25. 42 Пушкин Месть небес Два демона и два ангела

Месть небес
Две пары – два демона и два ангела Пушкина

в стихах Пушкина осмеяние дьяволом связывается с его портретом: знаменитый художник не должен рисовать его «арапский профиль» для потомства, все равно «его освищет Мефистофель (Иванов Вяч. Вс.)

В печальную из-за женитьбы на Гончаровой Н.Н. болдинскую осень 1830-го Пушкин (АСП) вслед за Бесами и Гробовщиком пишет «В начале жизни школу помню я … «.  В этих  терцинах есть три такие:

Другие два чудесные творенья
Влекли меня волшебною красой:
То были двух бесов изображенья.

Один (Дельфийский идол) лик младой —
Был гневен, полон гордости ужасной,
И весь дышал он силой неземной.
Другой женообразный, сладострастный,
Сомнительный и лживый идеал —
Волшебный демон — лживый, но прекрасный.

Первый из «бесов» -  Аполлон, который у АСП  обычно соотносится с поэтическим вдохновением, которое поэт иногда в хандре назвал дрянью и которое Платон считал необходимым видом поэтической мании (видом безумия)

Наделяя Ницше пушкинскими чертами и цитируя только что приведенные строки из терцин об Аполлоне, Вяч. И. Иванов утверждал, что провозвестника сверхчеловеческого дионисийства «зовет … в чуждый, недионисийский мир его другая душа, — не душа оргиаста и всечеловека, но душа, влюбленная в законченную ясность прекрасных граней, в гордое совершенство воплощения в в себе частной идеи»

(Иванов Вяч. И. Дионис и прадионисийство: Исследования. СПб.: Алетейя, 1994. (Античная библиотека)

А кто ж второй ?

Это загадка …

Якобсон отметил: 
«Мало есть пушкинских образов, которые бы так томили комментаторов» (Якобсон Р. О. Статуя в поэтической мифологии Пушкина // Якобсон Р. О. Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987. С. 145–180.). Этот лит-вед уверяет, что речь идет о … Венере.
Мережковский Дм. полагал - речь идет о Дионисе и Пушкин оказывается одним из тех, кто еще до Ницше противопоставлял Аполлона Дионису

Дионис же  у Пушкина  почти всегда именуется Вакхом

Влюбленный бес?

Пушкин  употребил франц. слово d;mon в письме начала февраля того же 1830 года к К. А. Собаньской:

«vous ;tes le d;mon, c'est ; dire celui qui doute et nie, comme le dit l'Ecriture» (— «Вы — демон, то есть тот, кто сомневается и отрицает, как говорится в Писании». Выделенная самим автором цитата была из  его стихотворения «Демон» (1823), в объяснении к которому он писал: «Недаром великий Гете называет вечного врага человечества духом отрицающим «

АСП не хотел ли в своем демоне олицетворить сей дух отрицания или сомненья?»

(2)

Ангелы Пушкина

В Онегине

Созданье ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес…
                («Евгений Онегин», VII, XXIV, 7–8)
Ангелы появляются в двух последних строфах:
И нет отрады мне — и тихо предо мной
Встают два призрака младые,
Две тени милые, — два данные судьбой
Мне ангела во дни былые;
Но оба с крыльями и с пламенным мечом,
И стерегут… и мстят мне оба,
И оба говорят мне мертвым языком
О тайнах счастия и гроба


Иванов Вяч Вс. полагает:

«Два пушкинских ангела, судя по черновику говорящие Пушкину «о тайнах вечности и гроба», стерегут этот путь, став вдвоем исполнять обязанности библейского херувима. Они мстят, потому что местью Адаму за грехопадение было само установление пламенного меча и херувима.»

Только вряд ли Бог мстит … 

Об этом моя Рецензия на «Божье отмщенье» (Александр Шувалов)

от фразы "Б-жье отмщенье" меня коробит … слегка … без зла
я не религиозен в культовом смысле, но ... не вижу необходимости трогать Б-га (Ашема Адоная) всуе ... А черт его знает ... а вдруг он ( - Первопричина итд) есть и для Вас то он мстительный!

Но суть даже не в этом, а, сударь, вот в чем:

Б-гу не нужна месть ...
Он вне коридоров Добра и Зла = которые всего лишь границы полигона испытаний опытных образцов семейства адамитов в проекте "Людишки, иху мать, на Земле"
Даже ваш пациент Пушкин вещал в мстительном психозе мстительного схизиса:
Какое дело Поэту до добродетели и морали ... Его Дело = Поэзия"
И никаких гвоздей по Маяк-му ( гвоздей для кистей и ступней И.Х.)

Спасибо
Шувалову А: Я люблю ваши работы по патографии Пушкина
Они )+ Руднев) помогли мне соорудить второй раздел Дуэльной Истории Поэта =
II "Псих портрет Гения = патография, психо- и судьбо-анализ Нашего Всего Навсегда"

Ваш (не пациент, я иду, слава Ему, по онкоологии)
С.Г.

***
Добавка:

Возмездие = не есть мщение
Неотвратимость его - не есть мщение Б, а есть часть запланированного конца некоторых испытаний по проекту ЛнаЗ
Промысл и Провидение = не мщение
Изгнание из ложи или рая (т.е. огороженного места лишь или дачи Б-га в ОКБ) = не есть месть - это часть проекта
Первый рожденный адамитами ребенок - киллер = Это не мщение Б, а часть проекта
Это чисто культорологический аспект
Дело не в богоборчестве и лихачестве ...

2)
именно о психиатрическом аспекте я и вел речь, говоря о ДИП = Дуэльной истории Пушкина
Задавшись вопросом как погиб "гений *(пусть только словесности),я пытался понять его с позиций ДПР, Эволюции и Этологии = я понял = гению в социуме несладко - он чаще жертва ...

Всех благ


merci beaucoup pour votre attention


Рецензии