсари   20.02.2022 23:00     Заявить о нарушении
В Англии в то время пресса имела огромное влияние.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   20.02.2022 23:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.