Рассуждения на тему мудрости

  «Мудрость – одна из красивейших вещей». Платон «Пир»

  Во все времена людям свойственно задаваться такими фундаментальными вопросами, как: что такое истина, красота, справедливость, мудрость. Раздумывая над этими вечными проблемами, приходим к выводу о том, что, не будучи мудрым, сложно достичь понимания истины и красоты, определить, что такое справедливость. Рассуждая в таком ключе, естественным образом, размышления приводят к философии, ибо сам термин «философия» означает – любовь к мудрости. Думаю, рационально искать ответы, «нырнув в глубины» античных произведений. Можно соглашаться или не соглашаться с дошедшими до нас исследованиями Платона и Аристотеля, но не брать во внимание их теоретические труды нельзя. По моему разумению – все основы заложены в древности, а мы можем лишь базироваться на известных позициях. Представлю в данном эссе свое понимание мудрости в свободной игре чувств, разума и рассудка.
  Мудрость является совершенным качеством разума, она, как и красота, которая само совершенство, трудно досягаема. Разумные люди знают определённые критерии истины, красоты, справедливости, и, пользуясь ими, стремятся к постижению вечных ценностей.
  Противоположность мудрости – глупость. Глупость чаще всего проявляется в самодовольстве, и человеку она несёт несчастье, ведь такой человек не старается стать красивее, умнее, совершеннее…
  Мудрость, как уже упоминалось, труднодостижимое качество ума. Она не постоянно присутствует в нём, а приходит во время размышлений в одиночестве, проявляясь, как интуитивная догадка, которая сомнительна, неубедительна и требует подтверждений. Она озаряет человека, ум которого находится в поисках истины.
  Такой процесс познания вполне можно сравнить с другими жизненными процессами. Здесь уместно будет вспомнить слова американского прагматика Уильяма Джеймса о том, что и сама человеческая жизнь – это блуждание в горах, над пропастью, да ещё в густом тумане.
Мудрость, как и свою жизнь, невозможно передать кому-то другому, так как каждый индивид обладает субъективным опытом, сознанием, индивидуальным уровнем интеллекта.   Мудрые люди, чаще всего, не считают себя мудрыми, они не грешат завышенным самомнением. Образцом такого поведения являлся и до сих пор является, великий Сократ, который, понимая ограниченность возможности познания, любил повторять: «Я знаю, что ничего не знаю». Карл Поппер это качество философа назвал «интеллектуальной скромностью».
  Само понимание мудрости может меняться в зависимости от эрудиции, практического опыта, принадлежности к какой-либо определённой группе людей. К примеру, толпу народа привлекают красноречивые, уверенные в себе люди. Наделённые такими качествами, они восхищают «любителей зрелищ». Актёр или оратор, находящийся в центре внимания, и его «красивая, несущая успех речь», привлекательны для собравшихся. А вот философы красноречие мудростью не называют. Вслед за ними, мы можем наименовать такую «мудрость» показной или псевдомудростью, ведь она страшится философской беседы, диалога с разумным противником. В этом и обнаруживается её несостоятельность.
  К постижению мудрости располагает философский диалог, побуждающий к рассуждениям и поискам ответов на волнующие вопросы. В дискуссии гарантируется возможность взаимного обмена знаниями, ведь такая атмосфера создаёт условия для проявления мудрости. И вот здесь обнаруживается способность сосредоточиться на обсуждаемой проблеме, опираясь на здравый смысл. Это уже признак философского размышления, базирующийся на имеющихся знаниях, опыте и открывающихся, ранее неизвестных фактах, которые острый ум умеет моментально обрабатывать.
  Характерно, что качество мыслительных операций обнаруживается и в момент нравственного выбора. Ведь мудрость пронизывает поведение человека и проявляется в его высказываниях. Соответственно таким критериям, судят о человеке окружающие. «Встречают по одёжке – провожают по уму», – говорят в народе.
  Мудрость указывает человеку единственно верное поведение, подсказывает, как преодолевать трудности, помогает в достижении цели. Мудрый человек умеет выделить суть объекта и охарактеризовать эту суть; он постоянен во вкусах, его ум не блуждает и не путается, и, хотя он, как и другие, может ошибаться, – он способен признать свои ошибки.
