Я помню стол моего детства

"1"
Я помню стол моего детства,этот стол был сделан на заказ моим отцом,вернее им самим,а осужденными столярами,которыми он распоряжался на работе в качестве мастера.Стол был однотумбовым,прстенький такой,окрашенный по моему олифой, со столешницей,покрытой коричневым дермантином на котрой впоследствии,появились потёртости и даже,дыры,не без моего участия,конечно же.
Края столешницы были обиты  фасонной такой,реейчкой на которой, тоже со временем, появились всякие дырочки,пометки шариковой ручкой и тоже, сделанные мною,естественно..!
Были в столе два выдвижных ящичка,один побольше,другой поменьше.Стол был однотумбовым и на дверце  её, и на выдвижных ящиках имелись блестящие круглые ручки с ножкой и пятачком в основании,они вечно были разболтаны на своих сквозных болтиках с гаечками ,но подтягивать,да подвинчивать,как то не всегда хотелось и желалось, и по этому при прикосновениях к ним,они,как то особенно побрякивали характерно...
Когда отец привёз его домой, произошёл некоторый скандал между родителями.Матери как то показалось,что столик,вроде как низковат..и надо бы повыше!Отец,несколько поругавшись и поупрямившись,согласился с "половиною" и оригинально вышел из положения,вернее ему насоветовали, видимо, эти же столяры - неволники.
Он притащил с работы,такие кругленькие штучки,выточенные из дерева,сантиметров по пятнадцать длиной с углублением внутри.Дескать,Николай Анатольевич,ножки там у стола подстрогаешь по циркулю,да и оденешь эти,мол,наставочки и будет эдак ,красивенько всё смотреться..!
Но наша мама ,к этим оригинальностям, отнеслась,как то резко отрицательно...и скандал возобновился с новой силой неприрекаемости и кончились эти громы и молнии,тем,что батя напилил из брусочков похожего сечения уже другие"наставочки"и скрепя сердце,присобачил их к ножкам нового столика длинными гвоздищами, "на смерть"!
Стол получился,несколько возвышенным,но смотрелся далеко не оригинально и как то,пожалуй,убогонько,хотелось его пожалеть,как юнца,которого смолоду заставили носить костыли...Но делать было нечего,материн авторитет был железен и не отдавал,даже бронзой..!
А потом пошли,наши с сестрой Наташкой,школьные годы,и сколько воспоминаний было связано с этим подрощенным столиком.


"2"


В большом выдвижном ящике хранились сестрёнки, конечно же, аксессуары ,она старше была на три года...Логорифмическая  линейка,контурные карты,набор платмассовых лекал для какого то хитроумного черчения ,готовальня-футлярчик такой с бархатным нутром,где хранились циркуль,транспортир и прочие приспосоления для черчения.Хотелось футлярчик потрогать и понюхать,а открывать было вообще интересно с боку ногтями нужно было вытягивать, эдакиий шпинёчек запорный-вытянул и открыл с удовольствием,а попозднее ,когда сестра уже повзрослела,там в этом выдвижном ящичке появился; и лак для ногтей ,и наборчик инструментария для мникюра.Я, грешным делом,из любопытства,откручивал пробочку у флакона с лаком,где обнаруживалась специальная кисточка,  тоже лакировал свои не не девичьи пальцы в бородавках...было,было..!Запах этого лака был одуряюще резким и сладковатым.
В моём же выдвижном ящике, хранились ,чисто пацанские предметы; краски акварельные,кисточка,цветные карандаши"Спартак"в потрёпанной картонной коробке,какие то перья сломанные, ручки,возможно,проволочная рогатка с резинкой из трусов,какой нибудь деревянный пистолет,батарейки-ипользованные или реже,новые в запасе,когда появился у меня уже транзисторный приёмник Альпинист-405 ,по моему,но это, уже, отдельная история...
А в шкавчике тумбы.,всё было какое то общее; старые тетради,учебники,но которое
вроде,жалко сразу выбросить.Новые тетради там тоже хранились,а новые учебники,только перед началом нового учебного года.
В левом переднем углу столешницы,стояла,конечно же, настольная пампа,по началу это была,маленькая такая,зелёная грибкообразная,металлическая шляпка - абажур,одевалась прямо на лампу,с помощью особой пружиины,поэтому абажур этот ,нещадно нагревался, издавая ,какой то особый запах краски.Выключатель был чёрной пупкой в основании лампы,чёрную же карболитовую гаечку его крепежа, можно было откручивать и  закручивать от нечего делать,при этом весь выключатель наровил провалиться ,куда внутрь основания корпуса...
Шнур был в чёрной нитяной оболочке с красной ниткой...Потом,попозднее ,купили более современную лампу, на керамическом основании,она была постройнее ,поизящнее
С зелёным ведрообразным абажуром из пластиковых ленточек и постоянно плавился, и пах от чрезмерно мощных лампочек..Выключатель был уже пристроен на самом проводе,был вскоре сломан,неудачно мною же,отремонтирован .и удалён безвозвратно. Провод разрыва соединён  и изолирован ,функция включения и выключения сводилась к выдёргиванию и вставлению; из  розетки и в розетку..!

