Ч. 1. Как создаются шедевры искусства

    Рис.1. Фрагмент репродукции гениальной картины Мона Лиза «Джоконда» – Леонардо да Винчи (примерно 1503 –1505 годы)

    В статье рассматриваются ПРЕДЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ – ШЕДЕВРЫ ЖИВОПИСИ и НЕВЕРОЯТНЫЕ трудности их создания – НА ТРЕХ ИЗВЕСТНЫХ ПРИМЕРАХ: 
      • Мона Лиза « или Джоконда» – Леонардо да Винчи (см. выше рис.1);
      • «Фрески Сикстинской Капеллы» – Микеланджело Буонарроти(см.рис.2. – в статье  «Ч.1-2.Как создаются шедевры...Рис.2»);
      • «Явление Христа народу» – Александра Иванова (cм. рис.3. – в статье «Ч.1-3. Как создаются шедевры...Рис.3»).
    Текст статьи для всех трех шедевров (с целью обеспечения целостного представления) приведен   в Ч.1 «Как создаются шедевры искусства».
    Разбиение статьи на три части обусловлено – необходимостью показа  изображений трех репродукций  в одной статье (см. рис.2–3) и ограничениями «Прозы» – на публикацию изображений.

    1.Шедевры (предельные формы) – в искусстве

    1.1. Великое множество шедевров великих мастеров прошлого и настоящего хранит для нас совершеннейшие по своей красоте и гармонии – образцы предельных форм – живописи, скульптуры, архитектуры, музыки, поэзии, прозы, кино, эстрады и др.

    1.2. Примечательно, что все настоящие шедевры искусства, как в прошлом, так и в наше время создавались и создаются – с  НЕВЕРОЯТНЕЙШИМИ УСИЛИЯМИ,  а также, чаще всего, С НЕПРЕМЕННЫМ ТРАГИЗМОМ, так как, только так – можно создать нечто выдающееся. И, видимо, иного способа не существует.

    1.3. И главное  здесь вовсе – не в количестве преодолеваемых трудностей и тягот жизни, хотя это временами может  приобретать определенное значение.
Главное состоит в том , чтобы добиться получения Божественного вдохновения в своем творчестве, так как, как говорил гениальный Леонардо Да Винчи: «ГДЕ ДУХ НЕ ВОДИТ РУКОЙ ХУДОЖНИКА, - ТАМ НЕТ ИСКУССТВА».

    2.О ГЕНИАЛЬНОЙ ТЕХНИКЕ «СФУМАТО» - в знаменитой картине «Джоконда –  Леонардо да Винчи и невероятных усилиях ее создания.

    2.1.  Леонардо да Винчи — один из титанов Эпохи Возрождения. Он ЗНАЧИТЕЛЬНО ПОВЛИЯЛ на развитие живописи.Именно Леонардо да Винчи ПОВЫСИЛ СТАТУС самого художника. Благодаря ему представители этой профессии отныне не просто ремесленники. Это творцы и аристократы духа.
    Леонардо сделал прорыв в портретной живописи. Он считал, что ничто не должно отвлекать от главного образа. взгляд не должен блуждать от одной детали к другой. Так появились его знаменитые портреты.

    Он был не только одним из самых загадочных художников, но и не менее загадочным человеком – для всего окружающего общества и даже для современников нашего времени.
    Леонардо Да Винчи в первую очередь известен – КАК ЖИВОПИСЕЦ, хотя при жизни был больше известен – КАК МУЗЫКАНТ.
   
    2.2. Гениальный Леонардо Да Винчи  был настолько неординарной личностью, что оставил свой след ЕДВА ЛИ НЕ В КАЖДОЙ ОБЛАСТИ человеческой деятельности.
    Его интересы касались не только изобразительного искусства и музыки, но и МНОГИХ ТЕХНИЧЕСКИХ ОБЛАСТЕЙ, в которых он оставил большое количество выдающихся технических изобретений и оригинальных устройств, предвосхитивших даже некоторые современные изделия.
    Большая часть изобретений мастера не была создана при его жизни, оставшись лишь в записях и чертежах. Аэроплан, велосипед, парашют, танк… Им владела мечта о полете, ученый считал, что человек может и должен летать…

    2.3. Леонардо да Винчи создал самую знаменитую в мире картину – легендарную Мону Лизу  (или «Джоконду»).
    Мона Лиза  (или Джоконда) – это сокращенное наименование легендарной картины Леонардо Да Винчи; ее полное  название –  «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо».
    «Мона Лиза», пожалуй,– САМОЕ ИЗВЕСТНОЕ произведение искусства во ВСЕМ МИРЕ.
    Вряд ли хоть одна картина в истории живописи подвергалась столь тщательному исследованию и анализу или была бы овеяна таким количеством легенд и загадок.
 