Исходя из сказанного, можно, сделать вывод, что мудрость является добродетелью, а добродетель, как утверждал Аристотель, это – «добровольно избранная установка». Разумный определяет, находит и выбирает середину между излишеством и недостаточностью, он умеет из «бесконечного» зла выделить добро и следовать «золотой середине». Но всю свою жизнь придерживаться умеренности – трудная задача для человека, и, только обладающие сильной волей и рассудительностью, умеют преодолевать искушения.
Таким образом, можно утверждать, что мудрыми не рождаются, мудрыми становятся. Об этом рассказывает Платон. Согласно его мнению, любитель философии страстно желает совершенствоваться и ненасытно обогащается знаниями. К мудрости ведёт любопытство, понимание того, что процесс интеллектуального развития важен и полезен для человека.
  Становясь более мудрым, человек постигает суть разных вещей и явлений, находя в них постоянное и неизменное, отличая главное от второстепенного. Обладание мудростью ведет к постоянному совершенствованию, что помогает понять существование «вещи в себе», отличать красивое от безобразного, справедливость от несправедливости. Как уже упоминалось, мудрость неразрывно связана с истиной, она ненавидит ложь. Основополагающие знания, которыми обладают мудрые люди, позволяют находить связи, формулировать законы. Мудрость жизненно необходима учёным, аналитикам, политикам, правителям и писателям.
Невозможно быть справедливым, не будучи мудрым. А вот с разумением Платона веры в непогрешимость мудреца, как носителя истинного и безусловного знания, изрекающего «истину в последней инстанции», возникает множество вопросов, о которых во все времена дискуссируют философские умы.
Также уместно будет сказать, что, в практическом смысле, приобретению мудрости способствуют природные способности человеческого интеллекта: хорошая память, внимательность, наблюдательность, умение понимать, легко схватывать, усваивать и перерабатывать знания, а также желание постоянно учиться.
  Понятие мудрости неразрывно связано с человеком, с его существованием и социальной деятельностью и, подчёркиваю, применимо лишь к человеку. Беседы с обсуждением концептуальных вопросов привлекают разумных людей. В таких дискуссиях проявляется жажда к обнаружению истины. Обогащение мудростью происходит в сложном процессе развития познавательных способностей: от мнения к познанию красоты, истины, к абстрагированию – таково восхождение человеческого рассуждения.
  Не только с точки зрения когнитивных процессов характеризуется понимание мудрого человека. Здесь важна и коммуникативная функция: связь мудреца с социальным миром. Примеры общения дервишей, суфиев, уже упоминаемого в данной работе, Сократа, показывают неповторимый способ передачи полезных знаний современникам. В коммуникации проявляется самобытность мудреца, он умеет озадачить своего оппонента завуалированными речами или неожиданной поведенческой реакцией. Ирония, зачастую ранящая партнёра, на самом деле поучающая, ведёт собеседника к собственному пониманию какой-либо проблемы, рождению открытий. Сократ такой способ диалога называл «майевтикой». Поэтому в поведении разумного человека присутствует и, свойственный ему, исследовательский талант, и способность воплощать в социуме идеи, и рассудительность, вытекающая из постижения им бытия и опирающаяся на богатый жизненный опыт. Естественно, что очень важным является нравственный аспект. Никоим образом мы не можем назвать мудрым человека безнравственного, преступающего законы морали. Мудрец способен анализировать свои ошибки, он постоянно заботится о нравственном совершенствовании. 
  Соответственно, мудрый человек благодаря своему мышлению охватывает прошлое, оценивает настоящее, может предвидеть будущее, умеет разумно строить свою жизнь, реализует нравственные ценности, стремится к совершенствованию и умеет развивать свою личность. Скорее всего, такого субъекта и можно наречь мудрым человеком. Но время меняет всё. И понятие мудрости в каждую эпоху раскрывается в новых аспектах. Каково понимание мудрого человека в современном мире? Или же мудрец — это только идеал? Каково его место в трансформирующемся мятущемся обществе? Может ли голос мудреца быть услышанным среди истошных криков авангардных выскочек? А если его услышат, как воспримут?
 Это вопросы, требующие многих социальных исследований и размышлений.


Рецензии