О фильме Рассекая волны 1996

Я решила посмотреть этот фильм после того, как узнала, что именно в нем сыграла главную роль Эмили Уотсон (Emily Watson), и что и сделало ее знаменитой.
Никогда не читаю рецензии на фильмы перед тем, как смотреть их. Если бы прочла, то, возможно, не стала бы и смотреть. Но все сложилось иначе, и почитать отзывы я решила лишь после просмотра.
Самые весомые оценки фильм получил на многих международных кинофестивалях, став лауреатом многих премий, не стану перечислять. Так оценила фильм европейская кино-элита.
Среди русских зрителей мнения разошлись диаметрально. Чуть больше половины оставивших отзывы взахлеб говорят о невероятной любви и жертвенности, а остальные категорически высказываются, что фильм ужасный, как и режиссер.
Датский режиссер Ларс фон Три;ер (Lars von Trier), сценарист, соавтор фильмов, актер, -  в профессии более сорока лет, наснимал много известных фильмов, оцениваемых неоднозначно, но всегда вызывающих шумную реакцию открытостью показа секса, группового секса, насилия над женщинами и детьми, попытками открыть для зрителя тайны психических заболеваний и жертвоприношений. По-моему, это форма познания мира через извращения, абсолютно чуждая мне. Не удивительно, что в свое время режиссер этот высказывал симпатии нацизму и Гитлеру, за что подвергался критике.
Посмотрев фильм, я ощутила невероятную гадливость, тяжесть душевную, отвращение, что вызвало депрессивное состояние в течении всего вечера после просмотра, и я даже не думала, что смогу подобраться к рецензии, написать что-либо о нем. Пожалуй, это можно сравнить с проникновением в глубину моего подсознания чего-то нечистого и пагубного. Как потом поняла, не только у меня одной такая реакция на этот фильм, многие интернет-отзывы окрашены подобными эмоциями.
Шотландская деревня, семидесятые годы прошлого столетия. Церковь - мужской клуб с жестокими правилами. Пастор отправляет своих сограждан после смерти в ад. Мать, не чувствующая боли родной дочери, не открытая для помощи и любви. На этом фоне жизнь юной героини Бесс, психически нездоровой, мечущейся в поиске опоры, сваливает ее в пропасть страстей и безумия. Сюжет подпирает каждый ее виток духовного и физического падения фальшивой идеей милосердия и любви, наделив ее особым даром вести диалог с Богом, как ей кажется, чтобы отвоевывать у смерти парализованного мужа. Убийственная идея жертвоприношения собственного тела во имя исцеления искалеченного мужа. Он толкает ее на панель, чтобы, слушая пересказы, переживать сексуальное возбуждение, на которое он уже не способен, будучи парализованным после травмы головы. И она старается изо всех сил. Смакование деталей этого безумия доведено до предела, до точки невозможности воспринимать больше. Бесс умирает в конце концов после садистского изнасилования пьяными матросами на корабле.  Парализованный муж встает на ноги, и вместе со своими товарищами крадет тело Бесс из гроба, чтобы торжественно сбросить его в море. Я так поняла рассечение волн.
Абсолютное обесценивание человеческой личности и жизни. Жертвоприношение, якобы. Но это не жертва, это отсутствие духовной опоры и понимания ценности собственной жизни, жизни, как таковой.
Ибо жизнь героини подкладывается под кого-то, без осознания сути жизни, своего пути на земле. Страсть, уводящая в бездну.
И, страшнее всего, что копание в голове психически больного человека и последующие страдания выдаются за логику познания любви и милосердия.
Мне очень жаль, что такие фильмы выходят на высший уровень оценки и учат зрителей любви. Оттого и рост психических заболеваний среди молодежи, и депрессия в обществе. Милосердие, жертвенность, сострадание, умение любить – это, действительно, самые важные темы, о которых надо говорить. Но говорить с позиции добра, духовности, любви к ближнему, истинной любви, дарованной человеку Всевышним.


Рецензии