Сказ об Ахмате Хивинском

Сказ об Ахмате «Хивинском», его слободах-градах и суровых разборках…

Ой еси добры молодцы и красны девицы… Расскажу я вам как могу бывальщину о временах древних и о разборках лютых... И не все было так однозначно плохо во взаимоотношениях Золотой Орды и русских княжеств, как иногда пытаются нам рассказать. В разные периоды, все было по разному…
Вот вам история о баскаке Ахмате и его слободах…
Был Ахмат «Хивински» зело хитер, вельми красноречив». И заручился он поддержкой сильномогучего Ногая и выкупил всю дань «за двэнадцать лэт», что должна была приносить земля Курская. И заплатил деньги свои, а потом, стал сам собирать долю малую и великую себе на карман (дабы отбить расходы понесённые). И на земле Курской построил две слободы, где дал людям волю и милости разные. И бежали к нему в слободы людишки с земель окрестных и скоро стали те слободы подобны градам великим.
И людишки его, из слобод, почувствовав силу и что стали они людьми Ахмата «Хивинского» стали лютовать на землях окрестных, деньги и скотину собирая, и отдавая долю малую Ахмату «Хивинскому» и себя не забывая.
Но не понравилось это местным авторитетным пацанам, Олегу «Рыльскому» и Святославу «Липчанскому». Сначала они хотели по-доброму разобраться. Но не вышло. И осерчали они и решили по Закону. И поехал Олег во славный град Сарай к Царю Телебуге жаловаться. И донес он Телебуге, что Ахмат «Хивинский» доляшку не засылает в Сарай, а все отправляет Ногаю. И осерчал Царь и отправил своих судебных приставов, разобраться с Ахматом. А Святослав собрал бригаду свою чтобы помочь приставам. И взыскали они все налоги и недоимки что Царю полагалась и еще и пени собрали, что накопились…
И заплакал тогда Ахмат «Хивинский» и побежал к покровителю своему – Ногаю. А Ногай был лихой парень. Царей в Сарае он не слушал, а говорил, что если захочет, то менять их будет по своему разумению. И отправил Ногай свой ОПОН – Отряд полиции особого назначения. И опоновцы разогнали организованные беспорядки. Правда организаторам удалось скрыться. Святослав укрылся на тайной «малине» в Рязане-городе, а Олег вообще в Сарай бежал к Царю.
Правда бригадиров Олеговых и Святославовых опоновцы поймали и в общем с ними обошлись по законам военного времени…
И слободки вернули Ахмату «Хивинскому». И оставил в городках этих Ахмат двух братьев своих, а сам уехал к Ногаю. Тогда Святослав собрал остатки своей братвы и напал на братьев Ахматовых. Правда они смогли сбежать, но бригаду их всю ухайдокали.
И увидел тогда Олег, что Святослав по беспределу пошел, и решил сам с отморозком разобраться, пока пацаны большие – Телебуга и Ахмат не вмешались. И разобрался… Завалил он отморозка. Но братан Святослава – Сашка, решил ответку кинуть и так как был он как и брат его отморозком, то завалил он Олега со всей семьей…
Такая вот занимательная история…