    ПОРАЗИТЕЛЬНАЯ УЛЫБКА Джоконды столетиями служит ПРЕДМЕТОМ СПОРОВ как восхищенных почитателей, так и  экспертов.

    2.4. Действительно, Джоконда – это главный шедевр Леонардо да Винчи, выполненный  в технике «сфумато», который  имеет ОСОБЫЕ ЭФФЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ:
      • у «Моны Лизы» – ТАИНСТВЕННАЯ УЛЫБКА, которая играет разными ОТТЕНКАМИ ЭМОЦИЙ – в зависимости – от ПОЗИЦИИ зрителя;
      • у «Моны Лизы – УДИВИТЕЛЬНЫЙ  ВЗГЛЯД, который – СЛЕДУЕТ ЗА ВАШИМ ВЗГЛЯДОМ  – все это стало возможным благодаря технике «сфумато».

    Иными словами, ГЛАВНОЕ НОВАТОРСТВО в технике «сфумато» Леонардо да Винчи – состоит в том, что  ОН НАШЁЛ СПОСОБ СДЕЛАТЬ ПОРТРЕТЫ ЛЮДЕЙ,  –  поистине  ЖИВЫМИ.

    2.5. Леонардо Да Винчи всю жизнь стремился к совершенству. Основой всех его изобретений было – НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПРИРОДОЙ. Он заметил, что в природе НЕТ ЧЕТКИХ ЛИНИЙ и строгих форм. Значит так должно быть и на его полотнах.

    Начались эксперименты. Он рассматривал случайные РАЗВОДЫ ОТ СЫРОСТИ на стенах, ИЗУЧАЛ ОБЛАКА, горстки пепла, ОКУРИВАЛ мастерскую во время работы над портретами, чтобы они погружались В ДЫМКУ. Одним словом, он  искал СВОЙ СТИЛЬ, свою форму а когда нашёл, изобрел и инструменты для его создания.

    2.6. Технику живописи «СФУМАТО», изобретенную Леонардо да Винчи, которая делает его картины похожими на фотографии, еще называют – «ЖИВОЙ ВОДОЙ» или «ДЫМКОЙ», «РАССЕИВАЮЩИМСЯ ТУМАНОМ».  На его полотнах НЕТ ЧЕТКИХ ГРАНИЦ, ВСЕ СЛЕГКА РАЗМЫТО, все как бы в тумане и вытекает одно из другого, проникает одно в другое, дышит, живет…
    Благодаря этой технике изображения на полотнах великого итальянского мастера как БУДТО ОЖИВАЮТ,  у них появляется натуралистическая глубина и атмосфера.

    2.7. «Сфумато» – НЕВЕРОЯТНО ТРУДОЕМКАЯ  ТЕХНИКА. «Сфумато» –  не только гениальное изобретение Леонардо да Винчи, но это еще и кропотливейшая, ювелирная техника, требующая НЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ВЫДЕРЖКИ, ТЕРПЕНИЯ, УСИДЧИВОСТИ. Осилить такую технику дано единицам.

    Техника заключается в нанесении ОГРОМНОГО КОЛИЧЕСТВА ТОНАЛЬНЫХ ВАРИАЦИЙ через тончайшие слои при помощи специальных полупрозрачных красок и глазурей, которые не перекрывают друг друга, а только затемняют или высветляют отдельные участки картины.

    На картинах Леонардо да Винчи вы НЕ УВИДИТЕ МАЗКОВ не только невооруженным взглядом, но также под микроскопом. Это не фантастика, а НЕОБЫКНОВЕННОЕ ТРУДОЛЮБИЕ мастера, ну и, конечно, его гениальность.
    Леонардо наносил мельчайшие мазки С ПОМОЩЬЮ ЛУПЫ. Длина каждого мазка в несколько десятков раз МЕНЬШЕ МИЛЛИМЕТРА. После этого на несколько мазков мастер наносил тончайший слой краски цвета грунтовки. Слой получался в 1–2 микрометра. Это доказали современные исследования. Так он повторял НЕСКОЛЬКО ДЕСЯТКОВ раз – для одного фрагмента.

    Неудивительно, что портрет Джоконды  да Винчи писал около ШЕСТНАДЦАТИ ЛЕТ ЛЕТ!

    2.8. На полотнах других  художников представлена – ОБЛЕГЧЕННАЯ ВЕРСИЯ «сфумато». Он был щедрым гением и с удовольствием делился своим изобретением с другими художниками. А желающих было немало. Все надеялись узнать универсальный секрет, который бы поднял мастерство каждого на недосягаемую высоту. Но этого не произошло.

