В Сибирь! Великое переселение народов

Дата начала строительства Транссиба - 31 мая (19 мая по старому стилю) 1891 года. Цесаревич Николай II заложил у Владивостока первый камень Уссурийской железной дороги до Хабаровска на Амуре.
Создание Комитета Сибирской железной дороги в 1891 году  стало началом строительства этой уникальной по протяженности стальной магистрали.  А правительство под руководством Петра Столыпина провело целую серию новых проектов о переселении крестьян на окраины империи. Возможности широкого развития этого движения из Европейской части России в Сибирь были заложены в законе 6 июня 1904 года.

Под председательством будущего Императора России

«Столыпин заплатил жизнью за то, что он указал путь для эволюции. Нашёл выход, объяснил, что надо делать.» - В. В. Шульгин, депутат Государственной Думы.

     До реформ Столыпина заселение Сибири происходило в основном хаотично. Эта огромная территория осваивалась уже более трёхсот лет, но результаты и к концу XIX века всё ещё были весьма незначительны по отношению к её возможностям.  Сибирское население было представлено крестьянами-старожилами, казаками, крестьянами-переселенцами и коренным населением, занимавшимся скотоводством на юге и промысловой охотой и рыбной  ловлей на севере.
По словам исследователя Василия Еремина, кардинальное изменение в переселенческом деле произошло с началом строительства Сибирской железной дороги. В 1891 году был создан под председательством цесаревича Николая II  соответствующий комитет. Вместе с мчащейся вперед железной дорогой получили развитие другие отрасли и производства: сельскохозяйственное, транспортных средств, одежды, обуви, шпал и заготовки топлива для подвижного состава. Строились новые поселки, постепенно росли города.

Указом российского правительства от 10 марта 1906 года  всем желающим без ограничений было предоставлено право на переселение. Закон от 14 июня 1910 года определил порядок выхода крестьян из общины. Правительство выделило средства на прокладку дорог, благоустройство на новом месте, медицинское обслуживание, общественные нужды. Тогдашние средства информации, выполняя задание правительства, широко пропагандировали переселение, рассчитывая на привлечение наиболее предприимчивых крестьян. В 1906 году было реорганизовано Переселенческое управление. В Сибири и на Дальнем Востоке выделялись специальные переселенческие районы, в каждом из которых создавались организации, имевшие земле отводные, гидротехнические и дорожные партии, склады сельскохозяйственной техники, агрономические отделы, свои школы и больницы.

Сибирское гостеприимство и национальные обычаи

   В Сибирь ехали русские, украинцы, белорусы, латыши, эстонцы, немцы, евреи, татары, мордва, представители других национальностей. Селившиеся вместе переселенцы одной национальности сохраняли свою культуру, быт, обычаи. Все они постепенно становились сибиряками, приобретали черты, порожденные сложностями жизни в этом достаточно суровом краю, который вырабатывал у них сибирский характер. Разумеется, немало было и сложностей. Численность переселявшихся и темпы переселения превышали темпы подготовки участков к заселению. Недостаточно было чиновников для этой работы, их квалификация не всегда отвечала требованиям, имели место взяточничество и коррупция. В ряде мест не успевали готовить участки, проводить к ним дороги. Установленной ссуды в 150 рублей хватало не всем, чтобы прокормиться в течение двух лет, пока не будет получен первый собственный урожай.

Переселенческое управление с 1911 года стало подготавливать больше участков для единоличного пользования. Хуторское и отрубное землепользование как новое, так и образованное вследствие размежевания заселенных участков, способствовало упрочению "крепкого хозяйственного мужика". Наибольшее распространение хуторская форма землепользования получила в Томской губернии (Бийский уезд входил тогда в ее состав - 33% площади пахотной земли), а отрубная - в Славгородском (19,8%), Омском (12,9), Канском (8,7) и Красноярском (6,3%) округах. Общинное землепользование, распадаясь, уступало место частной собственности на землю. В Сибири реально складывались новые экономические условия, способствующие развитию сельского хозяйства. Низкая плотность населения определяла форму ведения хозяйства. Господствовало натуральное производство, ориентированное на самообеспечение крестьян всем необходимым. Но постепенно положение стало меняться. В селах, расположившихся вдоль Московского тракта, а также тяготевших к другим трактовым дорогам, объективно формировалось товарное производство. Росту объема производства способствовало развитие горной промышленности. Вокруг заводов складывалась ремесленно-продовольственная зона, производившая товары, предназначавшиеся для мастеровых людей. То же относится и к бассейнам крупных рек, по которым продукты земледелия и скотоводства доставлялись в отдаленные районы.

