О молитвах

Как-то раз я услышала в научном споре такое высказывание одного учёного со степенью доктора экономических наук: «Некоторым научным выводам приходится верить, как молитвам». Я, разумеется, не стала влезать в этот спор, согласно своему невысокому статусу в науке. Но фраза светского учёного внутренне задела меня. Возможно, это была провокация на вовлечение к активному диалогу. Хотя, кто знает? Ведь люди были практически лишены даже поверхностного прикосновения к богословским наукам.
Религиозная безграмотность в словах и в поведении нередко бросаются в глаза, режут слух и восприятие. В общем, как-то досадно бывает за этих просвещённых и милых, солидных учёных мужей. Дело в том, что, мне кажется, что молитвы – это не тот постулат, которому непременно следует верить каждому. Молитвы составлялись в разное время религиозными подвижниками. Есть молитвы, которые определённому человеку более близки по духу; есть, которые не вполне понятны, или вообще не подходят. Фактически, молитвы пропускаются через душу человека.
Молящийся вправе выбрать определённые молитвы, которые ему наиболее импонируют. Существуют определённые молитвенные правила, которые необходимо читать верующему перед конкретными делами и таинствами. Однако, такие сборники молитв могут содержать молитвенный текст, против которого душа начинает «спорить», появляется ощущение, что что-то не вполне соответствует в этой конкретной молитве с мыслями верующего. Ведь молитвы следует читать, хотя и несколько подражая чтению опытных молящихся, но с душой, с реальной верой в эти составленные на старославянском языке фразы. Однако это отнюдь не слепая вера (наподобие некоторых постулатов в светских науках). Это практика верующего, в процессе которой он не только релаксирует (если можно так сказать), но и нередко приобретает дополнительное понимание всех религиозных постулатов в философском аспекте, которое приходит к нему во время молитвы как бы «свыше».
Обычно появляется философское понимание молитв о том, что в данный момент наиболее волнует человека. Это может прийти не сразу, а после прочтения конкретной молитвы n-е число раз… Понимание, приходящее во время прочтения молитв, возможно сравнить с народным преданием. Или с тем, что прочитывается иногда между строк в каких-то стихах или в прозе.
Однажды в шаблонном перечне типичных утренних и вечерних молитв я заметила одну «небольшую» неточность. Это было связано с поминанием своих родителей и благодетелей молящимися. У кого-то родители уже ушли из жизни, у кого-то ещё живые. А шаблон молитв «за упокой» включал и память о родителях и благодетелях. Неопытному молящемуся легко ошибиться и невольно (и весьма напрасно) «помянуть за упокой» ещё живущих. «Упокой, Господи, души усопших раб твоих: родителей моих (имена), сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан». Что явно негативно. Когда это понимание пришло, я стала опускать эту молитву, ведь мои родители, да и многие благодетели, на тот момент были ещё все живы и продолжают жить. Или в эту молитву, при её прочтении, мне пришлось дополнительно вставлять несколько раз слово «усопших». Иначе получался искажённый для меня смысл: произнося «и за всех православных христиан», получалось как будто бы я молилась и за живых, и за мёртвых «за упокой». Тогда, после моей редакции, получился совсем иной смысл: «Упокой, Господи, души усопших раб твоих: усопших сродников, усопших благодетелей и всех усопших православных христиан». Вначале я произносила имена, но потом стала от этого воздерживаться по своим личным причинам.
Таким образом, читая неправильную, не точную лично для тебя молитву при новоначальном чтении молитв, не задумываясь о смысле слов, немудрено было и беду накликать.
Есть ещё молитва, связанная с просьбой в просвещении о муках. «…Странна муки всякие мне покажи» (Молитва 7-я, ко Пресвятой Богородице). Однажды мне показалось, что мой «стакан терпения» и так уже чрезмерно переполнен каплями всевозможных мук. Такая молитва более всего подходит монашествующим мужчинам. И я стала не всегда эту молитву читать.
Не очень импонирует лично мне вечерняя молитва с фразой «Се ми гроб предлежит, се ми смерть предстоит…» (Молитва святого Иоанна Дамаскина).
То есть, в молитвах люди должны просить именно то, чего сами реально хотят или допускают, предполагают. Просят прощения, каются. Есть молитвы на конкретные требы: от обид, при унижении, при нашествии страстей, для отгнания бесов, о близких в неволе, о близких, отвергающих православие, и т.д. Если что-то не совпадает с текстом составленной подвижником молитвы, тогда верующий вправе её не читать. Хотя, готовясь, к примеру, к исповеди или причащению, верующий бывает вдохновлён прочесть всё молитвенное правило без пропусков каких-то молитв, не взирая на их не вполне ясный и подходящий смысл. Это просто душевный порыв.
Так что вовсе не обязательно «верить» в конкретные тексты молитв. Важно подобрать наиболее подходящие для себя. Чтобы воистину читать их с настоящей верой и пониманием.
И это не свод постулатов, а духовные мысли известных древних богомольцев.
Простому человеку нелегко порой смириться, что он не имеет права читать обычные молитвы о здравии или об упокоении за некрещённых в православной христианской вере, либо исповедующих иные неправославные направления христианства. Например, католичество, протестанство, иудаизм и т.д.
Есть один поучительный Канон «Святому мученику Уару», читаемый за умерших «без святого крещения». Канон – это объёмная молитва, в чём-то напоминающая песню или поэму. В нём описывается ситуация одной женщины, которая совершила таинства упокоения мученика во времена христианских гонений, являвшегося адептом православия, но не успевшего фактически стать крещённым. Этот мученик не приходился христианке никем по родству. История, познаваемая при прочтении данного Канона, весьма страшная. Христианка отдала почести некрещённому, построила даже храм в его память. Но во время торжественного открытия храма её взрослый сын, помогавший ей, внезапно умирает. В тексте этой молитвенной истории лично меня поразили скользящие на протяжении всего Канона тревожные предостережения: а не оскудеет ли вся твоя сила к вере, если ты будешь молиться за некрещённых и за людей иной веры…:
«Зима люта и спасения безплодие облежит в нечестиих умершия и плач безотраден, зде убо вочтени суть, иже от нас воспоминаемыя (имена). Ты же, страстотерпче, соедини сих к роду праведных потщися и не оскудей о них моляся.»
«…избави теплыми Твоими молитвами от лютых мук неверныя наша и некрещенныя сродники и с яже о них и с ними воспонинаемыя (имена), и подаждь оным избавление и велию милость.»
«Адова мрачная темница во веки да не обымет прародители и сродники наша и вся, воспоминаемыя с ними (имена): тебе, дивному страдальцу, силу неверия и греховную мощь низложившу, тако и впредь сих еже с Клеопатриным родом простити не оскудей, мучениче, моляся.»
«…Радость нам изпроси, великомучениче, возвеселимся бо, аще обрящем твоими молитвами избавленныя от вечных мук наша сродники (имена); всегда бо твоя молитвы Владыка слышит и прошения исполняет, ты же убо не оскудей о сих и ныне моляся, да тя выну (всегда – авт.) прославляем.»
Бывает довольно тяжело в конкретных случаях для родственников, что в храме не принимают поминальных записок о здравии или об упокоении на близких людей, которые не были крещёнными. Лично я такое пережила, когда умер мой отчим. В душе появляется какой-то сильнейший протест, но ничего невозможно предпринять.
В одном стихотворении фронтового поэта Б.П. Репина мне встретились строки о том, что, якобы, если ты грешен, то тогда читай молитвы.

