Возлюби ближнего, как самого себя

(на волне моей памяти)

Балаклавский Свято-Георгиевский монастырь, расположенный на высоком отвесном берегу живописного мыса ФЕОЛЕНТ, откуда открывается завораживающий вид на бескрайние просторы Черного моря, прибрежные скалы Орест, Пилат и Крест, является самой древней православной обителью на территории России, Беларуси и Украины.
Согласно Новой Хронологии Фоменко и Носовского именно на ФЕОЛЕНТЕ в пещере Дева МАРИЯ родила младенца ИИСУСА.
Этот факт меня заинтересовал больше всего и я, созвонившись с настоятелем Свято-Георгиевского монастыря, приехал в Крым для съемки документального фильма.
 
Знакомство наше с игуменом состоялось в его келье.
Он выслушал меня внимательно и сказал:
- Тебя зовут Юрий? Значит, Георгий!
Это твой монастырь. Можешь быть здесь столько, сколько посчитаешь нужным. Жить будешь в келье с послушниками. У каждого из них свое послушание. Кто-то копает землю, кто-то строит, кто-то готовит пищу в трапезной.
Твоим послушанием будет съемка фильма о жизни монастыря.
Он благословил меня, осенив крестным знамением.
И я начал свое послушание в тот же день с интервью игумена Савватия в пещерной церкви «Рождества Христова».
Вся братия монастыря относилась ко мне уважительно, называя «отецом Георгием».
Для меня это казалось странным, но к этому я быстро привык.
Игумен Саввватий оказался моим коллегой.
До учебы в Духовной семинарии он окончил киевский театральный институт и работал режиссером в одном из провинциальных театров на Украине.
Жизнь в монастыре оказалась суровой, однообразной и не лицеприятной.
Подъем в 6-00 утра. С 7-00 до 9-00 – утренняя служба в монастырском храме. После завтрака работа. У каждого свое послушание. Потом обеденная служба. И после обеда опять работа до ужина. С 19-00 до 21-00 вечерняя служба, после которой обязательный крестный ход от храма до монастырских ворот и обратно с иконами и песнопениями.
В 22-00 отбой.
И так, каждый день!

Я часто бывал у отца Савватия на чаепитии в его келье, которая больше напоминала небольшую домашнюю часовенку, уставленную сплошь иконами, лампадами и подсвечниками с постоянно горящими в них церковными свечами.
Он делился со мною своими ежедневными мирскими заботами о братии монастыря.
В финансовом отношении обитель являлась хозрасчетной общиной, существующей, в основном, за счет добровольных пожертвований. Слава Богу, такие люди находились и не давали погибнуть монастырской братии.
Всей хозяйственной деятельностью в монастыре руководил игумен (настоятель), которого назначала Епархия.

Во время очередного чаепития в келье у Савватия, он признался мне:
- Давно мечтаю построить подъемник, от автостоянки у монастырских ворот до пляжа, до которого добираются отдыхающие и туристы по 981 ступеньке, выдолбленной монахами в крутом скалистом спуске длиною в 640 метров.
 Вниз спускаться легко, а вот обратно подниматься проблематично. Не каждый в состоянии преодолеть этот крутой подъем.
Думаю, что наш подъемник бы не простаивал. И это было бы хорошей финансовой подпиткой для нашей монастырской братии.
Но инвестор пока не находится.
- А кто из знаменитых людей посещал эту древнюю обитель? - поинтересовался я.
- Здесь были все русские цари.
Императрица Екатерина даже на ослике спускалась к морю, чтобы пройти этот путь. Потому что ей сложно было спускаться по крутым каменным ступеням в парадном платье, которые с Божьей молитвой вырубили монахи в 1891 году.
- А кто еще побывал здесь?
Александр Сергеевич Пушкин. Он был тронут этим местом и  сказал: «Я был во многих местах в Крыму, но более всего мне понравилась лестница, ведущая от монастыря к морю".

В келье у Савватия среди икон висел известный семейный портрет Николая II с императрицей Александрой Федоровной и детьми.
- А как эта фотография попала в монастырь? – поинтересовался я. 
- Это подарок царя нашему монастырю с дарственной надписью.
Известно что, когда служил здесь Николай II со своей свитой в Свято-Георгиевском храме, во время Богослужения царь услышал ропот народа и удивление. Он вышел и увидел такую картину – два убеленных сединою старца (схимники) подошли к храму и, увидев царя, низко поклонились ему, как будущему мученику и как царю. Хотя у них было послушание быть пустынниками и затворниками. Братия монастыря не видели их 30 лет. Еду им оставляли на тропинке, чтобы не нарушать их подвига, который заключался в уединенной молитве. Но они нарушили обет, и пришли в монастырь, чтобы приветствовать царя и молится за него.

В один из вечеров с чаепитием отец Савватий открыл мне свою сокровенную мечту:
- Еще одна боль нашего монастыря – икона Святага Великомученика Георгия-Победоносца, которая сегодня находится в Киеве в музее. Мне приходилось быть у этой иконы. Я зашел в музей и мне сказали: «К этому экспонату прикасаться нельзя». Но я, конечно же, растревожился. Почему нельзя прикасаться к иконе, которая принадлежит нашему монастырю?!
Хотелось бы, чтобы эта икона вернулась в нашу святую обитель, для того, чтобы люди по вере исцелялись ею.
На ней следы шашеля, поджога в некоторых местах видны. Она очень древняя. И я бы хотел весь православный народ просить помолится, чтобы эта икона вернулась к нам для нашего спасения, для нашей помощи, для исцеления страждущих, больных, немощных, убогих, которые нуждаются, наших воинов православных, потому что война разрушает все вокруг. Святой Великомученик Георгий-Победоносец является покровителем воинов наших…

