Поэт романтик строил замки из песка

   «Странная Гатчина со своими противоречиями. Когда она принадлежала блестящему любимцу императрицы – здесь возводилась суровая, строгая, почти что скучная своим однообразием архитектура! Когда же она перешла во владение цесаревичу, связавшему жизнь формальностями, военной дисциплиной, навязавшему русским чуждый «прусский дух», понастроившему всюду гауптвахты, казармы и заставы, тогда постройки поражают то сочным профилем, великолепием и величественностью, то, наоборот, изящной отделкой, тонким вкусом и милой уютностью!
  И как Павел являлся загадочным своим современникам – то добрым, то жестоким, то умным и приятным, когда он этого хотел, то непостоянно-странным – так и для нас похожей на него является Гатчина: То скучная и неприятная, то обворожительная своими истинными произведениями искусства!» - писал в статье «Архитектура и сады Гатчины» архитектор и исследователь отечественного зодчества Н.Е. Лансере.

Странная Гатчина

  Среди богатых достопримечательностями пригородов Петербурга, Гатчина наименее известна и в туристических маршрутах занимает скромное место. Причин этому много: и война, когда в 1944 году самый большой дворец Европы был взорван отступавшими немецкими войсками, и вековечная нехватка средств, не позволявшая восстановить некогда богатые интерьеры и фонды бывшей императорской резиденции, уступавшей лишь Версалю и Эрмитажу. И какая-то неизбывная нелюбовь русских правителей к небольшому городку, на истории и архитектуре которого, лежит тень самого непонятного из всех русских царей – Павла I.
  И одна из чарующих загадок – единственный в своём роде неповторимый земляной дворец Приорат. Строительство его и название связано с основанным в XII веке духовным рыцарским орденом Иоанна Иерусалимского (другое название – орден госпитальеров) позже, после захвата членами ордена острова Мальта, ставшем именоваться Мальтийским орденом.

Дворец для Мальтийского ордена

  В период своего длительного путешествия по Европе, которое наследник российского престола совершал с супругой под именем графа и графини Северных, Павел посетил резиденцию приора Мальтийского ордена – принца Конде в Шантийи. И с этого момента возникают некие, весьма загадочные отношения между Россией и Мальтийским орденом, юридически оформившиеся в начале 1797 года, когда манифестом уже императора Павла I в России было учреждено «великое приорство» Для капитула рыцарского ордена в столице тогда отвели Воронцовский дворец, перестроив его по проекту Дж. Кваренги, построив рядом православную церковь и католическую капеллу. Вместе с представительством ордена в столице было принято решение о строительстве резиденции приора мальтийских рыцарей рядом с любимым гатчинским дворцом Павла.
  Проектирование поручили Н.А. Львову. Выбор был не случайным. Вблизи Петербурга немало дворцов, более величественных и пышных, чем Приоратский, но при всём совершенстве их форм ни одному из них не свойственно столь гармоничное слияние с природой. Место для строительства было выбрано на 150-метровом перешейке между двумя озёрами, которые находятся на самой нижней отметке окружающего рельефа.  А в композиции с природным ландшафтом, создаёт иллюзию, что замок стоит на острове, тем самым образно перекликаясь с Мальтой – оплотом могущественного ордена. Приоратский дворец это миниатюрный средневековый замок. Ассиметричность объемов, высокие острые крыши, восьмигранная башня со шпилем и флюгером, стрельчатые завершения окон определяют его облик. Главный западный фасад обращён к Чёрному озеру, поднимающаяся из воды подпорная стена из пудостского камня, акцентированная по краям рустами, придаёт ему черты фортификационного строения. Примечательно, что дворец не только зрительно, но и функционально связан с Чёрным озером, в подпорной стене сделан проём с входом на маленькую пристань. В конце XVIII века на озёрах дворцовых парков базировалась «гатчинская флотилия» состоявшая из небольших парусных судов для прогулок и хозяйственных надобностей. Существовало «гатчинское адмиралтейство»
  В цветовом решении дворца и его окружении преобладает белый цвет стен и красный – кровель. Но к моменту его постройки, палитра была значительно богаче. «Сверкали позолотой шары и флюгеры на крышах, яркой окраске кровель отвечала черепица поверх ограды. Деревянные, выкрашенные охрой ворота были созвучны алому и чёрному цвету сорока одного столба, врытого вдоль ограды. Дорожка из красного толчёного кирпича огибала дворцовое здание, ещё больше оттеняя белизну стен, желтовато-красноватый тон парицкого камня башни и серебристость пудостского» Колористическое толкование, связанное с белым и красным цветом плащей, чёрным – сутан и крестов монахов, и особенно, прикреплённый в простенке между окнами второго этажа главного фасада двуглавый орёл с белым мальтийским крестом на груди, Подчёркивал официальный статус Приоратского дворца, как резиденции второго по титулу лица в рыцарском братстве.

Загадки царского двора

  В первых числах июня 1798 года началось его строительство. А 12 июня остров Мальта – многовековой оплот рыцарей иоаннитов, сдаётся, направлявшимся в Египет войскам Наполеона и присоединяется к Франции. Подозрения в измене падают на магистра Гомпеша, члены ордена обращаются за покровительством к русскому царю. В декабре того же года Павел I принял титул гроссмайстера и великого магистра ордена госпитальеров, становясь таким образом его главой.
  Окутанное легендами правление Павла I в течении четырёх лет, четырёх месяцев и четырёх дней, трагически заканчивается его убийством в Михайловском замке, оборвало все связи ордена с правительством России. Наследник Павла, Александр I от титула гроссмайстера отказался, а в 1817 году высочайше объявил о полном прекращении действия ордена в Российской империи.