"3"

Вся столешница была подвержена "пластилиновой войне",потому как на столе постоянно разыгрывались баталии из пластилиновых солдатиков,по этому он был сильно утяпан этой благодатью,впрочем под столом,тоже..!Матушка постоянно меня ругала по субботам,когда мылись полы и делалась уборка.
Обычно я,наигравшись,когда поле боя покрывалось трупами бойцов,враждующих пластилиновых армий,вставал ногами на стул и как бы ,озирал поле брани с высоты птичьего полёта,наподобии как показывали в фильме"Война и мир"и удовлетворившись этим зрелищем побоища,благополучно сваливал всю эту войну в коробку из под утюга с его изображением,это были первые отечественные с паровым увлажнением,года выпуска1971.
Детская наша комната много помнила из нашего детского бытия; и слёзы,и радости,и ещё,что то ещё самое первое.Была вней печка- лежанка,когда её натапливали зимой,от нее начинало пахнуть краской серебрянкой на олифе.В комнате становилось жарко,приходилось,даже приоткрывать дверь,когда,она,лежанка приостывала,на ней можно было погреться,полёживая после зимней гулянки,когда приходишь домой весь сырой,после прыжков с сарайки в сугробы.Ещё был в комнате,такой закуток,куда мы весили свою одежду,внизу,там же,за отгородкой из толстенной доски,хранилась старая обувь,мешок со старыми носками и ещё как помниться, посылочный ящик  с игрушками,впрочем он иногда запихивался под кровать.
Кровать по началу была большая железная с жёлтенькими стойками и никелированными дугами,на концах прутков навинчивались металлические шарики,я их ,конечно откручивал и накручивал,очень интересно казалось..
Потом купили кровать,более современную,деревянную с пружинным матрасом в красную широкую полосу,её конечно заняла сестра Наташка,потому что перед подружками было стыдно,они же в гости приходили,а я благополучно перекочевал на диван в большой комнате.
У нас в кухне стоял,так называемый буфет,где то,в пятидесятые годы они были в ходу у советских граждан,по сегодняшним меркам,это сооружение выглядит весьма внушительно,даже угрожающе..!Это был в общем,этакий шкаф,состоящий из двух отделений:нижнего и верхнего.В нижнем у матери хранились всякого рода припасы крупы,сахарный песок,мука,ещё что то сыпучее,а в верхнем была посуда чайная и мало употребляемая.Он имел дверцы,остеклённые тостым узорчатым стеклом,смутно просматриваемого,дверцы могли закрываться на ключ,связка которых,вечно торчала из скважины,это на случай,если нужно было спрятать от нас с Натальей,что нибудь сладкое ,типа конфет или наподобии того.
Родители говаривали,что буфет изготовлен обществом слепых,после этих слов мы буфет уважали ещё больше..!О эти толстенные точёные опоры ,поддерживающие верхний шкаф,о эта жёлтая стать цвета олифы.Бывало забирался на него с ногами в попытках добратьсядо сокровенного..и не всегда безуспешно..!
Он ,сам по себе этот буфет ,ещё был интересен тем ,что имел глубокие  выдвижные ящики: один средний большой и два по бокам . В большом хранились какие то бумаги,выкройки,старые журналы,газеты, а в боковушках всегда находился портновский сантиметр и ещё какие то вещицы,недоступные детскому пониманию,какие то резиновые трубки,по моему медецинского назначения.
 
"4".

