Из записной книжки
Спектакль по дневникам, записным книжкам Чехова. И это можно поставить. Не обязательно чтобы был сюжет, сквозное действие. Можно сделать спектакль из множества миниатюр.
«Отелло» в театре на Таганке (что поблизости) – множество нарезанных номеров примерно как из КВН, трагедия стала бессвязной. Можно и так. «Женитьба» того же режиссера, премьера этого года, тоже сценки, мало связанные друг с другом, претендующие на смех в Клубе веселых и находчивых. Случайная ассоциация, просто по территориальной принадлежности к Таганке.
У С. Женовача (худрук СТИ и режиссер спектакля)нет пошлости, поэтому ему все прощается – ведь спектакль довольно скучный. В зале нестерпимо душно и жарко. Нет, я бы запретил театр, пока не сделают проточную вентиляцию и запасной надежный выход.
Некогда, здесь была фабрика Алексеевых. Золотоканительное производство. Вроде как, очень доходное. Константин Сергеевич был управляющим и получал за хорошую работу премии, награды. А всю страсть молодую вкладывал в театр. Здание прекрасно сохранилось. Здесь же был и первый театр Станиславского, из которого переехали в Камергерский.
Конечно, я читал записные книжки Чехова и все равно, интересно погрузиться в писательскую кухню. В них замыслы известных произведений. Я определил в текстах наметки, которые вошли в «Три сестры», «Крыжовник», «Вишневый сад»», «Человек в футляре».
Но многое и не получило дальнейшего воплощения. Например, драматический пересказ Евангелия, сцены предательства Петра. Не получил воплощения и очень заинтересовавший меня отрывок. За столом говорят о безобразиях в монастыре, церкви, среди монахов, попов. Бабушка слушает это молча, разговор, осуждение продолжаются, она уходит в себя. А потом неожиданно говорит: «Я перешла в вашу веру». Молчание, молодые со страхом представляют последствия. Никто не будет отныне за ними ухаживать, и будет говорить о них только гадости. Наверное пожалели. Захотелось написать рассказ на этот сюжет. Но если Антон Павлович не смог. Я-то что…
Начинается спектакль довольно рискованно. Застолье, юбилей. Юбилейная речь, еще одна. Над юбилеями Чехов любил подшучивать. И пиеску написал одноименную. Застолье продолжается и потом, без перерыва, перерастает в поминки, и теперь уже читают некрологи. Дама в черном падает в обморок. Эта роль, которая называется «вдова» самая запоминающаяся. Она падает в обморок, ее подхватывают на руки, откачивают, прыскают водой в лицо, так, что думается, она сейчас захлебнется, обмахивают. Она приходит в себя. И как только кто-то произносит слово «покойный» она опять вскрикивает и лишается чувств. Приводят в себя опять и очень смешными способами. Мочат подушку и закрывают ей лицо. Практически душат. Мне кажется, даже коленом нажимают. И наконец, она пришла в себя и через некоторое время ей предоставляют держать слово. Она встает с бокалом в руках. Стоит довольно долго и снова, не произнеся ни слова, с рыданиями падает в обморок. Та же процедура, но еще жёстче. Обтирают лицо полотенцем, да так, что кожу можно снять, обмахивают вчетвером. Играет эту роль в красивом, черном платье - шикарная блондинка Виктория Воробьева Остальные актеры в летних, светлых костюмах. Оригинальные декорации. Когда надо, вся сцена на глазах зрителей, уходит вниз. Когда надо, с крыши навеса, под которым расположился стол и сидят актеры, капает вода. Во втором действии дождь прошел. Александр Боровский сценограф потрясающий, как и его отец, Давид Боровский.
Это практически студенческий спектакль. Правда играется уже десять лет.
От этих поминок у меня холодок под ложечкой. В прошлом году умерло столько знакомых, столько пришлось написать некрологов и даже сказать речей на поминках, что этот мрачный юмор совсем не веселит. А попал на спектакль случайно, за компанию зашел. Спектакль очень добротный. Сергей Женовач мастер, что говорить.
На фотографии, которую мне удалось снять на телефон, как раз та сцена, когда "даму-драму" откачивают.
Спектакль довольно известный, вспомнил, что видел репортажи по ТВ, и на видео отрывки. Особенно кадры, когда капает с крыши, и капли, что важно, попадают на перила, которыми эта веранда ограждена,звук капели хорошо слышен капли разбрызгиваются. И перила и капли искусно освещены. Это сам по себе театр. И звуки капели и капель, все натуральное. И актеров не надо. Эти звуки и вид постепенно успокаивающейся капели, производят умиротворяющее действие. Все в порядке, дождик прошел актеры опять собираются под навесом и второе действие продолжается. И появляется особая доверительность. Исчезает театральность. Ты в хорошей компании, с интересными людьми. Нам и поют и рассказывают. И понимаешь, что ты среди своих. Наконец-то. Ведь телевидение такого нам не предоставляет, демонстрируя идиотов, делящих наследство, детей, любовников. Или с пеной у рта кликушествующих политических обозревателей. Как мы одичали1 Как заскучали по человеческому разговору. По людям. По Чехову!
Но поскольку я злой критик, замечу, что крыша веранды держится на столбах и пришлось два столба поставить и на переднем плане И сзади и спереди. И за столбами зачастую актеров то и не видно. Режиссер от этого неудобства всячески избавляется. И второе действие практически целиком, из-за этих декораций идет в правом углу сцены, Столб все-таки реально мешает. Это, конечно, смело, - перегородить зеркало сцены вертикалью, но режиссеру приходится до конца спектакля терпеть неудобную конструкцию. А на самом деле ее давно можно было бы, по ходу действия, изменить.
В конце актеры уже не сидят за столом, а все обращены вполоборота к залу. И участники застолья, а среди них, получается и мы, зрители, по очереди рассказывают сюжеты "для небольшого рассказа" как выразился Тригорин в "Чайке". Это, конечно, трагедия, превратить и собственную жизнь в литературу. В сюжет. А иначе никак.
Еще одно наблюдение. В спектакле занято много актеров, почти вся труппа, как сказано в программке. Но ни одного "медийного лица" Актеры не снимаются в сериалах. Это странно. Намеренно? Или времени нет? Интересно узнать. Со мной рядом как раз сидела ассистент по актерам. То есть по кастингу. Она тоже никого не узнала. Хотя, как говорит, с удовольствием бы предложила сняться. Есть интересные типажи.
Я бы реконструировал этот театр по причине несоответствия помещения. Нет вентиляции и выход только один. Зал большой. Театр на втором этаже и спускаются вниз по довольно узкой лестнице, лестница тоже одна. У лестницы собирается огромная толпа. Небольшая оплошность, и все полетят вниз. Лестница деревянная, ступеньки ненадежные, можно провалиться в дырки. Наверняка у директора множество предписаний из СЭС и Пожарной инспекции. Но опыт "зимней вишни" ничему не учит.
Свидетельство о публикации №222021101540