Две подруги

 В память о маме

        Они дружили, кажется всю жизнь! Именно о такой дружбе и такой подруге я мечтала всю жизнь, но мне не суждено было ее найти. У меня были в детстве и юности  очень близкие, но они все разъехались по стране и только письма сближали нас долгое время. А хотелось реальности, задушевных откровенных разговоров, совместных праздников….. Хотелось, чтобы мы могли прийти друг к другу в любое время, не созваниваясь предварительно и,  были рады встрече.

       Именно такая дружба была между  моей мамой  Марией и Ириной. После войны  они жили в одной комнате в одноэтажном длинном деревянном бараке.  Их жизнь была переплетена молодостью и видимо тогда  зародилась их крепкая дружба!

        Мария и Ирина одного года рождения 1922.  Мария, работала в химической лаборатории Геологоразведки,  СМИ, а впоследствии лаборантом в химической лаборатории педагогического вуза. В годы войны приходилось выхаживать больных в военных госпиталях города, быть донором. Спустя годы ей присвоили звание Почетного донора, и она вошла в когорту Тружеников тыла. Ирина работала медсестрой. В годы войны она сопровождала раненых в санитарных поездах, награждена медалями и ей было присвоено звание Ветерана ВОВ.

          Они были всегда вместе, часто ходили друг к другу в  гости. Дружили они и дружили мы, их дочери. Помню  праздники, которые всегда проходили у нас. Ирина была не замужем, и меня всегда удивляло, как такая красивая, модная, привлекательная женщина и одна…  Мы всегда ждали ее прихода. Мне нравилась ее прическа и подкрашенные хной волосы, я прикладывала к ушам ее желтые сережки из камня, которые она снимала и вместе с желтыми бусами раскладывала   на столике, когда ночевала у нас.  Ее дочь была немного старше меня и я, подражая ей, заводила тетрадь, где записывала понравившиеся цитаты из книг. Одну я даже сейчас помню наизусть. «Люди не долго живут на Земле, они приходят и уходят поколение за поколением ……..,на небе зажигаются звезды. Зажги и ты свою звезду!» Позже я даже выбрала это изречение для эпиграфа своего дневника.

           Мария хорошо шила и научила этому Ирину, а потом когда глаза Марии стали плохо видеть, то  модные платья для нее шила Ирина.  Они были модницами, с легкой походкой и обязательно на каблучках. Разговоры сводились на обсуждение фильмов, болтали о кулинарии и конечно о подружках…. Мария научила Ирину печь торт Наполеон и вкусные булочки, а в 90-е хлеб.

               В 90 е годы, они, уже две бабушки, решили вместе поехать в санаторий и прихватили с собой самовар.  Зачем, спросите вы? Точно не для  распития  чайных напитков!) По вечерам перед танцами, они распаривали лицо, удаляя ненужные морщины и две краснощекие задорные бабульки, лихо отплясывали  вальсы, фокстроты, привлекая взоры мужчин близкого возраста!

               Когда подкравшаяся старость,  подкосила ноги и они уже не выходили из дома то общение свелось к телефонным звонкам. Они ссорились, не звонили друг другу, но долго это продолжаться не могло, и кто нибудь из них прерывал телефонное молчание. Они иногда смеялись над собой и подшучивали фразой о том кто же сдохнет первой!

              Ушли они из жизни так  же как и родились в один год 2012 в возрасте 90 лет. Ирина  весной, а Мария осенью!

              Думаю, что они в своей жизни зажгли свои звезды, и они не погасну,т пока наша память хранит воспоминания о них и их  дружбе!

11.02.2022


Фото из семейного архива слева Мария, справа Ирина


Рецензии
Написано с любовью, спасибо!!!

Моя мама дружила с тётей Клавой с 1952 года. Они были учительницами начальных классов. В 1968 году тётя Клава уехала с мужем на его родину - город Еманжелинск на Урале. Каждый год летом тётя Клава приезжала к нам в гости, или мама ездила к ней. В 2001 году мама умерла за 3 дня до своего 76 дня рождения. От тёти Клавы пришла посылка к дню рождения с подарком - пуховой шалью. Я написала ей большое письмо. ответа долго не было. 1 сентября маме было сорок дней и я получила письмо от мужа тёти Клавы: "Дорогая Ирочка! Клавдии Алексеевны нет с нами. Она ушла к твоей маме. Все сорок дней она горевала и ночью на 1 сентября покинула нас".

Ирина Афанасьева Гришина   27.10.2023 06:36     Заявить о нарушении
Ирина, умели наши мамы дружить! Спасибо за отзыв!

Лариса Шикина   27.10.2023 08:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.