Заячий след в истории. Глава 23. Клейн

 
     В 1874 году на земле Булаховской в., где распрямлял как раз крылья для полета хут. Малополье, немцами-колонистами создано два хут. Клейн-Фельд. Это родные братья Клейн, те, которых, со слов старожилов с. Зайцево, звали Яковом и Андреем. С высоты нынешних дней, когда этих людей давно уже забыто, а могилы их поросли травой, интересно было бы знать о них хоть что-нибудь. Благо, кроме старожилов, коих – всё меньше и меньше, есть справочники, архивы. Правда, сведения в них, да простят они меня, не всегда отвечают требованиям наших порывов. Например. В том же, 1874 году, Клейна уже хвалят за хорошую работу «по оспопрививанию животных». [403]. И – ни дальше этих букв. А хотелось бы знать больше.

     И так: что это за фамилия? Оказывается, и немецкая, и еврейская. Вариантов              написания её много: Кляйн, Клейнер, Клейнман, Клеерман и так далее. Впрочем, эта фамилия оставила в истории дюжину видных личностей: артистов,                архитекторов, писателей, модельеров, астрономов. Если исходить из того, что это немец, то к нам он попал из Германии. Там фамилия читалась, как «Kleih», то       есть, «маленький».

     В книге Полторацкого С.И. сказано, что один из Клейнов, якобы, прибыл на хут. Клейн-Фельд из кол. Мариенфельд (Романовка). О втором вообще ничего не говорится. Можно было бы согласиться с подобным утверждением, но, как             доподлинно уже известно, кол.  Мариенфельд образовалась в 1882 году, то есть, на восемь лет позже, чем он, якобы, оттуда прибыл. А о том, что Клейн взял в       аренду землю у Лихачева под 10% годовых, тоже можно спорить. Дело в том, что хут. Клейн-Фельд – Булаховской в., и Лихачев тут ни причем. А по поводу аренды спору нет. Да, тогда, действительно, существовал порядок передачи земли в аренду, и этим особенно немцы-колонисты пользовались. Вспомним, к случаю, Александергейм. Видимо, не случайно к 1885 году количество хуторов в Павлоградском у. было намного больше, нежели в соседних уездах, и равнялось 110 шт. Ведь те, кто брал землю в аренду, закладывал сразу не село, не город, а – хутор. В этих хуторах уже насчитывалось 240 строений, 7 из которых – каменные. [404]. Решили и братья Клейн создать…
 
     Странным тут кажется то, что на карте оба хутора значатся рядом, а в               документах речь идет об одном. Что из себя представлял хутор? Тот, что – по документам. Купленной земли числилось за владельцем 863 дес. Видите, не арендованной! Количество населения было таким: в 1897 году – 94 душ., 1908 – 95, 1914 – 85, 1919 – 78. Из документов видно, что часть немцев-колонистов          переселилась на хутор из Таврической губ. Это не далеко. Мелитопольский у., например, Таврической губ. служил в качестве  северного буфер между Таврией и                Екатеринославской губ. То ли это знакомые Клейна, то ли просто пожелавшие      вместе с ним жить на хуторе, оставили в архиве свои имена: Вольтер Филипп       Филиппович, Варнер Якоб Гобертадович, Миллеры  Вильгельм Герих и  Яков,       Паум Фридрих Яковлевич, Карл Яковлевич. Цыбарт Ульман и Фридрих                Даниловичи.

     Был у названных Клейнов и третий брат. Его звали Иоанном (Иваном). Жил он в кол. Ейгенфельд (с. Веселое), занимался изготовлением красной черепицы, чем и увековечил о себе память. Она, опять же, со слов старожилов с. Зайцево, и         сегодня еще лежит на крышах старых хат. Один из экземпляров хранится у меня дома: красно-желтая глина, двойной желоб с зацепами, на плоскости                выштамповано «И.П. Клейн. Веселое. Ек. Губ». [405].