Из крестьян в купцы

     Появились предприимчивые крестьяне, оценившие новые возможности. В качестве примера можно привести деятельность крупного предпринимателя Новикова, занимавшегося не только хлебопашеством и скотоводством, но и торговлей. Он сплавлял хлеб по Томи, Оби и Иртышу в Сургут, Березов, Тобольск. Из таких, как он, крестьян выросли сотни сибирских купеческих фамилий, владельцев промышленных предприятий и торговых заведений. Среди бийчан того времени можно вспомнить похожий жизненный путь купца Николая Ассанова. Он вел сельскую торговлю, скупку сельскохозяйственных товаров и пушнины. В его руках были постоялые дворы, а также транспорт. Некоторые переселенцы, прежде чем водвориться на участок, шли работать к зажиточным хозяевам, чтобы приобрести необходимый опыт в новых условиях и сохранить ссуду, полученную на обзаведение.

Повышение спроса на продовольствие и, прежде всего, на хлеб приводило к расширению посевных площадей. Если взять размер посевных площадей, обрабатываемых в Акмолинской, Тобольской, Томской, Енисейской и Иркутской губерниях в 1901-1905 годах за 100%, то в 1906-1910 обрабатывалось уже 122,9, а в 1913  - 194,1 %. За 13 лет хлебное поле возросло почти вдвое, а под пшеницей - в 2,5 раза. За этот же период по тем же районам рост валового сбора зерна составлял соответственно 129,1 и 193%, а пшеницы- 139 и 231,3%.

Сибирскую пшеницу – за Урал

   Сибирский хлеб в основном потреблялся в собственном регионе, так как его поток в европейскую часть России сдерживался Челябинским тарифным переломом: дешевая сибирская пшеница создала много проблем на рынке Европейской России. Помещики, владевшие большими хозяйствами, продолжали вести производство, не заботясь о его эффективности. Появление сибирской пшеницы ввергло их в панику. На их стороне был влиятельный сенатор Хвостов, требовавший не допускать сибирский хлеб в Европу. Но у этой пшеницы были и могущественные сторонники, в том числе такие промышленники и финансисты, как Стахеев и Путилов. Видя, что император начинает прислушиваться к противникам, они заявляли, что сибирский хлеб не составляет конкуренции российским помещикам и резко осуждали политику противников сибирского земледелия. Нельзя было задерживать сибирскую торговлю, если бы она даже угрожала конкуренцией, так как Сибирь - неотъемлемая часть Российского государства. Многие присоединили свой голос к сторонникам отмены Челябинского тарифного перелома. И в 1913 году Сибирь получила реальную возможность для увеличения производства зерновых, а государство - дополнительный источник валюты.

Непосредственно с зерновым связано мукомольное производство, имевшее большое значение для сибирской экономики. В своем развитии оно прошло два этапа. Рубежом послужило проведение Сибирской железной дороги. В первый период производство муки обслуживало потребности близлежащего рынка. Центрами мукомольной промышленности были тогда Омск, Барнаул, Бийск, Томск, Красноярск, Минусинск, Иркутск. Железная дорога, создав условия для включения Сибири в продовольственный оборот страны, открыла для нее широкий рынок. Мукомольная промышленность становится сферой приложения крупных капиталов. Гарантируя высокие прибыли, она при общем дефиците капиталов не испытывала в них недостатка. Ярким доказательством этого явилось развитие Ново-Николаевска (ныне Новосибирск), нового центра мукомольного производства, промышленность которого возникла в 1905-1914 годах. Из валовой продукции его промышленности, достигшей в 1913 году  8359,8 тысяч рублей, 76,3% приходилось на мукомольную. Ее развитие происходило на более совершенной технической основе. Это позволяло вырабатывать более высокие сорта муки. И обеспечивало возрастающие потребности российского и внешнего рынков. Сибирская мука шла на Запад. Ее в больших количествах покупал Урал, она доходила до Москвы и Петербурга, стала играть значительную роль в экспорте. Мукой монопольно обеспечивался восточный рынок - Забайкалье, Дальний Восток, Монголия (ежегодный вывоз из Сибири составлял в среднем 65 тысяч тонн).

