Дерево, которое сумело взлететь

  Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду… (С.Есенин)
 
         Жило-было дерево. В городе, у центрального проспекта, в одном ряду с другими деревьями. Мимо проносились с воем автомобили, поднимая пыль и обдавая вонючим выхлопным газом. Если бы время от времени не проезжала вдоль ряда деревьев поливальная машина, то листья, наверное, давно бы уже потеряли зелёный цвет. Дереву очень хотелось вернуться за город. Оно выросло  в заповеднике, рядом с лесом и воспоминания об этом времени не давали дереву возможности примириться с действительностью. Там пели птицы, ветерок доносил с полей запах травы и цветов. Каждое утро начиналось с умывания чистой росой, а потом её целовало тёплое солнышко, нежно касаясь своими лучами изумрудно-зелёных листьев.
 
   В городе каждое утро оглашалось резким, неприятным карканьем ворон и криками их подружек-галок. Самое главное- не было свободы. Территория обитания была строго ограничена узкой полоской газона между многоэтажкой и проспектом. Новые побеги, выходящие за пределы невидимого позволенного круга, беспощадно обрезались зимой работниками горзеленхоза.

« Отчего деревья не летают так, как птицы? Знаете, мне иногда кажется, что я птица»- говорило дерево  соседкам. И делилось своей мечтой-как было бы здорово, если бы оно стояло где-нибудь на горе, на утёсе над большой рекой и летело бы, летело. Даже стоя на месте. Сверху бы над ним проплывали белые облака, снизу протекала величественная река.  Всё в движении, разве это не полёт. Ежедневный, постоянный полёт. 

«Какая глупость!»-возмущались соседние деревья,- Дерево и летать!» Если бы они были знакомы с литературой, то напомнили бы о том, что среди людей тоже была такая чудная особь и закончилось это для неё плохо. Бросилась в реку и утонула! Но деревья этого не знали. Хотя и понимали, что такие мудрёные мечты до добра не доведут.
-Как же ты полетишь, крыльев то у нас нет. И не вырастут. - язвила соседка.
-Зато есть листья!- отвечало дерево, - Они будут моими крыльями.
- Листья, -усмехнулась трава, -подобны флюгерам. Они ложатся плашмя или переворачиваются на бок при дуновении ветра. Листья гасят ветер, чтобы он не оторвал тебя с корнями.

Она была мудрой, эта трава, хотя так и не научилась расти только до определённой высоты. Рвалась вверх. Поэтому её по нескольку раз за сезон безжалостно обрезали рычащими мотокосами.

  Замечание травы заставило дерево задуматься. Листья умеют летать. Но только по осени. Когда покидают деревья.  Их полёт хаотичен и всегда направлен, в конечном счёте, только вниз. Почему так?  Дерево вспомнило бабочек и пчёл, свободно летающих и с цветка на цветок. Почему они могли летать? Ну конечно, всё просто- у всех у них было по два крыла! Вот если бы у деревьев росли двойные  листья, как крылья!

   Всё лето она не могла больше ни о чём думать, и ни о чём мечтать кроме двойных симметричных листьев.  Наступила осень, листья сорвались с деревьев и устремились в свой первый и последний полёт. Они кружились, фланировали и раскачиваясь из стороны в сторону тихо опускались на землю, прикрывали на зиму всё еще зеленеющую траву. Однако на этом их путешествие не заканчивалась. Работники горзеленхоза собирали листья в большие чёрные мешки и увозили куда-то за город.
Весной на ветвях появились новые молодые листочки. Листочки как листочки и никто из прохожих не обращал внимания на то, что у нашего дерева  на каждом черешке было по две листовой пластинки. Листьев не стало больше, просто они стали двойными как крылья бабочки.

«Это мои крылья, -радовалось дерево. –Они растут и крепнут». Листья – бабочки отличались от простых листьев не только ещё одним важным качеством. Они уже не были подобны безвольному флюгеру или воздушному змею.  Они стали пружинить. Чем сильнее дул ветер и чем ближе было расстояние между краями листа, тем с большей силой  листья возвращались в исходное положение. Сила действия равна силе противодействия, третий закон Ньютона.