На средней поверхности большого нижнего шкафа всегда стоял большой,синий будильник с большими наивными цифрами.Все школьные годы отикал он нам с сестрёнкой;отикал и отзвонил.По немумы ,кнечно же научились унавать время ,сначала путаясь в минутной и часовой стрелках.Рядом стоял,эдакий небольшой,никилированный чаничек с оплетённой чем то ручкой и никилированный же чайник заварной,по объёму,пожалуй,чутьменьше с чёрной карболитовой ручкой уже.Чайником пользовались в каких то совершенно исключительных  случаях;дни рождения,праздники,корче говоря для гостей,он был ,какой то забережённый до нельзя..!.Так он и не перегорел ни разу,та и остался и впоследствии по старомодности уже не использовался и благополучно был вынесен в кладовку.
Ещё  там находилась такая стеклянная штучка синяя ,круглая,в основании похожая на тарелку,но с высоким круглым бортиком внутри,на который одевалась пузатая такая высокая крышечка.Была она то ли сахарницей,то ли конфетницей.Как то она запомнилась мне вечно пустующей,наверное потому ,что у крышки сбоку был выколот край и он всегда,осколок этот, находился внутри этого приборчика.Родители были воспитаны в бедности и нехватках военного ,послевоенного времени и не привыкли вот так запросто, всё выкидывать,не умели ,просто.
Как то помню,за старый радиоприёмник,радиолу ,как её еще называли,которую я отдал (нутро)Серёге Колодину,так мать меня чуть не прибила за это,а ведь она уже давненько стояла на веранде и ей не пользовались.
Потом этот приёмник я увидел,признав его,когда устроился на Работу В ЦРММ, после школы.Им там пользовался батя Серегин,дядя Саша Колодин...!Тесен мир,тем более в провинции. После армии,когда я вернулся туда же,дядя Саша по пьяне, раздолбил его об пол,только за то ,что Ваня Завъялов, рабочий из осужденных,молодой парень,взял его без разрешения, послушать.!
О том ,как я там работал, я  расскажу потом - это уже отдельная история....
А были и у меня тогда уже транзисторный радоприёмничек "Алпинист - 405",подаренный мне не папой и не мамаой,а дядей Димой Костырко.Он был матушкин другой мыжчина, после смерти моего отца в 1969 году.Я с ним не шутя воевал,будучи пацаном вредным и непростительным.Орал ,бросал стулья,чисто по отсовски,короче говоря, воспринимал ,дядю этого, плоховато..!Он обычно наезжал по выходным,нагоняя запахом  беломора кухню,а ещё в перемешку с запахом жаренной колбасы. Я презирал его и замену отцу в его лице не видел.Он всячески пытался меня ублажать;совал бумажные рубли и прочее такое..но однажды подсунул мне радиоприёмник за тридцать рублей..и я не устоял,но сердцу не прикажешь и после я возобновил свою неприязнь к нему,но от приёмника не отказался,уж больно было занимательно.Потом я понял,что Дядя Дима перед мной, попросту заискивает и я подумал ,примерно так: - Должна же быть компенсация за потраченные нервы мои и сестры..!"И я ,обнаглев,преспокойно продолжал презирать дядю;и в глаза,и за глаза..
А потом оказалось,что я оказался прав,дядя Дима не выдержав критики изменил матери на стороне с другой тётей и она его, с полнейшим негодованием, отвергла...
После этого мужчин у мамы больше не наблюдалось.Я же, продолжал до поздна слушатьтразистор  - это было незабываемо..!
Серёга Семченков балбес ,двоечник,но добры малый,подсказал мне как улучшить приём. Ты,говорит,- найди индикатором в розетке "О"и один конец провода антенны ,туда воткни..Во будет..!Ну,индикатора ,я конечно,не нашёл,потому,что не знал, что это такое,но его советом воспользовался и антенна ,действительно была ,что
надо...!


"5"

Слушал поляков ,немцев на средних ,на длинных,два лишь диапазона было то..!А ночью попадались американцы,англичане со всеми их Голосами,Севами Новгородскими,чтением Ивана Денисовича,самим Солжентциным,но главное,конечно музыка,музыка..!Естественно слушал своих,радиостанцию Юность ,много у них было занимательного,интересного,не только ведь наигранных комсомольским задором передач для обязательности идеалнгии и прочего Бама..В 23,05 как сейчас помнится, начиналась вечерняя передача и где то в 17,00 дневная,что ли..
А не забыть ещё как появился у нас наш первый телевизор Рекорд- 67,как помнится
с маленьким экраном зелёноватого цвета ,но .. свой..!Это произошло,по моему,в 71 или в 70ом годах,до этого ,мы года два бегали смотреть телевизор по тёткам нашим,которые,благо жили через дорогу на той же улице Ленина, с двоюродным братом Юркой Сухопаровым,он жил у нас и учился в школе года два, три и ещё у тёти Насти,позднее в 9,10 классах.
Тётки ругались,но терпели,потому что мы посещали их поочерёдно через день.У тётки Шурки к тому времени уже народилось два внука от дочери Светки,по этому им было весело и без нас и нас то, иной раз выставляли,даже за порог,мы ведь тоже были детьми и не очень примерными.У тётки Насти, был телевизор Аврора..или Чайка ,что ли,вечерами показывали кино какое нибудь про разведчиков или про войну,там мы вели себя потише,потому как Спепан Михалыч,тёткин муж,мог даже прикрикнуть,а Сашка их сын и наш двоюродный брат с Юркой,вообще мог поиздеваться над нами,старше был на три года,потому показывал нам всякие прёмчики из самбо - это было повальным увлечением всех пацанов...!
При Степане Михалыче мы вели себя приличнее,культурно посиживая на стульчиках,около жарко натопленной печки,а он ,иной раз,задрёмывал под кино,да ещё и похрапывал. Я же например,готов был смотреть всё подряд,поначалу ведь было ,только телевиденье местного Архангельского разлива,позднее уже, появилась Орбита,это уже из Москвы и даже Цветное телевиденье,но у нас это было неслыханной редкостью и то по городам.Телевизоры были у всех исключительно чернобелыми да не в каждой ещё семье...Да,эпоха прошедшая и щемящая..!


