25. 54. Пушкин. Месть службы ямских застав Пади, п
Онегин был лихой мужик
Он Таню раскусил же вмиг
Глава первая романа Е.О.
XV
***
С кого начнет он? Всё равно:
Везде поспеть немудрено.
Покамест в утреннем уборе,
Надев широкий боливар ,
Онегин едет на бульвар,
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.
XVI
Уж тёмно: в санки он садится.
«Пади, пади!» — раздался крик;
Морозной пылью серебрится
Его бобровый воротник.
К Talon помчался: он уверен,
Что там уж ждет его Каверин.
***
У Жени не было своей кареты, лошадей и даже саней… Дело было не в экономии, а в лени, скуке и хандре = хозяйство требует заботы и труда… а Жене некогда.
«Пади, пади!» — раздался крик…
Так подавал сигнал прохожим кучер или форейтор.
НА перроне тамбовского вокзала насьлник вещал иначе : Посторонись! тво ю ю...
У Пушкина кричит кучер: форейтор был в эпипаже в варианте запряжки цугом (каждая пара лошадей смотрит в круп передней). Традиционная тогда запряжка — шестерик цугом. Настоящий (не как у небогатых экономящих на «своих» Лариных) шестерик из специальных обученных лошадей доступен был только состоятельным персонам; у элиты цугов было несколько - разные по мастям: шестерик из вороных, восьмерик из белых, или из серых в яблоках. Форейтор сидел в высоком седле на левой лошади передней пары — подседельной (остальные — чересседельники), а правая была подручной (первая к седокам пара — дышловики). Потом на подсидельных ездили уже ездовые, а форейторы остались в пушкинском времени у Лариных…
История крика "Пади!"
Уходит в допетровское время: при выезде царского экипажа сопровождавшие его «дети боярские» криком этим подавали команду прохожим скидывать шапки и падать наземь. Только при Петре 1 обычай этот вместе с правилом вставать на колени при виде царя был отменен… Поэтому в пушкинское время этот окрик был признаком молодечества и предложением шарахнуться в сторону от лихача.
В городе цуговая запряжка - это собственный выезд. Онегин (и его родитель - Пушкин) пользовался наемными экипажами с легковыми, разгонными или живейными извозчиками. Зимой городским транспортом служили прогулочные узкие (нога с ногой у Вяземского) сани «козырьки» запряженные парой резвых лошадок («шведок» через полвека). Для загородных прогулок к паре пристягалась пристяжная или делалась традиционная стационарная «тройка» = троечная запряжка
Обоз Лариных.
Для него из экономии использовались свои клячи, Осьмнадцать штук. Возок Лариных имел запряжкой шестерик цугом с форейтором. Три кибитки использовали четверик. Итого:18 кляч.
За всё издевательство над почтовыми станциями и ямскими службами и заставами, за сатиру на русские дороги и саму телегу русской жизни ямщики вполне могли Пушкину мстить …
Кроме того, форейторско-кучерский выкрик «пади!» умер в конце 18 века … и затем сама жизнь его заменила на «поди!» -, предлагая пойти с дороги прочь… Но Пушкин мистифицировал шибко любил. А ямщикам этого было не понять … и жажду мести не унять ...
Свидетельство о публикации №222021101656