25. 53. Пушкин Месть мифа о проповеднике
В 1844 г великий мистик и мифолог Российской империи Н.В. Гоголь (НВГ) из одной максимы А.С. Пушкина (АСП) родил целый миф, который пушкинисты мусолят по сию пору: в статье «О том, что такое слово» в сб. «Выбранные места из переписки с друзьями» НВГ вспомнил, что, когда АСП прочитал строки из оды Державина Храповицкому:
За слова меня пусть гложет,
За дела сатирик чтит
сказал: Державин не совсем прав:
слова поэта суть его дела…
Эта фраза Гоголем никак не комментирована и требовала от мастеров пушкинопыточной объяснений и толкований. И началось …
1. Сам НВГ толковал их как знак понимания Пушкиным проповеднической функции слова. Пушкин был явлен Гоголем как проповедник библейского догмата «В начале было Слово». Затем в 1846-ом, сбрасывая конкурента с цехового трона, тот же НВГ временно пришел в себя и пришил нацгению новый ярлык: Поэт и ничего более…
2. В 1848 г В.А. Жуковский по россетовскому прозвищу Жук в ст. «О поэте и современном его значении» и в письме НВГ из Франкфурта-на-Майне развил мысль АСП о творчестве поэта как отражении божественного деяния (творения). Наше Всё на эту мистику никогда не претендовало и так далеко в бреду не забредало, но формула Жука обрела свою самостоятельную жизнь…
3. В 1852 г. Плетнев в статье-некрологе о Жуке высказался о словах АСП как о формуле общественной ценности литературы как рода деятельности омо сапиенс.
4. Лишь умный и конкурентоспособный князь П.А. Вяземский подошел к максиме АСП с меркой трезвого исторического критика и потребовал анализировать максиму в реальном контексте конкретной ситуации высказывания … Все славно. Одно плохо — этот самый контекст был утерян безвозвратно
5. Наимудрейшие советские адепты научного патриотизма в свете завета В.И. Ленина (ВИЛ) о партийности литературы толковали слова АСП как простую иллюстрацию мысли гения класса «Пушкин — наш, советский!» об активной преобразующей роли литературы и искусства в жизни народа … И вся недолга. Лишь робкий Вацуро в ст.. «Пушкин в сознании современников», маскируя мысль под критику «мистической идеи», показал , что все эти толкования не свойственны Пушкину в принципе…
Из упомянутых выше интересна концепция Жука. Он напомнил коренную для круга поэтов «золотого века русской поэзии» мысль о единстве поэтической души, имеющей четыре условные ипостаси: ум, воля, творчество, вера. Ум и воля подчиненны земским законам необходимости и догмату предопределения. Способность творить = это удел избранных Богом и его дар умным и волевым от природы. Это вид божьей благодати давал поэтам ощущение их вступления с Богом в «товарищество создания». Слово поэта ступает в родство со Словом. Слово поэта — это его дело в Творении.
Прекрасное только то, что не существует = так закончил свою мысль Жука афоризмом Руссо.
Пушкину приписали то , что он не говорил и о чем если и думал, то не к таким выводам пришел…
Но мысль гения утонула в толковниках и интерпретациях в зависимости от ангажированности комментатора и его личных идеологических целях и обрела характер мифа…
Так цеховики отомстили свою лидеру. Из Поэта они сделали Проповедника, как из его Пророка они сделали часть кодекса борца за счастье пролетариата и устава политработника РККА
О поэте и современном его значении
Иван Шадр. Булыжник — оружие пролетариата
Об особой изощренной мести Гоголя в колонне мстителей из конкурентной среды, спровоцированной неистовым Белинским, мы потолкуем следом...
Вmerci beaucoup pour votre attention
Свидетельство о публикации №222021101417