     Вообще, как оказалось, Клейн – фамилия распространенная. Лишь один            словарь насчитывает 31 ед., с разными, правда, окончаниями. [405]. Пример. В 1840-х годах министром путей сообщения России был Клейнмихель.                Зарекомендовал себя чересчур усидчивым, ответственным служащим. От этого и звали его за глаза «писарем». А коль уж есть в стране такой человек, то ему и        поручили отремонтировать Зимний Дворец, который пришел в негодность от         пожара. Спросили: сколько, мол, времени надо, чтоб выполнил заказ? Ответил, не задумываясь, «менее полугода». И что? Справился! А за то, что занялся Дворцом, получил прозвище «Клейнмихель-Дворецкий». Так и служил на коротком                расстоянии от императора в качестве деятельного, надежного человека. А            поскольку был министром, да еще и путей  сообщения, то император однажды, во время  коронации, спросил за столом: когда ты меня, мол, провезешь в Москву по железной дороге? И тот ответил очень ответственно: на следующий год, мол, на   коронацию, Ваше Величество. И тут справился. Такие они, Клейны! [406].
   
     А теперь предлагаю спуститься в подвали истории и порыться в документах начала 19 века: кто из немцев по фамилии Клейн поселился на землях юга России. Вот, например, год 1809. Более ранних документов, к сожалению, нет. В том году колонист Клейн П. (так записано в документе), что из Шведского округа,  оставил свой след в истории тем, что дал показания на другого колониста, что тот, якобы, ведет себя непристойно. Арийская кровь! И того, впрочем, наказали по       всем правилам времени. [407]. В 1812 году кол. Клейн Филипп, шульц одной из кол. Одесского водворения, был наказан за утаивание факта утраты чужого скота. Его арестовали, но он и в тюрьме склонял колодников к побегу. [408].
 
     В 1820 году Клейн Фридрих прибыл из Германии в кол. Рорбах Березановского о. [409]. А Клейн Людвич, что из кол. Глюксталь, в 1823 году купил земляную         мельницу.  [410]. В 1825 году Клейн Катерина (мать Клейна Иоганна), что из кол.   Клейнлибенталь, получила наследство на себя и детей. [411]. А Клейн Иоганн,      что из кол. Клейнлибенталь, в 1826 году похоронил мать (Катерину) и получил        наследство. [411]. В 1831 году Клейн Михаэль переехал из кол. Нейгофнунгсталь Бердянского о. в кол. Фридрихсталь Молочанского о.   [412].
   
      Клейн Фридрих, что из кол. Гросслибенталь, в 1832 году работал садовником               общественного сада, а также получил наследство в Вьюртельберге. [413]. В этом же году и колонистка Одесского водворения Клейн Христина Регина получила       наследство. [413]. А в 1833 году наследство в королевстве Французское с.             Нидерлаутербах получил Клейн  Лоренц, что из кол. Страсбург. [414]. В 1834 году тоже ездил в королевство Вьюртембергское по наследственным делам Клейн         Якоб, что из кол. Теплиц. [414]. И в 1835 году он получал наследство. [415]. И        Клейн Гелена, что из кол. Кампенау, тогда же выезжала за границу вместе с          румелийскими поселенцами Одесского водворения. [416].
 
      А вот Клейн Якоб, что из кол. Березина, в 1835 году оставил след в истории     тем, что знал, кто украл лошадь, но промолчал [417]. В 1837 году в известную уже кол. Гросслибенталь Одесского водворения причислен Клейн Иоганн, хирург и учитель, прибывший из Гертмансвейлера. [418]. В том же году он снова оставил след в документах тем, что получал годовой и полугодовой паспорт для поездки   за границу по наследство. [419]. На следующий год ездила за границу с этой же целью жена Клейна Лоренца – Христина, что из кол. Страсбург. [420]. Также в том году взыскали деньги, как долг за землю, с колонистов Большой Либенталь и из    них выплатили жалование садовнику Клейн Фредерику. [421]. На следующий год с ним заключили контракт. Теперь он стал работать официально. Уже успел             сделать при саде оранжерею, парники. [422].
 