Лидерство среди стран - экпортеров сливочного масла

  Другой важной отраслью сельского хозяйства в Сибири было животноводство. Оно получило широкое развитие уже во второй половине XIX века. Крестьяне разводили в основном лошадей, крупный рогатый скот, овец, в меньшей степени свиней. Экономическое значение животноводства как источника тягловой силы, продовольственных ресурсов и сырья из года в год повышалось. Его товарность значительно возросла в связи с увеличением числа городов, рабочих поселков, особенно во время строительства железной дороги, а затем и усиления переселенчества, достигнув в 1913 году 73% от валовой продукции сельского хозяйства.

Продукция животноводства послужила сырьевой базой для возникающей перерабатывающей промышленности. Особое место принадлежало маслоделию. Земельные просторы, хорошие естественные кормовые угодья и наличие водопоев оказались весьма благоприятными для развития в Сибири молочного скотоводства. По Московскому тракту ежегодно вывозилось до 5-6 тыс. тонн топленого масла. Оно изготавливалось трудоемким ручным способом. Количество продукции было явно недостаточно для завоевания рынка, да и отдаленные рынки для маслоторговцев, использовавших гужевой транспорт, были недоступны. За полстолетия вывоз масла возрос, но достиг в 1894 г. только 8 тыс. тонн.

   На увеличение производства масла решающее влияние оказали использование новых технологий и строительство железной дороги. Появилась возможность заводского производства масла и достаточно быстрой его доставки на отдаленные, ранее недоступные рынки. В 1894 году предприниматель Вальков открыл два маслозавода, установив на них сепараторы. В 1896 году в Сибири работало уже 15 частных и 4 кооперативных завода. По мере открытия для движения поездов новых участков сибирской магистрали увеличивался поток промышленников и торговцев. Не остался в стороне и иностранный капитал. Первыми появились торгово-посреднические фирмы. Началось быстрое строительство в Сибири маслозаводов: в 1897 году их было 51, в 1900  - 275, в 1906  -1474, а в 1913  - уже 4093. Из них 46,8% представляли кооперативные предприятия. Среди частных заводов было много маломощных, не имевших хорошего оборудования, помещений, и на них подчас работали мастера-самоучки. Их продукция шла исключительно на сибирский внутренний рынок, предъявлявший больше требований к количеству, чем к качеству масла.

    Показатель качества масла - сухость (85,59% жира) делал его привлекательным на зарубежных рынках. За 1901-1917 годы Сибирь заняла одно из первых мест среди стран-экспортеров сливочного масла. За 1909-1913 годы среднегодовой вывоз масла из Дании составлял 88,7 тысяч  тонн, Австралии- 35,1, Голландии - 34,1, Швеции - 20,8, из Сибири - 62,1 тысяч тонн.

Вся округа – за опытом в Бийский уезд

     Маслоделие стало основой экономического благосостояния артелей и деревень в целом. Маслозаводы опирались на поставки молока из хозяйств, которым принадлежало 81,5% всего стада коров, подбиравших его по качественным показателям, необходимым для производства масла. Вот информация "Всеобщего Русского календаря" за 1918 год: "А тем, кто не верит в быстрое возрождение деревни, достаточно вспомнить о  Старой Барде Бийского уезда Томской губернии. Больше 20 лет тому назад устроили там жители маслодельную артель, через два года выросла артельная лавка, а потом появился и целый ряд кооперативных начинаний: ссудо-сберегательное товарищество, маслобойный завод, наконец, артельная мельница, а при ней электростанция для освещения мельницы, а заодно и деревни. И вот 12 декабря 1912 года двести пятьдесят изб этой деревни осветились электричеством, причем за освещение брали три рубля в год. Потом провели в избы и телефон, устроили примерный опытный скотный двор, опытные посевы кормовой свеклы и кормовых трав. А скоро заговорили о постройке в селе народного дома, собственном кинематографе. И жители всей округи стали приезжать в Старую Барду поучиться, как дельные люди сумели построить себе новую свободную и разумную жизнь".

Оборот Союза сибирских маслодельных артелей к 1917 году составлял 160 миллионов золотых рублей. Союз объединял около 3 тысяч артелей и кооперативов. За 1907- 1914 годы в Сибирь переселилось 2,44 миллиона крестьян  и 395 тысяч семей. И ее население выросло на 153 процента. От 5 до 12 процентов крестьян не смогли укорениться и вернулись в родные места. За 1906-1913 годы были расширены на 80% сибирские посевные площади, а в европейской части России всего на 6,2%. И  по темпам развития животноводства Сибирь тоже была впереди.


Рецензии