Дом, посвящённый кино

3 февраля 2022
Я люблю киноискусство. Почему? Сама не пойму. Вероятно, всё идёт из детства. Сейчас, когда дети подросли, возвращаюсь к просмотру фильмов разных жанров. Некоторые фильмы мы смотрим вместе. Обычно это фантастика. К сожалению, так мало качественных фильмов этого жанра. В то время как очень много книг отличных фантастов. Так что читайте книги!
В последнее время почему-то я выбираю фильмы, которые будто взаимосвязаны. Может быть, вовсе не случайно, что они приходят ко мне парами.
Однако первым в паре был документальный фильм «Дом» (хотя такие фильмы я бы не назвала именно документальными): https://www.youtube.com/watch?v=f2VgtI3xM1g.
Фильм выпущен в 2009 году, это результат совместного творчества фотографа дикой природы Яна Артюса-Бертрана и режиссёра Люка Бессона (все, конечно, знают, что в фантастике Люк Бессон ярко засветился со своим «Пятым элементом»). Они снимали, совершая полёты на воздушном шаре, вертолёте, самолёте. И, наверное, задумка была такая: с высоты открывается совсем иной вид, и восприятие будет иное. Они хотели показать, насколько прекрасна наша Земля. Чтобы люди вышли из своего приземлённого кокона, чтобы впечатлились, чтобы проявилось яснознание - без Земли не будет их самих, а потому необходимо остановиться и прекратить уничтожение всего живого вокруг себя. Однако впечатление этот фильм произведёт только на тех, кто уже готов к такому повороту. А таких меньшинство - и у них нет прав на Землю. На тех, кто прибрал её к своим рукам, фильм не повлияет, потому что эти люди не знают прошлого, у них есть только их жалкое настоящее, будущего не будет для их детей, внуков, правнуков. Поэтому странно, что фильм запрещён к показу, он никак не поможет в спасении Земли.
В «Доме» есть факты, которые нужно проверять. Какие - посмотрите сами.
В «Доме» есть одна забавная история: взрослый человек сообщает, что он только недавно узнал, почему листья осенью становятся жёлтыми, красными и оранжевыми. Ну, европейцы! Ну уж и европейское образование! Не знаю, как сейчас, а раньше у нас и школьники знали про хлорофилл. Конечно, тут возникает вопрос: а может ли человек, который, дожив до солидного возраста, всё ещё не знает о явлениях, об изменениях в природе, как-то посодействовать спасению Земли? Но всё-таки хорошо, что он наконец узнал, почему листья желтеют, краснеют и оранжевеют по осени.
Кстати, рекомендую посмотреть фильм «Барака» Рона Фрике, из той же серии. Однако он сильнее - там нет претенциозного текста.

Вторым фильмом в этой паре оказался «Посвящённый»: https://www.youtube.com/watch?v=5bqt8Fcsu9Y.
Не знаю, почему на русский так перевели. «The Giver» - для меня это «Дающий». Это фильм австралийского режиссёра Филлипа Нойса, жанр: фантастика-антиутопия, научная фантастика. Он вышел в 2014 году. Это экранизация романа американской писательницы Лоис Лоури, который был написан в 1993 году. Женский взгляд, между прочим, очень чувствуется в картине: когда я описывала сюжет мужу, я сказала, что это такой девочковый фильм, что я его смотрела постоянно на грани, эмоции зашкаливали, чувства тоже, я даже плакала, много деталей и мелочей, но очень предсказуемых, что уж, чаще всего, несвойственно мужскому сознанию и поведению. Можно сравнить с «Домом» или романом Евгения Замятина «Мы».
Кстати, о романе-антиутопии Замятина «Мы», написанном ещё в 1920 году. Я не разбиралась в истории создания фантастических антиутопий (а пора бы), поэтому не знаю, было ли что-то подобное написано до Замятина. Что было после, ясно - Хаксли, Оруэлл. И, думаю, много подобного. Но Замятина никто не превзошёл, на мой взгляд.
Так вот «Дающий» тоже переосмысление того, что уже было написано до. Но фильм дарит нам невероятную красоту исполнения кадров (как и в «Доме»). Тут есть место сказке (не очень хочу говорить - фэнтези). Видимо, поэтому смотрится фильм на одном дыхании. Там идеальные формы, идеальная геометрия, а затем - сносят крышу ошеломляющие пейзажи.
И опять-таки совершенно женский, материнский, взгляд на жестокость - войн, уничтожения животных, утилизацию не подходящих по параметрам детей. Да даже на ежедневные иньекции, которые уравнивают людей, лишая их индивидуальности, эмоциональности, которые в итоге всё равно вырываются наружу. Общечеловеческие ценности нужны нам, воспитание их в людях - чтобы они смогли спасти Землю. Нужны нам и страдания, и боль - чтобы понять потом другого страдающего, чтобы перестать убивать и воевать. Идеальное общество, показанное в фильме, ещё одна разновидность фашизма. Да, может, всё прилично и цивилизованно выглядит на первой стадии (хотя если уже дошло до отсутствия фамилии, традиционной семьи и утилизации младенцев, это далеко не первая стадия), а чем кончается в истории - мы уже успели узнать. Нам показали общество без прошлого (они просто не знают, что оно есть, оно хранится только у Дающего), у таких людей есть мимолётное настоящее, будущего - быть не может.

Ну и как не проиллюстрировать эти фильмы? Послушайте напоследок песню «Мусорный ветер» группы «Крематорий». Перед тем, как написать заметку о фильмах «Дом» и «Посвящённый» («Дающий»), я слушала эту песню. Раз речь о кино, посмотрите клип на песню: https://www.youtube.com/watch?v=zLKty58TW7E. Обратите внимание, как аккуратно исполнена партия скрипки. В Википедии написано, что Армен Григорян написал песню под впечатлением от одноимённого рассказа Андрея Платонова. Мало кто знает, а ведь Платонов побывал в Киргизии в 1932 году, он занимался вопросами строительства Чумышской плотины и Атбашинской оросительной системы. К чему я это? Да просто приятно вспомнить, что я родилась и выросла в Киргизии. И это ещё одно доказательство, что всё и все мы в мире связаны.


Рецензии
Согласна с Вами, что "Мы" Евгения Замятина остаётся одно из самых
лучших произведений.
С теплом,

Галина Поливанова   03.03.2022 14:33     Заявить о нарушении
Спасибо за Ваш ответ!

Мост Будущее   05.03.2022 12:43   Заявить о нарушении