Поэт, архитектор, строительный технолог

  « Рубеж XVIII и XIX веков был исключительно важен для русской культуры. Перемены совершались во всех её гранях. И люди подобные Н.А. Львову, не только отражались в этих гранях своими энциклопедическими интересами, но и сами формировали эти грани, объединяя их единым стилем эпохи, который можно назвать стилем предромантизма» - писал Д.С. Лихачёв.
  Николай Александрович Львов родился в 1751 году в деревне Черенчицы Новоторжковского уезда Тверской губернии в семье отставного прапорщика. И до восемнадцати лет не получил никакого регулярного образования. Только в 1769 году он поступает в Преображенский гвардейский полк и там уже начинает систематическое обучение в полковой школе, готовившей офицеров. Но наряду с обязательным  изучением фортификации, иностранных языков, артиллерии, черчения и математики. Молодой человек изучает стихосложение, рисование, архитектуру… В дальнейшем он сменит военную службу на службу в Коллегии иностранных дел и объездит всю Европу. Будет директором департамента угледобычи и напишет ряд работ по геологии. Откроет несколько источников в Минеральных водах… В историю отечественной литературы он вошёл как поэт кружка Державина, вместе с Богдановичем, Майковым, Херасковым. Это был кружок литераторов новой школы, открывших путь, по которому в следующем столетии пойдут Жуковский, Пушкин, Лермонтов. Смелый экспериментатор в поэзии, Львов был разработчиком множества оригинальных идей. К примеру, плана перевода Москвы на отопление торфом, «для сбережения российских лесов» Действительный член Российской Академии Наук и Академии Художеств, среди его архитектурных работ: Невские ворота Петропавловской крепости, здание Почтамта и дома Державина в Петербурге, нескольких церквей в Москве.
  И с именем Львова как строительного технолога связано второе название Приоратского дворца – земляной дворец. В этом названии нашла отражение инженерно-строительная особенность здания, не менее примечательная, чем историко-культурная и художественно-архитектурная. Как писал сам зодчий в работе описывающей строительство Приората: «Всё строение сделано из чистой земли, без всякой примеси, кроме полов и потолков, особым образом для того устроенных… Не употреблено ни одной железной связи» Дело в том, что дворец, стена и кухня построены Львовым по разработанной им технологии «землебит»
  В общих чертах, очень дешевый способ земляного строительства заключался в следующем: В передвижные деревянные опалубки засыпалась чистая, просеянная и просушенная земля, которая тщательно трамбовалась и послойно, через каждые 5 – 6 сантиметров высоты смачивалась раствором извести. Но это только в общих чертах. Прекрасно знавший историю строительных технологий и опираясь на древнейшие из них, восходящие ещё к временам египетских фараонов, классической Греции и великого Рима, он разработал свою конструкцию и технологию возведения земляных строений.
  Созданная, по признанию самого автора, землебитная технология, предназначалась главным образом для строительства крестьянских домов, усадеб небогатых помещиков и хозяйственных построек. Отвечала главному требованию – общедоступности и дешевизне применяемого материала.

Зодчий строит из земли

  В 90-е годы XVIII века Львов начинает активно пропагандировать «землебит»  стремясь внедрить его самым широким образом в российское гражданское строительство. Для этого в родовом поместье Черенчицы организует «школу земляного строения» для крепостных мастеров. Позднее используя свои связи, он добивается открытия подобного заведения под Петербургом, в Павловске. Экономичность и простота «землебита», уменьшение сроков строительства по технологии Львова заинтересовали императора Павла I, который в 1796 году заказывает архитектору проект и строительство «земляной хижины» вблизи Павловской резиденции, для своей фаворитки Н.И. Нелидовой.
  Но Львов понимает, что этого мало. Привлечь внимание и убедить общество в преимуществах необычного материала можно лишь, выполнив крупную работу по «высочайшему заказу» И в 1797 году предлагает императору построить Приоратский дворец из «землебита» А для убедительности, осенью того же года организует и проводит показательные испытания землебитной сены, специально возведённой за несколько дней до этого. Продырявить стену зонтиками вначале попытались придворные дамы. Когда же это не получилось, за дело взялись гвардейские офицеры, атакуя её со своими палашами. Стена выдержала их натиск, а Николай Александрович Львов получил возможность без дальнейших задержек воплощать свой смелый замысел. С начала 1798 года начинается интенсивное строительство, которое при всей кажущейся простоте, требовало умения и сноровки. Поэтому в нём принимали участие сорок учеников павловской землебитной школы, которыми руководил Ефим Петров, крестьянин, учившийся у Львова в Черенчицах. Сроки, по тем временам были рекордно короткими. «Земляное строение Приората было начато в июне, а уже в сентябре, наблюдавший за работами П.И. Старов, докладывал в дворцовую контору, что «земляное дело» окончено. Составляя отчёт о проведённых работах, в смете затрат Львов делает такую запись «Каменная, столярная, плотничная работы и железная кровля 25 тысяч рублей. Земляное строение всего дома, ограды и служб – 2 тысячи рублей»

  Но судьба Приоратского дворца как резиденции приора Мальтийского ордена не состоялась, как впрочем, не состоялся «землебит» и реформы Павла I. История России сделала очередной поворот и вновь пошла по давно накатанной колее. Уникальный дворец в XIX веке использовался вначале как запасной, гостевой и охотничий, затем как жильё для придворных певчих, После 1917 года это экскурсионное бюро, дом отдыха и районный краеведческий музей. В конце XVIII, начале XIX века ряд землебитных зданий было построено в Москве и Тверской губернии. Но со смертью архитектора землебитную технологию забыли, а строения, не имевшие архитектурной ценности, снесли. Сегодня лишь дворец Приорат в Гатчине является единственным сооружением, возведённым по технологии Н.А. Львова.


Рецензии