Заячий след в истории. Глава 31. Выселок
Впервые о хут. Зайцево, как «выселке», поведал в книге Полторацкий С.И. Там, правда, лишь сказано, что считали хутор выселком, но не разъяснено, что это за явление? Но в одной из газет он высказался так: якобы, в период 1910-1912 годов крестьяне «стали скупать землю Лихачевых и немцев-колонистов, а те, соответственно, через Мамотенко К.М. продавать». Ну, и стали расселяться на землях хут. Зайцево. Крестьяне были, в основном, из сел Городище, Александровка, а так же из Павлоргадских хуторов. За указанный период туда переселилось 60 семей. И это место, хутор, «стало называться выселком Лихачева». [560]. А еще о «выселке» упоминают старожилы нынешнего с. Зайцево.
И так, что это такое - «выселок»? Толковый словарь Ожегова С.И., например, объясняет, что это «небольшой поселок на новом месте, выделившийся из другого селения». Улавливаются две детали – «поселок» и «выделившийся». Красноречивее не скажешь. Значит, кто-то, когда-то выделился из базового села, скажем, Городище, для самостоятельного ведения хозяйства, к примеру, на хут. Зайцево. Допустим, занялись там разведением коней, коров, овец, кур. Или решили освоить землю и заняться выращиванием зерновых культур. А если к толкованию словаря прибавить еще официальное объяснение условных сокращений на картах, планах генерального межевания, что хутор, починок, поселок – это одно и то же. Это и есть выселок. Значит, получается так: если на неразработанном земельном участке поселился хозяин – будет называться усадьбой, если – крестьянин, будет называться починком. А когда после первого двора возникнет второй, третий, тогда починок станет деревней…
Вообще, если пробежаться глазами по БСЭ, словарям, не важно, кто у них автор, то вырисуется нечто общее: выселок – это, когда жители основного населенного места переселились в другой. По правилам, этот другой сохранял за собой название основного. Но поскольку у хутора было своё имя, то так он и остался – Зайцево. И если оттуда крестьяне ходили в церковь, должны были так и записываться – хутор Зайцево. Но пока, кроме крестьянки Кулиш Е.В. (и то 1919 год), оттуда никого не выявлено. Напрашивается вывод: а был ли выселок до 1919 года? Или – был выселком, где жили только летом. А в церкви регистрировались по основному месту жительства. [561].
Или вот - аналогия. В книге «По Екатерининской железной дороге» есть такой абзац: «К северу от с. Зайцево (Бахмутского у.), по р. Кривому Торцу, расположен целый ряд выселков из с. Зайцево… по имени своей метрополии, называемые зайцевскими…». [562]. Думается, тут пора ставить точку.
Хотя, стоп! Из книг известно, что переустройство жизни на земле губернии, уезда началось после выхода в свет Положения о крестьянской реформе (1861). Особенно, оно набрало оборотов к 1906-1910 годам, то есть, при земельном реформаторе Столыпине П. А. Ведь он стремился как можно больше крестьян выселить на хутора – либо уже созданные, либо создающиеся с нуля. В Екатеринославской губ. этот пик выпал на 1909-10 годы. Землевладельцы продавали крестьянам землю в самих дальних точках своего участка, и такие места, куда массово выселялись крестьяне, называли тогда выселками. И в книге Полторацкого С.И. тоже называется 1910 год.
А сам процесс заселения крестьян и обустройства их, судя по прочитанным материалам, выглядел, примерно, так. Прежде всего, строили колодец. Не случайно, на хут. Зайцево в 1911 году их насчитывалось почти столько, сколько было членов Товарищества - 187. После колодца каждый строил себе клуню. Ведь дело придется иметь с продукцией земледелия. Потом приступали к изготовлению навесов для коней, волов, скота, мастерили времянку. И лишь в последнюю очередь закладывали дом для постоянного проживания. [563].
Свидетельство о публикации №222021100702