Заячий след в истории. Глава 26. Реймер

 
     В 1894 году на пустошь, что северо-западнее ст. Зайцево, наведался                предприимчивый человек Реймер Петр Яковлевич. Справочные материалы           наполняют эту фамилию содержанием. Он, между 1894 и 1909 годами заложил    менонитский хут. Визинфельд Булаховской в. Это в 12 в. от ст. Зайцево. Там, на 932 дес. купленной земли, проживало: в 1897 году – 81 душ., в 1908 – 62, в 1911 – 34. Там он создал сначала  кирпичный завод, а в 1904-1909 годах – две ветряные мельницы. [469]. Правда, 1911 год уточняет кое-что. Например, что хут.                Визинфельд – это Магрово, где, из всего количества купленной земли, 150 дес.     числится за Реймером П.Я., а остальная – за прочими. [470]. А прочих, еще 8.       Таким образом, там было 9 частных владельцев, 9 дв.: 53 муж., 9 жен. [471]. Ну, а если сюда еще добавить сведения 1925 года, то видно, что крылья у хутора всё-таки коротковатые, чтоб лететь далеко: всего 12 дв., 40 муж., 41 жен., здесь, на 940 дес. земли, создано Магровское сель. Общество. [472].

     А теперь о кирпичном заводе. Если исходить из утверждения Полторацкого С. И., что завод был детищем железной дороги и располагался в 200-х метрах южнее ст. Зайцево, то как понять разноголосицу: ст. Зайцево – хут. Визинфельд? Так где находился завод? На ст. Зайцево или на хут. Визинфельд? Если внимательно вдуматься, то, скорее, в 200 метрах от ст. Зайцево был просто карьер. Здесь брали глину, возили на хутор, изготавливали кирпич и по железной дороге отправляли по назначению.
 
     И документы подтверждают, что завод таки принадлежал «ст. Зайцево Южной             железной дороги. Телеграф: Зайцево, кирпичный завод Реймера». Заведующим   завода  был Федосов Г.В., а работали на нём 8 чел. В другом источнике тоже         сказано, что  «кирпичный завод» находился на хуторе. Да и в списках заводов      Павлоградского у., подчиненных надзору, с 1910 по 1916 год не значатся               «кирпичеделательные» заводы. Значит, вывод такой: завод – собственность ст. Зайцево Южной железной дороги, в 200 м. находился карьер, а изготавливали кирпич на хут. Визинфельд: 400 тыс. шт. в год, на сумму 8450 руб. [473].
 
     Не терпится знать, что это за фамилия – Реймер, откуда она к нам попала, где расселилась? Шанс такой есть – узнать. Но, опять-таки, как и в предыдущих случаях, найти архивные дела не представляется возможным, так как – то грыбок съел, и они не читаются, то от времени потеряли читабельную способность. Что ж, воспользуемся тем, что доступно. Благо, архивы, где могли, сделали копии, систематизовали, кратко описали, а это уже что-то.
 
     Итак. Еще в 1803 году в Хортицком колонистском о. проживал мен. Реймер Петр, и к нему, согласно документов, перешло хозяйство умершего колониста Лена Якова. [474]. А в 1808 году мен. кол. Кронсгартен Реймер Давид взял на воспитание малолетнюю сироту Гардер Анну. [475]. В 1813 году Реймер Петр, что из кол. Нейенбург, давал показания о том, что смотритель местной станции Рыков избивает мещан. [476].

     1829 год оставил след тем, что мен. Реймер Корнелиус, что из кол. Шенгорст, перечислен в кол. Гальбштадт [477]; Реймер Абрагам, что из кол. Рюкенау, Реймер Сара, что из кол. Маргенау, Реймер Якоб, из той же кол., выезжали за границу по наследственным делам. [478]. И в 1831 году мен. кол. Тигервейде Реймер Петр ездил по наследство в гор. Кульм. [479]. В 1832 году мен. кол. Гнаденталь Реймер Фридрих тоже выезжал за границу. А Реймер Якоб, что из кол. Розенталь, принял к себе семью колониста Нельфельда Якоба. [480]. В 1833 году мен. кол. Орлово Реймер Катерина, жена Реймера А., награждена за хорошую работу. [481].
 
     Менонист Реймер оставил в истории след (1834 год) тем, что занимался «корчемством». [482]. А Реймер Давид, что из кол. Шензее, в 1835 году получил из    заграницы наследство. [483]. В 1836 году мен. кол. Тигервейде Реймеру Петру разрешили жить на земле, которую он взял в оброк у помещицы Масловой. [484]. В том же году Реймер Анна, что из кол. Шпаррау, получила наследство. [485].

     В 1840 году избраны бейзицерами: Реймер Иоганн – кол. Мюнстерберг; Реймер Гейнрих – кол. Гнадейгейм; Реймер Петр – кол. Контениусфельд; Реймер Иоганн – кол. Мюнстенберг. [486]. А мен. кол. Бергталь, учитель, писарь, Реймер Петр добился, чтоб разрешили рыбную ловлю в р. Кагул, а также продажу напитков в кочме. [487].
               