«По пути - на углу он стоит на ветру -
Звёздным, пламенным возле дороги.
День был светлый, небось,
Подморозит к утру, и осыплет он звёзды под ноги.

Помолиться бы что ль, совесть вроде чиста.
И гляжу на него я с любовью.
И никак не пойму, почему красота
Каждый раз отзывается болью?..»
Б.П. Репин «Осенний клён»
 Это также не вполне корректное высказывание. В принципе, безгрешных людей не бывает. Но Бог прощает кающимся даже большие грехи. А молитвы следует читать всем тем, кто верит, а не только тем, кто «грешен». Неверующие частенько придираются к православным с укором на какие-то конкретные грехи. Однако, дело не в грехах, а в вере и в желании внутренне изменяться, стремлении понимать смысл окружающего. Хотя популярный телеведущий А. Гордон пришёл к умозаключению, что человек вообще не меняется.
Но этот внутренний прогресс, изменения, духовное созревание богомольца может «увидеть» либо он сам, либо Господь Бог, либо его продвинутый духовник. Инсайдерам духовных исканий это, скорее всего, не по силам. К тому же, они могут всё неверно трактовать какой-то шаблонной извращённой логикой.
Строение идеального духовного мира возможно представить на основе его описания знаменитых православных подвижников прошлого. Таких, как Исаак Сирин, Ефрем Сирин, Иоанн Лествичник и многих других.
Для большей полноты всесторонней картины духовного мира возможно, к примеру, в православном духовном мире отыскать пересечения с восточным духовным миром по книге «Тысяча и одна ночь».
В порыве духовного благоговения можно прочитать Акафист тому святому, имя которого такое же, как и у человека, которого верующий желает помянуть или помолиться за него. Однако в наше время у стен и окон многоквартирных домов, да и у гаджетов и даже выключенных ноутбуков, «есть уши» … Зная об этом печальном и ненормальном факте, получается не корректно следовать этому обычаю, чтобы не скомпрометировать никого. Выходит, что имена вслух произносить неудобно даже на индивидуальном личном пространстве…
В таком случае возможно выбрать конкретную молитву, Канон, Акафист по ассоциации с тем человеком, которого хочется поддержать молитвенными правилами о нём.
Иногда Бога не хочется ни о чём просить, а только лишь благодарить за всё. Для этого более всего подходит, как представляется, великолепный Акафист «Слава Богу за всё» митрополита Трифона Туркестанова. Его написал, как духовное наследие для своих духовных чад, митрополит Богоявленского монастыря Трифон. Этот монастырь функционировал в самом центре Москвы до начала XX века. Сейчас на месте монастыря восстановлен Богоявленский храм, недалеко от ул. Никольская и м. Площадь революции. Митрополит похоронен на Немецком (Введенском) кладбище, недалеко от м. Семёновская. Многие верующие с большим восторгом воспринимают этот Акафист, в котором главная идея – все мы здесь, в этой жизни, только гости… Митрополит Трифон также описывает такое духовное явление в православии, как «ФавОрский свет». Фаворский свет весьма ярок, непродолжителен, отдаление от него наполнено грустью и светлой памятью. Благодарить Бога за всё – это и есть утешение.
«Как молния осветит чертоги пира, то после неё жалкими кажутся огни светильников – так Ты внезапно блистал в душе моей во время самых сильных радостей жизни. И после молниеносного Света Твоего, какими бесцветными, темными, призрачными казались они, душа гналась за Тобою.»
«Отчего вся природа торжественно улыбается во дни праздников Твоих? Отчего тогда в сердце изливается дивная лёгкость, ни с чем Земным не сравнимая? И самый воздух Алтаря и Храма становится Светоносным! Это веяние Благодати Твоей! Это отблеск Фаворского света, тогда Небо и Земля хвалебно поют: «Аллилуия!»»

Сладка и светла вера, наполненная пониманием духовного смысла происходящего! Аминь!

08.10.2021 - 11.02.2022


Рецензии