"6"


Вспоминается ещё мне как мать пекла пироги в русской печке.Это деёствительно была печка,но не та огромная на полдома, как раньше в деревнях,а как бы её аналог,занимавший,где-то скромно так, одну четвёртую дома..!С вечера мать заправляла её дровами берёзовыми,выкладывая их колодцем,поленьв так,около двадцати.Подкладывала по дниз кладки лучину сбересотой,чтобы утором по рани только встав поджечь поднеся спичку..и процесс пошёл..!
По дому распостранялся вкуснейший дымок,печка возгоралась почти мгновенно и длинные языки пламени устремлялись под  вытяжной козырёк,изгибаясь и волнуясь.
Часа через полтора печь вытапливалась и мать сосновым помелом начинала выметать последнии угольки из печи и тогда,начинало пахнуть подпалённой сосновой веткой,очень так духовито.И вот ,ещё немного погоя мать начинала выкладывать шаньги и пироги с ягодами внутри печи.Пироги ,конечно же были наготовлены ещё с вечера и пухло топорщились,распостраняя запах дрожжевого теста и ещё чего то непередоваемо вкуснейшего..!
Ну ,а потом начинало пахнуть уже самой выпечкой и вот,наконец готовые шаньги вынимались ,выкладывались на блюда предварительно смазываясь топлёным сливочным маслом и посыпались толокном.Съесть горячую шанежку с чаем сладкого чая было очень даже не плохо...Были напечены ещё рыбники,обычно с треской..Рыба внутри тестяной оболочки, как то по особенному запекалась,выделяя всю свою благодать в тесто,образовывая особую влажную среду вкуса...Румяная корочка покрывала сверху рыбник,придавая ему особый вид с небольшой щелью в тесте посередине. Ели его ,ломая руками,не помню чтобы резали ножом..Ломали..! Этой всей пироговой благодатью питались всей семьёй с неделю. Но это было всё, конечно, в праздники,а в будние дни всё было  на много попроще.Щи  да каша пища наша ну и козье молоко. Скот держали все поголовно,хоть какой бы то ни было;крупнорогатый или мелко рогатый,ове, кур,уток были и гуси, но редко у кого,припоминаю,даже индюков.. Довольно странную птицу с отвисающей сеоьгой на клюве - ходят такие черные шары из перьев черного цвета с проседью и странно разговаривают,побаивался я их как и гусей...! Гуси,те зачастую нас торпедировали ,ребятню..!Вытянет шею низко к земле и прёт на тебя ,щерясь красным клювом..!
Утром рано стадо коровьего да стадо козье овечье шумно собиралось на пастбища..Пастух лично принимал скот крупнорогатый и крыл матом постоянно всех,коз же надо было отводить в спец- загон оставляя там до прихода Манефиных сыновей,жутких хулиганов и тоже матерщинников в малые свои годы,Витьку и Серёгу ,который постарше был и с рваной губой..

"7"

Их мамаша Манефа,совершала в конце каждого месяца обход всех владельцев коз,взымая дань в оплату ,когда натурально,и деньгами ..уж не помню по сколько,но взымала.Фамилия их была,помнится Смирновы,все они были от разных отцов,что свидетельствовало о бурной молодости самой Манефы,самым путёвым был старший из них, как звали уже не помню,а работал он в пожарке,всё ходил в солдатском обмундировании.Эти же козопасы, все регулярно, потом уже,садились по лагерям с небольшими перерывами между отсидками...Манефа и сама ,седая и горбоносая, была из тех же, сиделых людей,но как то вот, осела у нас в посёлке без дальнейших отсидок и была ,как-то относительно, порядочной женщиной.


Рецензии