Это было время, когда в Донбассе и Луганске шла кровопролитная гражданская война. И в монастыре среди трудников и послушников было много беженцев с Украины. Среди них были и раненные, которые приезжали сюда для лечения.
Одним из таких несчастных был молодой послушник Петр из Луганска.
Во время авиа налета ВСУ, под обломками дома погибла вся его семья: дедушка, бабушка, отец, мать, брат и сестра. Они спрятались в погребе во время бомбардировки, но снаряд, попавший в их дом, обрушил крышу и завалил выход из погреба. Все они погибли, задохнувшись в дыму.
В живых остался только Петр, находившийся в это время на дежурстве.
Наши постели были рядом в келье послушников. И он рассказал мне эту трагическую историю.
В монастыре Петр находился уже более месяца и готовился к постригу в монахи.
Я взял у него интервью для фильма и попросил рассказать его об основе монашества, не травмируя душу воспоминаниями о трагедии семьи.
Вот это интервью:
- Основа монашества, это три обета.
Когда постригают человека в монахи, ему дается новое имя, после чего прекращается его прежняя жизнь.
И он, как бы вступая в новую жизнь, дает Богу три обета.
Это целомудрие, не стяжательство и послушание.
Целомудрие это осознанный выбор монашеской судьбы.
Не стяжание – значит жить в нищете и довольствоваться тем, что Бог пошлет.
А послушание – оно, как бы, основа всех трех обетов. Оно выше молитвы и поста.
Послушание – это основа всего монашества.
Но это, как бы, не самая основная цель духовной монашеской жизни. Главное за всю свою жизнь вернуться к тому состоянию чистоты, красоты и невинности, которая была у тебя в детстве, чтобы, по возможности, все это у себя сохранилось и со всем этим перейти в загробный мир. Со всеми возможностями, которые были в тебя заложены в детские годы…

Еще с одним удивительным человеком мне довелось познакомиться в монастыре.
Это был послушник Владимир – ключник игумена Савватия, его приближенное лицо.
Он помогал настоятелю по хозяйству, следил за порядком в его келье и был, что-то вреде, пресс-секретаря у отца Савватия.
Вот его интервью, которое целиком вошло в фильм:
- Мой предок -  император Павел, которого убили табакеркой. Золотой. Да.
Наша семья живет в предместье Нелидово. Император Павел построил им там имение.
Вот, прапрадеды мои оттуда.
Это колено императора Павла тогда меняло фамилию на Цыгановы и Лебедевы. Потому что, фамилия Романовы в опале была.
Вот оттуда наши предки вышли.
У меня, кстати, синдактилия, как у императора Павла – два пальчика в один на правой ноге срослись. Да.
Ну, это не важно.
- А как вы в монастырь попали? – поинтересовался я.
- Пошел в Космо-Дамиановский монастырь в Алуште посмотреть, как Богу служат. Меня приняли туда. Был я там с 2007 по 2008 год. Потом сюда пришел в 2009 году.
- Ваше имя, отчество и фамилия, чтобы я потом в титрах написал.
- Хорошо!
Владимир Васильевич Лебедев.
- Значит, это та самая старинная фамилия Лебевев…
- Да, Но бабушка моя (мама отца), почему-то, Романова-Милославская была. Это мне мама моя в девяностых сказала.
Так что у нас фамилия нормальная. Потому мы все умные в семье. Стихи пишем, рисуем, задачи решаем…
- А можете прочитать одно из своих стихотворений? – предложил ему я.
- Да, конечно:
"Грустить о прошлом не хочу,
О будущем мечтать не стану,
Перед собой зажгу свечу
И в пламени ее увяну.
Давно отцвел ровесник мой,
Что пред окном моим качаясь,
Своей седой трясет главой,
Все боле-боле осыпаясь.
Я знаю - скоро мой черед,
Но я о том грустить не стану,
Последнюю зажгу свечу
И в пламени ее увяну…»

Когда фильм уже был готов, я сообщил об этом отцу Савватию. Но к тому времени он уже не был игуменом и учился в Москве в Духовной Академии.
Настоятелем монастыря был назначен игумен Венедикт.
Я созвонился с отцом Венедиктом и договорился о встрече в монастыре.
И тут меня ждали большие неприятности.
Оказалось, что отношения между двумя игуменами складывались не в мою пользу. Отец Венедикт терпеть не мог своего предшественника Савватия и не хотел принимать фильм, который тот заказывал.
Выяснилось, что сценарий фильма, оказывается, не получил благословения у Митрополита. Кроме того, самым большим грехом оказалось то обстоятельство, что готовившийся к монашескому постригу послушник Петр, попал в немилость к игумену Венедикту.
Дело происходило так.
Петр, прибирая после туристов и отдыхающих, пляж нашел под скалой ноутбук. Он написал об этом объявление и повесил его у входа в монастырь, но в течение недели на него никто не откликнулся.
Вероятно, его потеряли туристы, которые проездом посетили пляж и уехали дальше по своему крымскому маршруту.
Петр никому в монастыре о своей находке не говорил, оставляя у себя ноутбук.
Кто-то из послушников об этом узнал и доложил игумену Венедикту.
Ожидающий монашеского пострига Петр был безжалостно изгнан из монастыря не смотря на то, что жить ему было негде (ни в Луганске, ни в Крыму).
А как же заповедь Христова, по которой обязаны жить все христиане:
ВОЗЛЮБИ БЛИЖНЕГО, КАК САМОГО СЕБЯ?!

P. S.
Весь тираж фильма (300 экземпляров DVD) я безвозмездно передал монастырю, на что получил соответствующую расписку.


Рецензии