Сказ-легенда о городе Кумертау и солнечных камнях

     Говорят, на том самом месте, где нынче стоит напоенный солнцем богатый, благодатный город Кумертау, когда-то, давным-давно, на заболоченных берегах тогдашней башкирской степи росли дремучие леса, деревья в которых были совсем не похожие на те, что растут в наше время. Над болотами постоянно висел густой туман, насыщенный влагой. И темные тучи сплошь покрывали небо. Из них беспрерывно шли теплые ливни. В небесной выси взблескивали ослепительные всполохи огненных молний, грохотали сильные грозы. Воздух был насыщен испарениями и удушливым болотным газом. Только изредка сквозь мглу, да и то на короткий миг, пробивались солнечные лучи...

      Недалеко, как раз в тот самом месте, у подножия высокого скалистого обрыва стоял небольшой аул. Поселение кочевников - охотников. На краю аула стояло небольшое строение, сложенное из камня-плоскача, добытого из песчаных береговых обрывов. И жил в нем старый-престарый, как этот мир, охотник. Как его звали, сейчас уж никто и не упомнит, потому, как немало воды утекло с тех самых пор и имя его затерялось в тумане прошлого, но по поверьям называли его Кумер-Бабай. Известно лишь, что был он хорош собой, смел и горделив. Однажды бродил охотник по дикой степи, по балкам и выбалкам, по овражным перелескам в поисках добычи. Уже и подустал малость. Солнце же тем временем сдвинулось с полдня на запад, пора было и домой возвращаться — до дома ого-го еще сколько топать! И он решил отдохнуть немного, а заодно чего-нибудь поесть, чтоб пополнить силы, согреть нутро кипятком. Снял с плеча, добытого на охоте зайца, тетерева, пойманного сельцами, рогожную торбу с несколькими окуньками, которых он поймал горстями на мелких и узких перекатах. А еще на подходе сюда приметил родничок в низине, к нему он и спустился. Затем начал собирать сушняк для костра. Видит, у подножия крутолобого склона балки свежий скат — лисья нора. Заглянул в нее, а там лисята притаились. Вытащил всех по одному и радуется: «Эге, добрая будет у меня шапка!» Тут мать-лиса прибежала, увидала своих деток у человека в руках и говорит:
— Отдай моих деток, человек, я тебе за это клад открою. Подумал, подумал дядька и решил: а вдруг правда подарит клад, не зря же лиса так жалостливо просит.
— Ладно, лиса, забирай своих малышей, а за это клад показывай.
— Бери лопату,— говорит лиса,— и копай вот тут.
— Зачем?
— Клад найдешь.
Опять поверил человек лисе, взял кирку, лопату и стал копать. Сначала земля шла мягкая, и копать было легко. А потом камень пошел, пришлось за кирку браться. Долбил-долбил, вспотел весь, а клада все нет и нет.
«Ну, мошенница лиса, видать, обманула». Подумал Кумер-Бабай, но копать продолжал — интерес его разбирал, да и яму вон какую вымахал, жалко бросать работу: вдруг взаправду докопается до клада? Пошел опять долбить, смотрит: черная-пречерная земля показалась. Выпачкался он с головы до ног — одни глаза сверкают, а клада все нет. Огорчился охотник, вылез из ямы и решил себе ужин приготовить, костер разжечь. Чиркнул спичкой, разжег костер и бросил спичку в сторону, а сам думу думает: как же так и зачем он поверил лисе? Ведь все знают, что лиса хитрый зверь...

      Сколько уж там прошло времени, а только чует он — гарью потянуло. Посмотрел в одну сторону, в другую, оглянулся — нигде нет огня, только в том месте, куда он спичку бросил, обломки черных камней задымились. Он их сам выломал из земли и выбросил лопатой на поверхность. Смотрит и диву дается: горят камни! Собрал поблизости другие куски, кинул в огонь, и эти занялись, да жарко как! Он посидел, в раздумье и недоумении разглядывая неслыханное доселе явление, а потом еще взял тех же камешков, бросил в жар. Сначала задымило слегка, и вслед затем сквозь дым выткнулись небольшие языки зеленовато-красного пламени.
«Вот так чудеса! — еще больше поразился охотник. — Горит-таки земля!»
Он и об усталости, и о еде забыл. Быстро набрал в свободную торбу тех камешков и земли черной, подхватил дичь, зайца и рыбу, притянул ремень для ходкости и заторопился в слободу, чтобы рассказать о невиданной чудо-находке. А перед глазами у него все время было видение недавно горящей земли.
     На другой день утречком побежал к своей яме, опять набрал удивительных камней. А тут навстречу Лиса.
— Здравствуй, добрый человек. Доволен ли мною?
— Хитрюга ты, Лиса, обманула меня: гляди, какую яму вырыл, а клада то нет.
— Не обманула я тебя, человек. Нашел ты клад, солнечные камни и есть самое богатое сокровище!
«И то правда»,— подумал про себя мужик и говорит лисе:
— Ну, коли так, спасибо тебе, лисонька... Живи на свете, радуйся своим деткам.
— Спасибо тебе мил человек. Здесь камня и тебе и твоим потомкам хватит!

     Тогда-то, и были открыты в Башкирии его сокровища — угольные пласты. И пошли с той поры шахты по всей нашей неоглядной башкирской земле.
Прошло много ли мало ли лет с тех пор, собрался в ауле совет старейшин и решили они назвать ту волшебную гору, в которой Лиса показала солнечные камни «Кумертау». В честь охотника Кумер-Бабай. Что в переводе с башкирского языка означает Угольная Гора.

P/S:
текст написан более 6 лет назад, опубликовать решил только сейчас...


Рецензии
Здравствуйте, Алексей!

С новосельем на Проза.ру!

Приглашаем Вас участвовать в Конкурсах Международного Фонда ВСМ:
Список наших Конкурсов: http://www.proza.ru/2011/02/27/607

Специальный льготный Конкурс для новичков – авторов с числом читателей до 1000 - http://proza.ru/2022/02/13/261 .

С уважением и пожеланием удачи.

Международный Фонд Всм   14.03.2022 10:28     Заявить о нарушении