     Согласен с читателями, что если вы, конкретный человек, не имеете прямого интереса к перечисленным фамилиям, то они, ой, как тяжело читаются. Но есть ведь люди, для которых моя находка – ключик, с помощью которого можно открыть дверь к любому роду менониста. Поэтому, кого фамилии не касаются, можно их пропустить…
 
     А продолжу я Реймерами Екатеринославского водворения. Впервые «засветился» здесь Реймер, без имени и указания колонии, в 1828 году, так как торговал лесом без соответствующих документов, за что уплатил штраф. [488]. В 1828 году Реймера Петра, что из кол. гор. Александровск, обложили налогом. [489]. В 1833 году Реймер Арон, что из кол. Орлов, выезжал за границу по наследственным делам. [490]. А Реймер Якоб, что из кол. Кронсгартен, в 1835 году получил наследство. [491]. В том же году Реймер Иоганн, что из кол. Кронсвейде, по какой-то причине передал хозяйство мен. кол. Нижняя Хортица Петкау Петру. [492].
   
     В 1836 году Реймер Дерк, который ранее был перечислен из кол. Мюнстерберг Таврической губ. в кол. Нейендорф Екатеринославской губ., в связи с переписью населения стал официально числится за последней. [493]. В 1837 году Реймер Арон, что из кол. Розенберг, получил наказание за «корчемство» горячим вином. [494]. В 1838 году Реймер Иоганн перечислен из кол. Фриденсдорф в кол. Шенвизе Екатеринославского водв. [493]. А Реймер Петр, что из кол. Эйнлаге, в 1839 году избран бейзицером. [495]…
 
     А теперь порассуждаем. Кто такой Реймер П. Я? Прибыл он сюда из                Александровского у. Там у него остался, видимо, отец, Яков (Якоб) Абрамович,     который держал Сукновальню с 6 рабочими, годовой доход которой составлял 30 тыс. руб. [496]. А сведения 1901 года добавляют, что Сукновальню он создал в 1896 году, что работала она за счет одного парового котла на 443 кв. ф. [497]. В справочных материалах встречались то ли однофамильцы Реймера П.Я., то ли    родственники. Например, Реймер Леонид Карлович – действительный статский    советник. Жил в гор. Екатеринославе, по ул. Гоголевской, в собственном доме.    Служил Губветинспектором. Он же – гласный городской Думы, председатель        Екатеринославской воинской комиссии, член губернского  комитета                Попечительства, председатель Общества библиотек города. [498].

     Часто приходится встречать адрес места жительства – собственный дом. Что такое собственный дом, в гор. Екатеринославе, в то время? Это, прежде всего,     географический ориентир в пределах города, где к улицам тогда еще не                привыкли. Например. Дом Мизко, дом Реймера, дом Житовской, Огиевского,         Пякина, Клевцовой, Зайцева. По ним и «вычисляли», как кратчайшим путем           попасть к тому или иному объекту. Если вас, к примеру, интересует, Общество      потребителей «Народная торговля», то вам укажут ориентир - дом Мизко, добираетесь туда и там обнаруживаете, что стоит он на ул. Полицейской. [499].
 
     А был еще Реймер Иван Иванович. Этот – поселенец-собственник, член                Екатеринославской уездной земской Управы. Жил в гостинице «Митрополь». [500].

     В 1925 году Реймер П.Я. жил на одном из менонитских хут. Ново-                Григорьевского СС Мелитопольского о., где насчитывалось 75 дес. земли, 3 хоз., 21 жит., 1 кол-ц (для питья нет). [501]. Что ж, волк в поисках пищи куда только не забредает.

     Реймер, как утверждает Википедия, фамилия немецкая. Что-то, вроде,              «рифмоплёта». А, может, от слова «рейм» - место, площадь. В России она мало   распространилась, но больше ее было в среде Московского духовенства. Так вот, и эта фамилия убеждает, что немцы-колонисты, если и не первыми, то и не            последними, заселили ту местность и наравне с крестьянами других                национальностей могли претендовать на роль первопоселенцев. И сведения из    «История УРСР. Днепропетровская область, 1969 год» о том, что хут. Зайцево      создано немцами-колонистами, совместно с местными жителями, пожалуй, близки к истине. Но пока лучше поставить многоточие…
   
     А еще есть в обиходе список лиц Днепропетровской обл., подвергнутых    политическим репрессиям, а через время реабилитированным. В основном, это 1930-1940 годы. Лишь Реймеров там более 50 чел. Вот Яков Абрамович, 1871       года рождения. После Чистопольской Сукновальни, в 1929 году оказался в            Ставропольском крае, где и получил 3 года лишения свободы. А что он за              «шишка» такая, интересно? Да так себе – корешок от «шишки». Анкетные данные: немец, низшее образование, беспартийный, хлебороб. А потянул, видите ли, на - политическую...
 
     Вот Петр Абрамович. Похоже, брат Якова. Родился в 1890 году в с. Зайцево      (чье это село или хутор – Павлоградское, Бахмутское?). Тоже переехал в               Ставропольский край. Малограмотный. Беспартийный. А в 1936 году осужден к 5   годам исправительно-трудовых лагерей. [502].

     А вот Магрово (Визинфельд). Реймер Иван Корнеевич, Родился там же в 1903 году. Почему-то их всех судьба свела на Ставрополье. И этот попал туда. Образование низжее, беспартийный, токарь. А в 1934 году «загремел» на 8 лет    ИТЛ. За хут. Визинфельд числится и Реймер Корней Давидович, 1899 года            рождения. Этот попал в Омскую губернию, работал плотником, а в 1941 году         получил 8 лет ИТЛ. И, наконец, Таврический Реймер Петр Семенович, рождения 1882 года. Видимо, сын того Реймера, что жил на хут. Кучук-Таганаш                Перекопского у. По анкете - грамотный, беспартийный, работал упаковщиком на  Ставрополье, а в 1938 году получил высшую меру наказания – расстрел…
 


Рецензии