    В технике сфумато творили  Рафаэль Санти, Джорджоне и многие другие художники, но  в совершенстве она представлена только в работах Леонардо да Винчи. На полотнах других художников – представлена  так называемая ОБЛЕГЧЕННАЯ версия «сфумато».

    2.9. Эталонное «сфумато» можно увидеть только на картинах Леонардо да Винчи (например: «Джоконда», «Мадонна в скалах», «Мадонна с младенцем», "Иоанн–Креститель», «Мадонна с гвоздикой» и других).

    2.10. Леонардо да Винчи один из немногих гениальных художников, который создал выдающиеся шедевры искусства, но про ТРАГИЧЕСКИЕ аспекты его жизни, в явном виде, на удивление,  ИЗВЕСТНО  НЕМНОГО.
    Возможно к трагедии его творчества можно отнести тот факт, что представители академической науки называют три последние версии  его творчества ПОЛНОЙ ЧЕПУХОЙ.
    Кроме этого не  все технические изобретения,  а ТОЛЬКО НЕБОЛЬШАЯ ИХ ЧАСТЬ,  открытые Леонардо да Винчи при жизни, были ДОВЕДЕНЫ ИМ ДО КОНЦА И ОЦЕНЕНЫ по достоинству современниками.

 
    3. О невероятных усилиях и трагических переживаниях Микеланджело Буонарроти

    3.1. Фрески на потолке Сикстинской капеллы – одна из жемчужин Ватикана.   Это шедевр Микеланджело Буонарроти (1475–1564г.г.).
Изображение репродукции  фресок приведено в Ч.2. статьи «Три шедевра искусства и неимоверные усилия их создания»

    Существует мнение, что ЕСТЬ СМЫСЛ ПОСЕТИТЬ Италию и Ватикан ТОЛЬКО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ УВИДЕТЬ жемчужину Ватикана – фрески Сикстинской Капеллы, которые расписал Микеланджело Буонарроти (1475–1564).
    Его о считают одним из величайших художников эпохи Возрождения (Ренессанса).
Микеланджело считал себя БОЛЬШЕ СКУЛЬПТОРОМ, ЧЕМ ХУДОЖНИКОМ, но заказ папы Римского расписать потолок Сикстинской капеллы Микеланджело воспринял как вызов и взялся за работу.

    3.2. Потолок Сикстинской капеллы он расписывал В ОДИНОЧКУ. Хотя это несколько сотен фигур! Он даже краски растирать никому не позволял. Да, он был нелюдимым. Обладал крутым и неуживчивым характером. Но больше всех ОН БЫЛ НЕДОВОЛЕН … СОБОЙ.

    3.3. Микеланджело потратил ПЯТЬ ЛЕТ – на создание этого шедевра. И ВСЕ ПЯТЬ ЛЕТ мастер жаловался своим друзьям, как ОН НЕНАВИДЕЛ этот потолок. Художник говорил, что у него «вырос зоб от этой пытки, а желудок раздавлен под подбородком».

    Действительно, Микеланджело работал В КРАЙНЕ НЕУДОБНОМ ПОЛОЖЕНИИ – лежа на спине, а также стоя на своеобразных подмостках–лесах, на которых ему приходилось запрокидывать голову: то – вверх, то – вниз, то – в сторону.

    3.4. О ТРАГИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЯХ Микеланджело. Несмотря на выдающиеся достижения, великий художник в последние годы жил в атмосфере РАЗОЧАРОВАНИЯ И НЕУВЕРЕННОСТИ  в собственных силах.

    К этому его привели творческие неудачи нал двумя проектами. Первый проект (надгробие для усыпальницы папы Юлия), так и не был завершен, хотя художник работал над ним 40 лет.
Второй проект (фасад здания церкви святого Лоренцо) также не был осуществлен, хотя Микеланджело потратил годы, чтобы создать, как он уверял самого папу, «самое прекрасное произведение искусства во всей Италии». Но папа Лев X забраковал его работу.


    4. Картину «Явление Христа народу» А. Иванов создавал 20 лет

    4.1. Изображение репродукции   картины «Явление Христа народу (1858г.). русского художника Александра Иванова приведено в Ч.3. статьи «Как создаются шедевры...»

    Это одна из КРУПНЕЙШИХ КАРТИН МИРА по размерам. Шедевр русского художника Александра Иванова – картина «Явление Христа народу» представлена в Третьяковской галереи в ОТДЕЛЬНОМ павильоне, который был построен именно для нее.
Высота картины составляет 5,4 метра, ширина 7,5 метра.

    Она БОЛЬШЕ ТАКИХ КАРТИН, как «Девятый вал» Ивана Айвазовского (2,21 на 3,32 м), «Последний день Помпеи» Карла Брюллова (2,73 на 2,33 м) и «Богатыри» Виктора Васнецова (2,95 на 4,46 м).