     В 1838 году Клейн Христина, жена Клейна Лоренца, что из кол. Страсбург,        снова ездила за границу по наследство. [423]. В 1840 году Клейн Михаэля, что из  кол. Эльзас, избрали бейзицером. [424]. А садовнику общественного сада кол.      Гросслибенталь Клейну Фридриху назначили заместителя – Роцкого И. [425]. В 1841 году Клейн Луиза, что из кол. Париж Бессарабской обл. вышла замуж и         сменила место жительство. [426]. Клейн Якоб,  что из кол. Березина, в 1841 году   получил наследство в Вьюртенберге. [427].
 
     Клейн Елизабет Катерина, что из кол. Большой Либенталь, в 1842 году открыла в Одессе девичье училище. [428]. В том же году Клейн Иоганн Вильгельм, из той  же колонии, просил разрешения сдать экзамены в Ришельевский лицей. Уж очень хотелось  стать домашним учителем! Добился! Получил аттестат. [428]. А Клейн  Михаэль, что из кол. Мончейм, в том же году был арестован за                «праздношатательство». [429]. Кстати, архивные дела, указанные мною при каждой фамилии, в ГАДО искать бесполезно, так как их там нет: то грибок повредил, то время хранения оставило свой отпечаток.

     А вот колонисты Клейн исключительно Екатеринославского водворения.           Архивы дали возможность начать прослеживание движение фамилии с 1803 года. Именно в том году Клейн Иоганн проживал в Иозефстальском о.                Екатеринославского водворения. В 1807 году он вступил в законный брак с            дочерью Рыбальского кол. Эмриха Якова. [430]. В кол. Рыбальской  он стал           обладателем имущества после смерти кол. Эрбранта Иоганна.  [431]. В 1807 году оставил свой след в документах Клейн Бартель, так как оформлял паспорт для     выезда за границу с целью получения наследства. [432]. В том же году кол.           Иозефстальского о. Клейн Регина вступила в законный брак с кол. Ницу Иоганном. [430].
 
     Вот опять - Клейн Иоганн, но в 1808 году, оставил след в истории: передал       хозяйство в Иозефстальском о. кол. Миллеру Иоганну. [433]. Как видим, Клейн      Иоганн уже трижды «попадается на глаза», но одно ли то лицо или разные - вопрос? В 1813 году «засветился» Клейн Петр. Тоже – обитатель                Иозефстальского о. Он, вместе с сотоварищами, украл «у пастора 3 обапалка и 40 ольховых дрючков». За это был наказан. [434]. А в 1841 году в кол. Кронсдорф      Екатеринославского водворения обитала  Клейн Мария. Она оставила в бумагах  след тем, что оформяла паспорт для выезда за границу, чтоб получить                наследство. [435].
   
     А теперь – о Клейнах, которые обитали вне Иозефсталького о. Например, в –               Мариупольском. В 1837 году кол. из Мирау Клейн Елизабетта перешла из римско-             католической веры в евангелично-лютеранскую. [436]. В 1838 году кол. из Мирау  Клейн Михаил оказался в скандальной ситуации. Якобы, его,                несовершеннолетнего, развратил (мужеложство) кол. Лик Ф. Последнего наказали 20 ударами розги. [437]. В том же году Клейн Готфрид, что из кол.  Кампенау,        наказан «выдержанием в Екатеринославском смотрительном доме» за                неприличное поведение в церкви. [438]. В 1839 году Клейн Якоб причислен к кол. Грунау. [439]. Впрочем, эта, на первый взгляд, обычная процедура, не такая уж и простенькая. Претенденту предстояло письменно отказаться от Прусского             гражданства, дать согласие на причисление к кол. Грунау. К делу приобщаются                письменные согласия колонистов о причислении их к званию – колонист,                поручительная  подписка колонистов о том, что у него есть деньги, лошадь,           корова, а также подтверждение, что он, в данном случае, является братом жены  Клейна. Лишь после этого ему выдали свидетельство, разрешающее                переселиться из гор. Данциг.