* * *

А теперь же попробуем разобраться, что же происходило на Курском земле в то время…
В статьях о событиях 1283-1285 гг. (некоторые исследователи датируют события 1289-1290 гг.) целого ряда разновременных летописей содержится рассказ о действиях татарского баскака Ахмата на территории бывшего Курского княжества. Согласно оценке современного историка, этот рассказ, «написанный по горячим следам событий», «является самым ярким и самым страшным повествованием о деяниях татар в покоренных русских землях» (1)…
Баскак Амат, известный как «Ахмат Хивинец Темиров сын», и как писал летописец был он «злохитръ, и корыстенъ и лукавъ велми». И вот этот Ахмат получил у Ногая право сбора налогов в Курском княжестве. В этот период в Золотой Орде фактически установилось двоевластие. С одной стороны хан Телебуга (2), опиравшийся на Поволжье, с другой стороны Ногай, и русским князьям приходилось лавировать между ними, признавая власть Телебуги, но и платить дань Ногаю (3).
И вот Ахмат, взял сбор курской дани на откуп. То есть он посчитал заранее, в каком объеме нужно будет выплатить дань Ногаю, и передал ему эту сумму из своих сбережений, а потом стал выкачивать из подведомственных земель дань в куда большем объеме.
Летописец сообщает: «Сей же баскак Ахмат откупаше у Татар дани всякиа в Курском княжении, и теми даньми многу тягость творяше князем и чръным людем в Курском княжении. Еще к тому сътвори себе две великиа слободы (4) в княжении Олга князя Рылского и Ворголского и Святослава Липецкаго, и созва отвсюду людей много, и бысть им от него вся, еже кто хотяше, и заборонь отвсюду велика. И тако умножишася людие в слободах тех, и быша тамо торгы и мастеры всякиа, и быша те велики две слободы якоже грады великиа».
Т.е. Ахмат построил два поселения куда различными льготами заманивал людей. И вскоре эти городки стали мощными хозяйственными центрами.
Но не только ремеслом занималось население этих городков… Люди из слобод, пользуясь защитой баскака, «исхожаху «с тех слобод и насилие и обиду творяху многу в Курском княжении, и около Горгола, и около Рылска…, все пусто сотвориша». Т.е. они просто грабили соседние земли, пользуясь преимуществом своей «крыши».
Местных князей - Олега Рыльско-Воргольского и Святослава Липовического, конечно, это не устраивало. Они не только жаловались во все вышестоящие инстанции, но и своими силами пытались бороться с творящимся беспределом «бываше же и разбои от них в слободах тех Ахматозых, баскака Курского княжениа». Олег поехал «с жалобою ко царю своему Телебузе». Хан Телебуга дал ему своих «судебных приставов» чтобы они: «те слободы разорити, а люди слобод тех вывести в свою власть», возможно, учитывая нарушение Ахматом общего правила: при заведении слобод не принимать в них людей того княжения, в котором слободы ставились. Святослав между тем, не дожидаясь возвращения Олега, «много пограбил» слободы и, в свою очередь, поехал в Орду жаловаться на Ахмата. Вернувшись с золоордынскими воинами, «повелеша князи людем своим пограбити обе те слободы, и иных избиша, а иных плениша и поковаше их у себя, а свои люди выведоша в свои отчины».
Теперь в свою очередь Ахмат поехал к своему покровителю – Ногаю, жаловаться «на беспредел» со стороны русских князей. После жалобы баскака Ногай расщедрился на целый «татарский полк», как сообщает Никоновская летопись. Этот полк прошелся по княжествам огнем и мечом. Князь Олег бежал в ставку Телебуги, а князь Святослав с семьей укрылся в Рязани. Воины Ногая двадцать дней нещадно грабили покинутые земли.
Под раздачу попала местная элита и 13 рыльских, воргольских и липовечских бояр были жестоко казнены. После этого, слободы Ахмата были восстановлены; «а слободы те наплъниша людей и скота всякого я всего богатства Ворголскаго и Рылскаго и Липовечьскаго».
Оставивши в слободах двух своих братьев «соблюдать слободы его» и установив размеры налогов, Ахмат вернулся к Ногаю. Тогда князь Святослав Липовический, «сдумав с своими боары и з дружиною своею без Олгова совета», подстерег братьев Ахмата на дороге, убил из их свиты 25 человек русских и двух золотоордынцев (обратите ВНИМАНИЕ на СОСТАВ отряда Ахматовых братьев !!!), но не мог захватить их самих. «Те два брата Ахмата баскака убежаша в слободу, и собравшеся слобожане и бой сътвориша с князем Святославом, и мнози от обоих избиени быша». Однако бороться против князя и его профессиональной дружины слобожане все же не могли: весной 1285 г. оба брата Ахматовы и «слобожаны» побежали к Курску. Святослав убил посла баскака Ахмата, отправленного к нему для переговоров. Но, по-видимому, Ахмат или сами слобожане успели войти в соглашение с рыльским и воргольским князем Олегом. Последний, вернувшись из Орды, не одобрил действий своего родича и с помощью воинов Телебуги убил его. Занявший Липовическое княжество брат Святослава Александр, в свою очередь, убил Олега рыльского и воргольского с его детьми, но слободки Ахмата, по-видимому, уже не были восстановлены: по крайней мере о них более не упоминается…
Такая вот занимательная история…


1. Кучкин В. А. Летописные рассказы с упоминанием князя Святослава Липовичского: историография, древнейшие тексты, хронология и география событий // Липецк: начало истории. Липецк. 1996. С. 7; Кучкин В. А. Летописные рассказы о слободах баскака Ахмата// Средневековая Русь. I. М., 1996. С. 5
2. Тула-Буга (в русских летописях Телебуга; ум. 1291)  — хан Золотой Орды в 1287—1291 годах.
3. Надо сказать, что Ногай (Нохой) это очень колоритный исторический персонаж. Он был правитель самого западного улуса Золотой Орды (на территории от левого берега Дуная до Днестра, ставка на Дунае). С 1270-х гг. и до своей смерти практически не подчинялся ханам Золотой Орды и фактически контролировал их. Вассальную зависимость от него признали Второе Болгарское царство и Сербия, а также все южные и часть северо-восточных русских княжеств. Был женат на Ефросинье - внебрачной дочери византийского императора Михаила VIII Палеолога.
4. Надо сказать, что «слобода» это было не просто поселение. На момент его основания жители имели освобождение («свободу») от местных феодалов и находились на службе у государства, то есть были государевыми людьми.


Рецензии