Из записной книжки

Вчера смотрело спектакль СТИ Студии театрального искусства на ул. Станиславского.
Спектакль по дневникам, записным книжкам Чехова.  И это можно поставить.  Не обязательно чтобы был сюжет, сквозное действие.  Можно сделать спектакль из множества миниатюр.
«Отелло» в театре на Таганке (что поблизости) – множество нарезанных номеров примерно как из КВН,  трагедия стала бессвязной. Можно и так. «Женитьба» того же режиссера, премьера этого года,  тоже  сценки, мало связанные друг с другом,  претендующие на смех в  Клубе веселых и находчивых. Случайная ассоциация, просто по территориальной принадлежности к Таганке.
У С. Женовача (худрук СТИ и режиссер спектакля)нет пошлости, поэтому ему все прощается – ведь спектакль довольно скучный. В зале нестерпимо душно и жарко. Нет, я бы запретил театр, пока не сделают проточную вентиляцию и запасной надежный выход.
Некогда, здесь была фабрика Алексеевых. Золотоканительное производство. Вроде как, очень доходное. Константин Сергеевич был управляющим и получал за хорошую работу премии, награды. А всю страсть молодую вкладывал в театр. Здание прекрасно сохранилось. Здесь же был и первый театр Станиславского, из которого переехали в Камергерский.
Конечно, я читал записные книжки Чехова и все равно, интересно погрузиться в писательскую кухню. В них замыслы известных произведений. Я определил в текстах наметки, которые вошли в  «Три сестры», «Крыжовник», «Вишневый сад»», «Человек в футляре».
Но многое и не получило дальнейшего воплощения. Например, драматический пересказ   Евангелия, сцены предательства Петра. Не получил воплощения и очень заинтересовавший меня отрывок. За столом говорят о безобразиях в монастыре, церкви, среди монахов, попов. Бабушка слушает это молча, разговор, осуждение продолжаются, она уходит в себя. А потом неожиданно говорит: «Я перешла в вашу веру».  Молчание, молодые со страхом представляют последствия. Никто не будет отныне за ними ухаживать, и будет говорить о них только гадости. Наверное пожалели.  Захотелось написать рассказ на этот сюжет. Но если Антон Павлович не смог.  Я-то что…
Начинается спектакль довольно рискованно.  Застолье, юбилей. Юбилейная речь, еще одна. Над юбилеями Чехов любил подшучивать. И пиеску написал одноименную. Застолье продолжается и потом, без перерыва,  перерастает в  поминки, и теперь уже  читают некрологи.  Дама в черном падает в обморок. Эта роль, которая называется «вдова» самая запоминающаяся.  Она падает в обморок, ее подхватывают на руки, откачивают, прыскают водой в лицо, так, что думается, она сейчас захлебнется, обмахивают.  Она приходит в себя. И как только кто-то произносит слово «покойный» она опять вскрикивает и лишается чувств.  Приводят в себя опять и очень смешными способами. Мочат подушку и закрывают ей лицо. Практически душат. Мне кажется, даже коленом нажимают. И наконец, она пришла в себя и через некоторое время ей предоставляют держать слово. Она встает с бокалом в руках. Стоит довольно долго и снова, не произнеся ни слова, с рыданиями падает в обморок.  Та же процедура, но еще жёстче. Обтирают лицо полотенцем, да так, что кожу можно снять, обмахивают вчетвером. Играет эту роль в красивом, черном платье -  шикарная блондинка Виктория Воробьева Остальные актеры в летних, светлых костюмах. Оригинальные декорации. Когда надо, вся сцена на глазах зрителей, уходит вниз. Когда надо, с крыши навеса, под которым расположился стол и сидят актеры, капает вода. Во втором действии дождь прошел.  Александр Боровский сценограф потрясающий, как и его отец, Давид Боровский.
Это практически студенческий спектакль.  Правда играется уже десять лет.
От этих поминок у меня холодок под ложечкой. В прошлом году умерло столько знакомых, столько пришлось написать некрологов и даже сказать речей на поминках, что этот мрачный юмор совсем не веселит. А попал на спектакль случайно, за компанию зашел. Спектакль очень добротный. Сергей Женовач мастер, что говорить.

На фотографии, которую мне удалось снять на телефон, как раз та сцена, когда "даму-драму" откачивают.
Спектакль довольно известный, вспомнил, что видел репортажи по ТВ, и на видео отрывки. Особенно кадры,  когда капает с крыши, и капли, что важно, попадают на перила, которыми эта веранда ограждена,звук капели хорошо слышен капли   разбрызгиваются. И  перила и капли искусно освещены.  Это сам по себе театр. И звуки капели и капель, все натуральное. И актеров не надо.  Эти звуки и вид   постепенно успокаивающейся капели, производят умиротворяющее действие.  Все в порядке, дождик прошел актеры опять собираются под навесом и второе действие продолжается.  И появляется особая доверительность.  Исчезает театральность. Ты в хорошей компании, с интересными людьми. Нам и поют и рассказывают. И понимаешь, что ты среди своих. Наконец-то.  Ведь телевидение такого нам не предоставляет, демонстрируя идиотов, делящих наследство, детей, любовников. Или с пеной у рта кликушествующих политических обозревателей. Как мы одичали1 Как заскучали по человеческому разговору. По людям. По Чехову!
Но поскольку я злой критик, замечу, что  крыша веранды держится на столбах и пришлось два столба  поставить и  на переднем плане И сзади и спереди. И за столбами зачастую актеров то и не видно. Режиссер  от этого неудобства   всячески  избавляется. И второе действие практически целиком, из-за этих декораций идет в правом углу сцены,  Столб все-таки реально мешает. Это, конечно, смело, - перегородить зеркало сцены вертикалью, но режиссеру приходится до конца спектакля терпеть неудобную конструкцию.  А на самом деле  ее давно можно было бы, по ходу действия, изменить.
В конце актеры уже не сидят за столом, а все обращены вполоборота к залу. И участники застолья, а среди них, получается и мы, зрители, по очереди рассказывают сюжеты   "для небольшого рассказа" как выразился Тригорин в "Чайке". Это, конечно, трагедия, превратить и собственную жизнь в литературу. В сюжет.  А иначе никак.
Еще одно наблюдение. В спектакле занято много актеров, почти вся труппа, как сказано в программке. Но ни одного "медийного лица" Актеры не снимаются в сериалах. Это странно. Намеренно? Или времени нет? Интересно узнать. Со мной рядом как раз сидела ассистент по актерам. То есть по кастингу. Она тоже никого не узнала. Хотя, как говорит, с удовольствием бы предложила сняться. Есть интересные типажи.
Я бы реконструировал этот театр по причине несоответствия помещения. Нет вентиляции и выход только один.  Зал большой. Театр на втором этаже и спускаются вниз по довольно узкой лестнице, лестница тоже одна.  У лестницы собирается огромная толпа. Небольшая оплошность, и все полетят вниз.  Лестница деревянная, ступеньки ненадежные, можно провалиться в дырки. Наверняка у директора множество предписаний из СЭС и Пожарной инспекции. Но опыт "зимней вишни" ничему не учит.


Рецензии