     В 1839 году Клейн Готфрид, что из кол. Рейхемберг, избран бейзицером. [440]. Что это за чин? В колонистов это выборная должность. Например, каждая              сельская колония избирает себе старшину, бейзицера, шульца. В 1840 году Клейн Якоб причислен к кол. Грунау. [441]. В 1842 году Клейн Готфрид и еще 29              Прусских семей причислены к кол. Кронсдорф. [442]. В том же году Клейн Михаэль (брат Клейна  Якоба), что из кол. Мирау,  передал своё хозяйство кол. Диркау.       Правда, со стороны колонистов были жалобы, но его решение признано законным. [443]. В 1848  году Клейн Елена, что из кол. Кампенау, перешла из         римско-католической веры в евангелично-лютеранскую. [444].
 
     Если внимательно почитать справочники, то можно обнаружить хут. Клейн-фельд в Николайпольской в.; хут. Клейн – Екатеринославского у.; хут. Клейн Вердер №23 – Александровского у.; хут. Клейн-Блюменталь – того же уезда. [445]. В архивах обнаружился Клейн Эдуард, работавший в 1919 году в им. Кирш Раздорской в. [446].
 
     А разве в губернском городе не было Клейнов? Были! Вот, например, дворянин           Михаил Антонович – подполковник, в 1802-3 годах служил в качестве                Предводителя Екатеринославского дворянства. Имел дочь Анастасию, которая     вышла замуж за губернского секретаря Ломаковского Ивана Михайловича. [447].  Вот Клейн Евгений Константинович – проживал в гор. Екатеринославе, на             Ярмарочной пл., в доме Тарана. [448]. И вообще фамилию Клейн можно найти в   списке дворян Екатеринославщины. [449].

     А если спуститься на уездный уровень Екатеринославской губ., то и тут есть    Клейны. Троих уже названо: двое - из хут. Клейн-Фельд Булаховской в., один - из  колонии Эйгенфельд (Веселое) Елизавето-Хорошевской в. А есть еще с. Клейн-   Екатериновка Розенфельдского прихода. Есть Клейн Иван Богданович в                Бахмутском у. Есть Клейнова Мария Осиповна в Мариинской женской Гимназии.  Есть Клейн в с. Цыгановка Лубянского СС. [450].
               
     Вот - Вопросный листок, составленный в 1877 году. В нем – шесть фамилий     немцев-колонистов, которые числились за хут. Клейн-Фельд, Мирная Сукачева тожъ. К сожалению, в книге Дизендорфа В.Ф. «Немцы России» таковые не нашлись. Там даже приставки «Мирная Сукачева тожъ», которая стоит после «Клейн-Фельд», нет. [451]. Далее. Как-то свыклось, что хут. Клейн-Фельд был в территориальной подчиненности Булаховской в., а тут вдруг он появился в списке землевладельцев-колонистов Лубянской в. (1877). В том же списке есть хут. Гончарный, Цыгановка, Очеретоватый (Очеретяный). Как всё это понимать? Значит, что, когда в эти годы Лубянка временно (до появления Михайловской в.)  была в статусе волости, ее границы доходили до хут. Очеретоватый, хут. Клейн-Фельд? Отсюда можно сделать несмелый вывод: земля, что под хут. Зайцево, могла относиться к Лубянской в. [452]. Следовательно, искать его надо и там. И еще. В списке населенных мест Булаховской в. (1911) числятся села: Межиричи, Маврина, Магрово (Визинфельд), Мирная (Мирновка), хут. Клейн-Фельд. Опять–  мысль: видимо, к тому времени хут. Клейн-Фельд с 11 дв., 95 жит. (по 1908 году), 866 дес. земли уже вышел из под территориальной подчиненности Лубянской в. А может, и не был в ней – обычная ошибка! Но это хут. Клейн-Фельд! А земля, что   под хут. Зайцево? Вот тут – вопрос! [453].

