Заячий след в истории. Глава 32. Мысли о хуторе
Уже сообщалось, что на хут. Зайцево перед 1910 годом предприимчивые люди торговали бакалейными и колониальными товарами. Интересно, а для кого они - эти товары? Надо ведь, чтоб кто-то покупал. А кто в этой местности купит, если тут – лишь ст. Зайцево, на которой во всех сменах работает с десяток человек? Значит, напрашивается мысль, что хутор уже был людным. Пусть - не многолюдным, но – людным. Пусть сезонно там жили, но жили. Ведь и Полторацкий С.И. датой зарождения хут. Зайцево считает 1910 год. Плюс, вокруг хутора были мелкие населенные места, немецкие колонии.
Например. Немцы-колонисты хут. Клейн-Фельд разве не нуждались в повседневных товарах? Там того и расстояния! А людей в хуторе насчитывалось около сотни. А предприниматель Варкентин П.П. с колонистами хут. Визенфельд разве не могли пользоваться и бакалейными, и колониальными товарами? Могли! Расстояние – небольшое. А его однофамилец или родственник Варкентин Ф.П., торговавший на ст. Зайцево земледельческими машинами? Мог! [564]. А невдалеке от ст. Зайцево была немецкая кол. Александергейм. Её немцы-колонисты что, не могли бы воспользоваться шансом, что торговая точка - рядом? Могли!
А вообще, от ст. Павлоград до ст. Синельниково, с западной стороны железной дороги, было немало немецких колоний. Например, хут. Визенфельд. Это менонистское образование, основанное в 1880 году колонистами из Хортицы. Земли за ними числилось 932 дес. Подотчетны они были Булаховской в. В 1897 году тут насчитывалось 81 жит. Кол. Розенфельд (Класс). Это католический хутор Булаховской в., основанный в 1878 году немцами колонии Ямбург. В 1925 году там насчитывалось 98 жит. Кол. Мариенфельд (Романовка) – лютеранское село Раздорской волости. [565]. Ну, и другие колонии, о которых уже упоминалось.
Кстати, книга о том, что на хуторе и станции уже торговали, вышла в свет в 1909 году. Но пока сведения собрали, пока издали книгу, могло пройти несколько лет. Значит, торговля могла быть и раньше. А бакалейные и колониальные товары покупали люди перечисленных колоний. И что касается земледельческой техники, то и тут все объясняется просто. На землях сел, хуторов уезда, в том числе и в немецких колониях, как раз полным ходом создавались сель. Общества, Товарищества, как новая форма хозяйствования, и им нужна была техника. А хуторов в Павлоградском уезде всегда было больше, нежели в соседних уездах. В 1885 году, например, 110! И они успешно развивались. В них числилось 240 строений, 10 из которых – каменные. [566].
Дальше. Не мешало бы заглянуть в материалы Государственного архива Одесской области (ГАОО). Там есть «Зведений каталог метричних книг», а в нем по годам, начиная с 1899 и заканчивая 1916 годом, выписаны все населенные места, закрепленные к какому-либо приходу. В данном случае, интересует - Иозефстальский. Нашлись материалы. А, в результате проделанной работы, на столе появилась пухлая тетрадь с выписками. И если эти записи проанализировать, то, как всегда, плевела отсеются, а зерна останутся. Вот и хотелось бы о «зернах» рассказать.
В нынешнем с. Зайцево и сейчас утверждают, что Клейн там жил. Даже хату его, якобы, могут показать. И они считают, что он мог бы явиться основателем хут.Зайцево после того, как пожил на хут. Клейн-Фельд. Что ж, «поковыряюсь» в материалах по хут. Клейн-Фельд. А вдруг! По спискам указанной книги, хуторов Клейн-Фельд в 1899 году числится два. А в 1903-м уже - один. И так этот один идет «в одиночестве» до 1916 года. А на месте второго хут. Клейн-Фельд в списках 1905 года числится имение, как с неба свалившееся, Клейбенгоф. Есть оно и позже. Только в 1914 году вместо Клейбенгоф стали писать Клейнбекдорф. А уже в 1916-м ни Клейн-Фельда, ни Клейбенгофа, ни Клейнбендорфа в списках нет. Что случилось? Не переселились ли Клейн и Бендорф на земли Зайцево? Впрочем, и в списках населенных мест Екатеринославской губ. за 1925 год хут. Клейн-Фельд тоже нет. [567]. Значит, Клейн мог перейти на хут. Зайцево. Ибо! Старожилы с. Зайцево утверждают, что дочери Клейна (их было много), вышли замуж за местных жителей и всё время жили в c. Зайцево. Но лучше и тут поставить многоточие…
Можно было бы подумать и на хут. Водяной, что его люди явились основателями хут. Зайцево. А аргументировать можно так. Во-первых, он находится рядом. Во-вторых, в нем тоже жили немцы-колонисты. Но хут. Водяной идет в списках параллельно с хут. Клейн-Фельд до 1916-го, так как списки на этом годе заканчиваются, плюс, хут. Водяной – и сегодня существует. Так что - отпадает.
А вот ст. Зайцево заинтересовала. Впервые она появилась в списках этой книги в 1914 году. О чем говорят те списки? О том, что немцы-колонисты, приписанные к Иозефстальскому приходу, пользовались его услугами. То есть, регистрировали там факт рождения, брака, смерти. В связи с этим, напрашивается вопрос - кто мог из служащих ст. Зайцево посещать тот приход? Притом, до 1914 года всего один раз.
Конечно, если бы метрические книги хранились не в Одесском архиве (а в электронном виде их пока лишь часть), то и поиски истины были бы короче: почитал, нашел - ура! А через фамилию вышел бы на новый уровень поиска. Но так сложилось. Теперь приходится делать вывод «наощупь»: либо кто из немцев не долго работал на станции, либо жил на хут. Зайцево, а записался, как из «ст. Зайцево». А если допустить, что – да, этот немец-колонист жил на хут. Зайцево. Может, только что поселился. А потом вдруг нашел приход в ином месте и стал ходить туда.
Уже упоминалось, что хут. Зайцево являлся выселком. Но - чьим? Лихачева Н. А., который мог выселить сюда крестьян из с. Городище, продав им землю? Или - немцев-колонистов из Александергейма, так как они вдруг (предположительно) оказались на выкупленной у него государством земле? И еще. В списках сель. Обществ и Общин за 1911 год встречалось сель. Товарищество, созданное на базе хут. Зайцево. Но это оно лишь обнаружилось в 1911 году, а могло существовать и раньше. А что такое «сельское Товарищество»? Если «побегать» глазами по страницам словарей, то это – «союз лиц, преследующих хозяйственную цель (земледелие) для получения выгоды: совместная деятельность и имущественный вклад». Оно не является юридическим лицом, как, скажем, Общество, а просто – компания, состоящая из добровольцев. Каждый имеет право на часть дохода. А долей своей может распоряжаться, как захочет. Заманчиво! Но ответа таки нет: кто мог создать сель. Товарищество? Кто отселил туда крестьян?
Свидетельство о публикации №222021100832