Генерал Ермолов. Смоленское сражение. Кутузов

 Отступив к Смоленску две наши армии отдыхали 4 дня. К ним присоединилось крупное Ополчение. Состоялся Совет командиров русских сил. Было принято единогласное решение атаковать неприятеля. Вспоминая об этом Совете начальник штаба 1 армии генерал Ермолов пишет, что наибольшее впечатление на него произвело поведение и речь наследника русского престола, командира одного из корпусов, брата императора, великого князя Константина. Его рассуждения были основательны, а поведение скромное.
 Главнокомандующий Барклай де Толли, пусть и неохотно, но согласился на атаку противника. Войска выступили, но остановились у Рудни. По мнению Ермолова подготовленная атака не могла не быть успешной. В нашем распоряжении оказалась достаточно полная информация о составе и расположении вражеских сил. Но Главнокомандующий, несмотря на бешенство Багратиона, остановился. Ермолов пишет. "Барклай де Толли, никогда не прощу тебе атаки на Рудню!" Естественно, Наполеон не
стал ждать дальнейших действий наших сил и атаковал их при Красной. Началось новое отступление наших армий непосредственно к Смоленску, губернатор которого покинул город раньше всех. Однако взять Смоленск с ходу Наполеону не удалось. Он остановился в его предместьях. А храбрец, генерал Раевский,  не только не пустил французов в сам город, но сумел отбить и часть его предместий. Раевский пишет. "Наполеон не пощадил поляков, и они, рабственно прихотям его служащие, понесли на себе почти всю потерю." Багратион предлагает тут же контратаковать противника из ворот города. Барклай де Толли соглашается. Но тут уже резко против выступает генерал Ермолов. Дело в том, что ворота города были узкими, их было мало, все площади были были покрыты обломками зданий. Собрать армии в боевой порядок было невозможно. Он предлагает в тёмное время суток навести понтонные мосты и начать переправу через Днепр под прикрытием артиллерии смоленской крепости. Войска Наполеона устали значительно больше, чем наши, ведя наступление в незнакомой местности вслед за нашими армиями. Наполеону в этих условиях было нужно решающее сражение. И чем скорее, тем лучше. Надо было лишить его этой возможности. А также не дать ему шанса окружить город с нашими армиями и приступить к осаде.
 Так Ермолов становится из решительного сторонника наступления поборником нового отступления. Ясно, что Барклай де Толли поддержал его предложение с радостью.
 Ну а для самого Ермолова Смоленск оказался первым русским городом, разрушенным врагом. Он переживал это очень тяжело. Отступление из города проходило очень сложно. Несколько раз наши армии оказывались на грани разгрома. Но силы небесные помогли. Ермолов приказал взять с собой образ Смоленской Божьей Матери. И был уверен, что именно она помогла русскому воинству. Тем более, что после оставления Смоленска в селении Царское Займище к армиям прибыл генерал князь Кутузов и принял командование над обеими армиями. Ермолов пишет. "Кончилось несогласие командующих оными, водворилось единоначалие!"


Рецензии
Игорь,вот так у нас всегда,хорошо задуманная операция-битва,не реализовывались из-за отказа или неуверенности в верхах,вот почему у нас всегда большие были потери.

С уважением.

Юрий Симоненков   07.03.2022 09:37     Заявить о нарушении
Спасибо, Юрий, за Ваше замечание!

Игорь Тычинин   07.03.2022 16:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.