Жить с такими листьями было очень неудобно. Мудрая природа не зря не сделала листья двойными. При каждом сильном дуновении ветра, листья порхали и рвались вверх. Однако надёжные корни накрепко соединяли дерево с почвой и не давали взлететь. Поняло дерево, что для полёта мало просто иметь крылья, надо ещё оторваться от земли. Отказаться от  безопасности и комфорта.
Ветер разрывал дерево надвое и надо было что-то решать. Либо сбросить часть листьев ещё до осени и тем самым спастись от разрыва, либо…либо идти до конца. Можно было ослабить корни. Оно могло это сделать. Умертвить маленькие, расходящиеся во все стороны отростки и постараться распрямить толстые корни. Но тогда оно потеряет устойчивость и может рухнуть в любой момент. Как тяжёл, оказывается путь к свободе.

Решение пришло вместе с прилётом стрижей, в самом конце весны. Стрижи прилетали издалека, из северной Африки. Многое видели они на своём дальнем пути, о многом рассказывали деревьям и травам. Стрижи поведали, что Африка превращается в безводную пустыню, деревья по всему миру нещадно продолжают вырубать. А это значит, что наступающие лето и осень будут опять тяжёлыми, знойными и с ещё большим количеством сильных ветров и ураганов.

 Деревья решили наращивать свою корневую систему. Расти и развиваться –это подождёт, как бы живыми остаться после такого прогноза. А наше дерево, наоборот, решило ослабить свои корни. Пусть сильнее грянет буря! Буря поможет, буря спасёт от этой убогой жизни.

Буря не заставила себя ждать, но дерево было уже готово к полёту к этому времени. Порыв ветра, взмах тысячи бабочек-листьев-рывок вверх. Ещё раз взмах-рывок. И ещё раз. Корни стали появляться из земли, некоторые не выдержав напряжения рвались. Это не беда. Можно будет отрастить новые. Хорошо, что шёл дождь. Из мокрой земли легче было выбираться. И наконец, после очередного рывка ветра дерево взлетело в воздух. Теперь было легче. Вверх, вверх и в полёт. Тяжёлая корневая система стала рулём, и дерево полетело на запад. Там, как сообщали стрижи, протекала река. Река протекала совсем недалеко. Город, как и многие города, находился на берегу реки. Перелететь реку на составило труда. Однако противоположный берег был крутым и высоким. Сможет ли оно взлететь на такую крутизну? Если нет, то свалится в реку. Дерево было готово к неудаче. Пусть так, зато оно сумело взлететь. Безумству храбрых поём мы песню!

Судьба смилостивилась над первым, сумевшим взлететь деревом. Когда оно приблизилось в берегу, восходящий поток воздуха потянул дерево за крылья-бабочки вверх и оно поднялось над высоким берегом. Теперь надо было выбрать подходящее место, сложить крылья и опуститься вниз. Подходящих мест было достаточно. Когда-то здесь на противоположном берегу был большой яблоневый сад, но сейчас от него мало что осталось. Усилием воли, замирая от страха дерево заставило свои листья не сжиматься и как на парашюте опустилось на намеченный участок земли. Земля была мокрой от дождя и выпрямленные корни без особого труда вошли в землю. Листья развернулись. Вниз-вверх, вниз-вверх и ещё крепче вогнали корни в землю.
 
   Самое главное  сделано. Теперь сбросить часть листьев, чтобы быть устойчивее, и часть освободившихся питательных веществ перераспределить на корни, пока они не укрепились на новом месте.

  На следующий год ещё несколько деревьев, бывших соседок дерева улетело из города. Встревоженные учёные заговорили о какой-то мутации и стали изучать летающие деревья и проводить над ними разные опыты. Но успеха не добились. Деревья продолжали слетать с насиженных мест. Сначала из городов, а потом и вообще целые леса, намеченные для вырубки стали сниматься со своих мест и расселяться на  пустошах, как будто специально подготовленных для них. Производство древесины во всем мире резко упало.


Рецензии
Актуально, иронично.

Действительно, что им, деревьям, в таком испорченном людьми мире делать?

Творческого настроения.
С уважением,

Тамара Николенко   29.04.2023 08:06     Заявить о нарушении