Королева горошка

Вам случалось отстоять очередь целых 15 минут, чтобы зайти на 30 ( !!!) секунд?
Вот и мне не случалось. Ибо ожидание должно быть хоть как-то пропорционально по времени пребыванию там,  где тебе так хочется побывать.
А вот вчера случилось. И эти 30 секунд оказались очень ярким впечатлением.
Итак. Выставка Яёи Кусама.
Многие уже были. Другие собираются.
Узнала случайно - какие-то картинки в ФБ обратили на себя внимание. Почитала и загорелась.
Билеты приобретались где-то за два месяца на определенную дату и на определенный час.
Сразу скажу - народу много. Самого разного: дамы в жакетах и  матроны с палочками, ходунками и костылями. Сеньоры в кокетливых пиджачках и сеньориты с обнаженными плечами. Дети - от подвижных дошкольников до старшеклассников с вдумчивыми взглядами. Группы, одиночки и пары.
Заметьте, среда, 12:30.
Кажется, что весь народ Израиля пришел познакомиться с творчеством современной японской художницы. Персонала, готового помочь и ответить на все вопросы, много, проспекты указывают маршрут так, что ошибиться сложно.
Выставка огромна по площади. Это и открытые залы, и закрытые зеркальные павильоны, куда надо выстоять длиннющую очередь.
Я не любитель и, соответственно, не знаток современного искусства. Я не пойду на выставку только потому,  все идут или потому, что автор моден. И открою страшную тайну, что лет 10 назад не приобрела опцию на посещение музея Соломона Гуггенхайма в Бильбао. Конечно, здание этого музея было сфотографировано мною во всех возможных ракурсах из положений стоя, сидя и практически лёжа. А вот вместо посещения я предпочла просто погулять по городу. Отзывы тех, кто там был, обрадовали. Можно, конечно, восторгаться современными инсталляциями, многие из которых напоминают площадки для сбора металлолома. Можно с умным видом зависнуть перед ЧЁРНЫМ КВАДРАТОМ Малевича и написать целую монографию о глубоком смысле, вложенном автором в этот шедевр. Можно всё. Но я этого не делаю.
А вот на Кусаму захотелось сходить, а то, что я прочла о ней, это желание усилило. Во многом уникальная женщина - и как человек, и как художник. А ведь помимо этого - ещё и поэт, и писатель, и что нет?
Через месяц ей исполняется 93 года. Из них 46 лет она постоянный резидент психиатрической клиники. И эти её психические расстройства, галлюцинации, начавшиеся ещё в детстве, и послужили толчком к творчеству. Не буду пересказывать её биографию - это в свободном доступе. Из девочки с нарушениями психики превратиться в одну из самых востребуемых и дорогостоящих современных художников... Это подвиг.
Картины, коллажи, инсталляции, перформансы, "бесконечные зеркальные комнаты", участие в огромном количестве выставок, бениалле по всему миру, собственный музей в Токио.
И пусть искусствоведы перечисляют многочисленные стили, в которых творила и продолжает творить эта необыкновенная художница: это и поп-арт, и минимализм, и феминизм,  и абстрактный экспресионизм и, я уверена, много чего ещё. Для меня важнее, что эта "королева горошка" дарит зрителю эмоции - яркие, брызжущие, вызывающие ВАУ с несколькими восклицательными знаками.
Когда мы спускались на эскалаторе в зал, названный художницей БУКЕТ ЛЮБВИ, ВИДЕННЫЙ МНОЮ ВО ВСЕЛЕННОЙ,  то прямо за моей спиной одна женщина повторяла, как мантру одну фразу: ОMG! OMG! Видимо другие слова у нее просто кончились.
Многие работы Кусамы без названия, другие  названия звучат не как слово или два, а как целая фраза. И очень интересно, рассматривая картину рассуждать, почему она названа именно так, а не иначе.
Абсолютное изумление и восхищение вызывают "бесконечные" зеркальные комнаты . Именно там разрешают находиться 30 секунд.  Объявление при входе  предостерегает - посещение этого павильона людьми, больными эпилепсией, может вызвать у оных инфаркт. После такого не зайти туда было для меня невозможным, хотя очереди - это то, что я не перевариваю на всех уровнях. Отстояли и зашли. И было бы очень жалко, если бы пропустили.
Стиль Кусамы часто является предметом плагиата других художников. А я лично нашла этот плагиат в раскритикованнном мною сериале "Ход королевы". Все эти галлюцинации на потолке, наивно принятыми мною за режиссерскую находку - всё это уже было в жизни маленькой Яею, правда,  вместо королей и ферзей она видела мелкие цветочки, покрывающие пол, стены, потолок.
Я уже упомянула, что на выставке много персонала. Одни зорко следят, чтобы посетители не переступили за линию, что я неосознанно сделала пару раз, обалдев от 900 (!!!) зеркальных шаров, в которых ты отражаешься во всех подробностях.
В розовом зале ЛЮБВИ, где хочется бесконечно бродить по этому фантастическому лабиринту в горошек, за нами увязался смотритель, который контролировал  малейшее движение. То ли он опасался, что мы тут же займёмся чем-то, отвечающим тематике этого зала
(наверное, такие случаи уже имели место быть), то ли, несмотря на наш интеллигентный вид, заподозрил в нас террористов, собирающихся взорвать к чертям всю эту красоту цвета фуксии. Во всяком случае, его пристальное внимание к нашим скромным персонам было весьма назойливым.
Резюме. Кто не был - рекомендую. А мне захотелось в дополнение к увиденному посмотреть ещё и фильм художницы
"Бесконечные миры".
Может, кто-то уже видел?
А послесловие весьма мистическое. Мне часто выскакивает реклама Алиэкспресс с различными предложениями. И вот вчера выскочила тыква Кусамы - жёлтая в горошек. И откуда они знают, что я была выставке.?!?!?!


Рецензии