Боевой путь ветерана

                Ветеран Великой Отечественной войны
                Попов Владимир Иванович
        Правительство Российской Федерации своим постановлением № 1493 от 30.01.2015 г. утвердило Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на   2016 – 2020 годы».
        Кущёвский районный исторический музей активно принимает участие в патриотическом воспитании граждан нашей страны. В рамках выполнения требований программы, музеем разработан ряд мероприятий и подготовлены     материалы, направленные на познание боевых и трудовых традиций, исторических свершений в борьбе за свободу и независимость нашей Родины, опыта ветеранов  Великой Отечественной войны. Вот об одном из ветеранов и будет сейчас идти речь – о Владимире Ивановиче Попове.
        Попов В.И. родился 15 июня 1927 года в станице Ольгинская  Приморско-Ахтарского района Краснодарского края в многодетной семье, где Володя был самым старшим. Мать – домохозяйка, отец работал связистом на железной дороге. В 1940 году семья переехала в село Белая Глина, а в 1941 через два месяца после начала войны на фронт призвали отца. Семья осталась без кормильца. Матери пришлось идти убирать вокзал, а Володю тетка устроила в вечернее время работать в тире Дома культуры. Именно там он и научился хорошо стрелять. Попадал с двух винтовок в десятку. Эти навыки потом ему очень пригодились на фронте.
         Когда в 1942 году семья Поповых получила похоронку на отца, погибшего при обороне Ленинграда, Володя решил добровольцем уйти на фронт и мстить немецко-фашистским захватчикам за своего отца и тысячи других погибших бойцов.
Из воспоминания ветерана: «Наше поколение выросло на примерах героев Гражданской войны. В школе нас воспитывали в духе патриотизма, любви к Родине. Все мои сверстники рвались в бой. С июля 1942 года по январь 1943 село Белая Глина было оккупировано фашистами. Мир опустился во мглу». Так случилось, что в селе осталось два бронепоезда. После расстрела всех красноармейцев бронепоезд остался практически без охраны. Там-то Володя и похозяйничал; натаскал пистолетов, наганов, гранат несколько штук и огромное количество патронов. Все спрятал в тайнике в сарае. Когда в селе объявился родственник Андрей, бежавший из плена, куда угодил под Сталинградом, Владимир принес ему пистолет, завернутый в тряпицу и 3-4 пачки патронов. Пришлось посидеть Володе и в полицейской управе, когда полицаи узнали про раненного красноармейца и стали искать Андрея. Три дня продержали мальчишку в управе, допрашивали. Отпустили под обещание сообщить, как только увидит его. Мать, на всякий случай, по возвращении, спрятала сына в сарае, где он просидел 10 дней пока не сменились жандармы, которые его допрашивали.
«Никогда не забыть оккупацию, а сколько радости мы пережили, когда Красная Армия начала наступление! Уже наши самолеты бомбили позиции врага в Белой Глине. Немцы оставляли позиции. В один из погожих зимних дней, рано утром в село вошли два советских солдата. Я не поверил своим глазам! Глянул - на шапке у одного звезда. А у другого нет. Подумал подстава, но когда услышал чистую русскую речь, признал своих» - вспоминает ветеран.
        После освобождения села в январе 1943 года Владимир сначала помогал красноармейцам охранять вагоны с трофейным имуществом, а при появлении артиллерийской части обратился к командиру с просьбой зачислить его в Красную Армию. Но так как ему было всего пятнадцать с половиной лет, хотя командиру он сказал, что семнадцать, то пришлось, как рассказывал Владимир Иванович, брать у матери письменное разрешение и, попрощавшись с родными, захватив свой кавалерийский карабин, патроны, запрыгнул в машину и уехал воевать.