     Еще о Клейнах. В документах Государственного архива Одесской области                перечисляются 42 населенных места, приписанные к Иозефстальскому приходу (1899-1916). К 1903 году их осталось 34. А остальные где? Оказывается, в списке уже не стало одного (из двух) хут. Клейн-Фельд. И дальше (по годам) он так и не   появился в этих списках. А второй хут. Клейн-Фельд постоянно мелькал (по годам) среди пос. Синельниково, дер. Романовки, дер. Веселой, хут. Водяного вплоть до 1916 года. А дальше - документов нет. Вот и гадай: а вдруг один из Клейнов           (Клейн-Фельд) еще в 1903 году переселился, как говорят старожилы, на хут.          Зайцево. А позже – второй. Тут ведь - станция железной дороги, а они люди          предприимчивые. [454].
 
     Если внимательно почитать этот список, то из 42 населенных мест найдутся те,            которые расположены близко к хут. Зайцево. Например. Ейгенфельд (Веселое),                Екатериновка, Зайцево, Ивановка, Илларионово. Больше всего интересует, конечно, Зайцево. Какое это Зайцево? То, что нужно? Или Бахмутского у.? Ведь в списке оно – рядом с Ивановкой. А Ивановка – это село, которое находится рядом со ст. Илларионово. Значит, скорее, не Бахмутское…
               
     В списке есть Клейн-Фельд, Мариенфельд (Романовка), Синельниково –           станция и село, Водяное и Григорьевка Булаховской в., Елизабетталь Раздорской в. и много других населенных мест Павлоградского у., немцы-колонисты которых         посещали Иозефстальский (Иосиповский) лютеранский приход. [455]. Но самое     удивительное то, что, когда началось изучение документа, то оказалось – посетитель прихода был не из хут. Зайцево, а – со ст. Зайцево. Значит, что            получается: кто-то из служащих станции ходил туда? А кто? Второй вариант. Это мог быть человек из хут. Зайцево, но записался, как –   со станции. Тот же самый, скажем, Клейн. Ведь один из них по хут. Клейн-Фельд уже не числился, как ранее сказано, с 1903 года, а второй – с 1916. Но в 1916 году, отталкиваясь от книги       Полторацкого С.И., хут. Зайцево уже отмечал свое шестилетие существования, и Андрей Клейн не мог стоять в списке создателей хут. Зайцево. Значит, Яков         может представлять интерес. К сожалению, Иозефстальского прихода уже нет, а     метрические книги находятся не в ГАДО, а в Одесском государственном архиве. А там еще много дел не оцифровано, что затрудняет поиск, к тому же архив переселяется в новое здание - неразбериха.

     Но еще о Клейнах. В 1911 году хут. Клейн-Фельд всё так же считался частным владением. В нем насчитывалось 11 дв., 69 муж. и 26 жен., а количество земли,    как и прежде, составляло 866 дес. Купленой! [456]. А хут. Малополье, согласно справочникам, тоже не исчез. К 1917 году он насчитывал 12 дв., 48 муж., 46 жен., даже сель. Общество «Малопольское» на его базе создано. [457].
   
     А что касается братьев Клейн, то тут такие дела. Как поведали старожилы        нынешнего с. Зайцево, у Андрея, якобы, была на хут. Клейн-Фельд паровая            мельница. В 1920-х годах он уехал то ли в с. Романовку, то ли в с. Веселое. А        Яков, якобы, обосновался на хут. Зайцево. Рассказчики и сейчас готовы указать   на его хату и подтвердить, что у него на хут. Зайцево тоже была паровая               мельница, которую, кстати, обнаружили позже при странных обстоятельствах. А   произошло это так. В с. Зайцево похоронили старушку. Через время рядом стали  хоронить ее мужа. И, копая яму, обнаружили следы мельницы. А мельницей на     хут. Зайцево, со слов старожилов, владел лишь Клейн Яков. Позже, в 1930 годах, его репрессировали. [458]. И еще один штришок, доказывающий, что Клейн Яков  мог таки жить на хут. Зайцево. В списках населенных мест Екатеринославской губ. 1925 года, когда хут. Зайцево уже стал СС, хут. Клейн-Фельд нет. [459]. Значит, первое, есть повод предполагать, что Клейн Яков жил таки на хут. Зайцева, второе, что немцы-колонисты тоже участвовали в образовании его. Но пока тут лучше поставить многоточие.


Рецензии