    4.2. 20 ЛЕТ НЕВЕРОЯТНЫХ УСИЛИЙ. Сперва, картина была создана небольших размеров. Через три года, завершив «малую» картину, художник начинает создавать основной вариант, размером – в 7 раз больше.
    Создаётся впечатление, что А.Иванов хочет повторить то, что ЕГО ТАК ВПЕЧАТЛИЛО во время знакомства с Италией – ФРЕСКИ СИКСТИНСКОЙ КАПЕЛЛЫ.
    Картина «Явление Христа народу» должна была стать для художника Александра Иванова итогом заграничной стажировки, а СТАЛА – СМЫСЛОМ ЖИЗНИ.

    Некоторые называли А. Иванова «художником ОДНОЙ КАРТИНЫ», хотя это было не совсем так. За время работы над картиной А. Иванов создал около 600 эскизов, набросков, портретов и пейзажей. Это были 20 лет напряжённой работы и творческих исканий.

    4.3.Существует мнение, что картина «Явление Христа народу» содержит в себе ИСТОКИ МНОГИХ НАПРАВЛЕНИЙ последующего развития живописи, включая импрессионизм.

    4.4. ТРАГИЧЕСКИЙ КОНЕЦ ЖИЗНИ. В конце концов Иванов остался без средств, был вынужден в 1858 году покинуть Рим и привезти свое творение в Петербург. Но передовое общество в России РАВНОДУШНО отнеслось к его работе.
    Лишь небольшой круг друзей оценил красоту высокого замысла и выразил свое уважение и признание.
    В том же 1858 году он подхватил холеру и скоропостижно скончался.


    5. Важнейшее правило выдающихся пианистов

    5.1. Существует выражение:
    «Если я не играю один день, то на следующий день – ЭТО ЗАМЕЧАЮ Я, если не играю два дня, – ЭТО ЗАМЕЧАЮТ МОИ БЛИЗКИЕ, если не играю три дня, – это ЗАМЕЧАЮТ ЗРИТЕЛИ».
    Причем, многие из пианистов играют ЕЖЕДНЕВНО ПО ВОСЕМЬ ЧАСОВ. Это НЕВЕРОЯТНЕЙШИЙ ТРУД.

    5.2. До сих пор нет полной ясности, кто является автором этого выражения. На данный момент претендентами на авторство считаются – С.В. Рахманинов, Антон Рубинштейн и Людвиг ван Бетховен.

    5.3. Для нас может быть не так важно, кто первым это сказал, сколько важна сама конструктивная сущность этого выражения – надо заниматься своим делом – КАЖДЫЙ ДЕНЬ И БЕЗ ПЕРЕРЫВОВ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ СВОЕ МАСТЕРСТВО.

    5.4. Это относится КО ВСЕМ ЛЮДЯМ ТВОРЧЕСКОГО ТРУДА, – к музыкантам, художникам, скульпторам, поэтам, писателям, ученым и другим.
    Кроме этого, существует иное выражение по форме, но аналогичное по смыслу: «НИ ДНЯ БЕЗ СТРОЧКИ». Выражение приобрело особую популярность после выхода в свет книги Юрия Олеши «Ни дня без строчки» (1961г.).


    6. О завершенности предельной формы

    6.1. Произведения искусства трудно анализировать, т.к. давно известно, что «НЕЛЬЗЯ АЛГЕБРОЙ – ГАРМОНИЮ ПОВЕРЯТЬ». ТАЙНА МАСТЕРСТВА – ЭТО ТАЙНА!

    6.2. Все настоящее искусство – это ОБРАЗЦЫ ПРЕДЕЛЬНЫХ ФОРМ, гармоничных, уникальных и ЗАВЕРШЕННЫХ.
    Разве можно что–нибудь добавить к словам Александра Сергеевича Пушкина : «Я помню чудное мгновенье…» или спеть песню Высоцкого лучше, чем сам Владимир Семенович Высоцкий.

    РАЗУМЕЕТСЯ НЕЛЬЗЯ, т.к. эти предельные формы являются уникальными и ЗАВЕРШЕННЫМИ ОБРАЗЦАМИ. В предельную форму «по определению» уже НИЧЕГО ВНОСИТЬ НЕЛЬЗЯ, ТАК КАК ОНА – «САМО СОВЕРШЕНСТВО».

    Материал статьи подготовлен на основе следующего литературного источника.
    1. Диченко Ю.Б. Новые закономерности менеджмента в эпоху ускорения перемен. Екатеринбург: Изд–во Урал. ун–та, 2014.

   Смежные статьи:

Есть ли предел совершенству?  (http://proza.ru/2022/01/03/1541)


Рецензии