        Из воспоминаний ветерана: «В тот же день командир 6-ой гаубичной батареи старший лейтенант Шингур Григорий Васильевич определил меня во взвод управления разведчиком-корректировщиком огневой стрельбы. На второй день моя родная войсковая часть…продолжила наступление в сторону города Тихорецка. Боевое крещение принял под Тихорецком. Немец не хотел пускать нас в город, а мы развернули орудия и дали залп из гаубичных 120-миллимитровых пушек по позициям врага! В этот момент я ясно осознал, что именно этого и хотел, а что погибну - не беда, зато за отца отомщу… Город Тихорецк мы заняли, теперь и меня встречали как освободителя. Дальше были Крыловская и Кущевская. Наша дивизия участвовала в освобождении станицы и района, которые впоследствии стали моим домом».
        В полосе наступления 320 стрелковой дивизии, в состав которой входил 
 985-й артиллерийский полк в котором воевал Владимир Иванович,  враг отступал в направлении Ростова-на-Дону, пытаясь быстрее перейти на правый берег реки Дон до того как город будет освобождён войсками 28-й  армии. Но немцы не просто отступали. Они постоянно контратаковали, не сдавали без боя ни один населённый пункт, так как в случае взятия нашими войсками Ростова-на-Дону это привело бы к «закупорке» не успевших переправиться через Дон войск.
        В районе хуторов Красная Слободка и Крутоярский немецкая механизированная дивизия СС «Викинг» оказала особенно ожесточённое сопротивление нашим наступающим войскам. Передовой отряд 320 стрелковой дивизии в северной части хутора Красная Слободка 2 февраля 1943 года попал в засаду одного из полков дивизии «Викинг». Бой для воинов 320 стрелковой дивизии сложился крайне неудачно. Около 10 немецких танков и пехота неожиданно атаковали подразделения передового отряда. Приданные артиллерийские батареи с опозданием развернули свои орудия навстречу врагу и, сделав по несколько выстрелов, были расстреляны огнём танковых пушек и раздавлены гусеницами. Несмотря на большие потери, атаку фашистов удалось отбить.
       Безвозвратные потери передового отряда 320-й дивизии составили  70 бойцов и командиров. Основная часть погибших воинов была захоронена в братской могиле, вырытой во дворе дома О.Ф. Мельникова на хуторе Красная Слободка сразу после боя.
В 70-х годах прошлого столетия в районе хутора Красная Слободка были обнаружены останки убитых в том бою красноармейцев, которые  перезахоронили в селе Полтавченское. На месте захоронения был сооружён памятник и установлены памятные плиты с высеченными фамилиями погибших воинов.
      После войны, в мае 2015 года на месте боя у хутора Красная Слободка был установлен памятный камень. Почётное право открыть этот камень было предоставлено участнику того боя, ветерану 320-й стрелковой дивизии Попову Владимиру Ивановичу.
         В дальнейшем дивизия с боями освобождала Ростовскую и Воронежскую области, Донбасс…  Освобождая Венгрию, в боях за город Будапешт, Владимир Иванович получил тяжёлое ранение  - осколком снаряда «Королевского тигра» ему перебило ключицу и раздробило ногу. Был направлен в госпиталь города Пятигорск, где и встретил конец войны.
         За мужество и доблесть Попов В.И. был представлен командованием к награждению двумя медалями «За отвагу» с интервалом в несколько дней. Узнал он об этом от своего сослуживца в 1947 году, но добиваться их вручения не стал, сказав: «Я же не за медали, а за Родину воевал».
         Только в 1983 году В.И. Попов получил свою первую медаль из далекого 1944 года, а вторая медаль была ошибочно вручена его полному тезке из Адыгеи.
Но награда всё равно нашла своего героя. Работники МУК «Районный исторический музей» в преддверии празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне советского народа над фашисткой Германией проверяли биографические данные на всех ветеранов Великой Отечественной войны. Было установлено, что одну из наград - медаль «За отвагу» - Владимиру Ивановичу не вручили. В результате полугодовой переписки сотрудников музея с центральным архивом Министерства обороны, краевым и районным военкоматами медаль была вручена 9 декабря 2015 года на торжественном мероприятии, посвященном Дню Героев Отечества.
         Владимир Иванович практически до конца своих дней  занимал активную жизненную позицию, участвовал в патриотическом воспитании подрастающего поколения.
         28 октября 2021 года, на 95-м году жизни  Владимира Ивановича  не стало.


Рецензии