Заячий след в истории. Глава 33. Метрические книги

               
     И вот руки дошли-добежали до метрических книг, где тоже многое, а иногда     даже всё, можно найти. Что вообще представляют собой они, коль уж ими решено заняться основательно? Притом, не важно – лютеранской парафии или                православной. В метрической книге, прежде всего, есть фамилии, даты, место     жительства верян, наименование проведенного церковного действа: факт             рождения человека, брака, смерти. Если такую книгу внимательно почитать, с       карандашом в руке, то можно найти не мало. Для начала надо «спуститься в           подвалы» государственного архива Одесской области, отыскать там фонд 894,      опись 1, дело 48, которое пока, одно-единственное – в электронном виде, и            поработать с ним. Другие дела пока беспрепятственно получить не представляется возможным. Надо ехать, снимать гостиницу...
 
     И так, с Богом! Дело, которое надо читать, за 1916 год. Обычное дело. Пухленькое. С корявым, как везде,  почерком. Но – сколько информации!
     «27.01.1916 года умерла Клейн Марина, пос. Гейпримфельд, 53 года,                воспаление легких».
     Неизвестно, каким боком - к кому Марина, но - Клейн.
     «1.02.1916 года умерла дочь Анна поселянина-собственника с. Веселое Клейна            Иоганна, похоронена в с. Веселом».
     Тут уже не только тепло, но и горячо. Ведь это тот самый Иоганн, который        проживал в с. Веселое и изготавливал черепицу. Один нашелся!
     «27.02.1916 года умерла Клейн Катерина, уроженка Аларть, жена Иосифского               поселянина-собственника Клейна Даниила, 54 года, воспаление легких,                похоронена в Елизабетталь».
     Вырисовывается вторая точка проживания Клейнов – Иосифовка                Иозефстальского прихода.
     «1.02.1916 года в пос. Рыбальском умер Иоганн, сын Рыбальского поселянина-             собственника Клейна Христиана и его жены Христины, уроженки Велотерлича (не             читается), дитю 1 год. 6 мес, причина смерти – корь».
     Кстати, Рыбальское и Иосифовка – рядом, оба Иозефстальского прихода.
     «1.02.1916 года в с. Веселом умер Александр, сын поселянина-собственника    Клейна Иоганна и жены Анны, уроженки Кнельц».
     Опять – Иоганн! Плюс, жена – Анна!
     «29.03.1916 года родился Клейн Карл. Отец Клейн Корнелиус, Фейхенбергский (не читается) поселок. Жена Анна».
     Ну, эти пусть будут прозапас.
     «12.04.1916 года умер Яков, сын Иосифского поселянина-собственника Клейна            Иоганна и жены Марии. Родился в Магрово, 1 год, 5 мес., 5 дн., дифтерит.            Похоронен в Магрово».
     Обозначается узел проживания Клейнов – Иосифовка, Рыбальское. Заметьте, и в с. Веселом, и в с. Иосифовка – Клейн Иоганн.
     «6.05.1916 года в Иосифовке умерла Юлианна, дочь поселянина-собственника с. Иосифовка Клейн Фридриха и жены Юлианны, уроженки Геворгской, около 5     лет, корь, похоронена в с. Иосифовке».
     Да, тяжелый год – корь съедает детвору.
     «19.05.1916 на хут. Ново-Николаевка родилась Эмилия. Отец Клейн Теодор,                поселянин-собственник с. Рыбальского, жена Луиза, уроженка Гассъ.                Восприемники: Клейн Александр и Карл, холостые, Клейн Мальвина и Лидия,        девицы». Следующая запись. Кто-то еще в этом семействе родился в тот же день. Имя не читается. Отец Клейн Теодор, поселянин-собственник с. Рыбальского,      жена - Луиза, уроженка Гассъ. Восприемники - те же.
     Пусть побудут рядом. А вдруг пригодятся.
     «12.06.1916 года родилась Клара. Отец Клейн Иоганн Иоганнович, поселянин-                собственник с. Рыбальского,  жена Доротея, уроженка Бергмиллер».
     Опять - узел: Иоганн – в Иосифовке, в Рыбальском, в Веселом.
     «12.06.1916 года родилась Клейн Анна. Отец Клейн Гейпризе (не читается),     пос. Людвигсталь».
     «9.07.1916 года в гор. Одесса умерла в 37 лет уроженка Неймана от                кровоизлияния в мозг Клейн Матильда, жена доктора Клейна Евгения»
     Два последних факта – для расширения кругозора о Клейнах.
     Ну, вот! Разве мало информации? К тому же, речь о Клейнах. И если бы эти     личности оказались теми (часть совпадает), которые интересуют, то по таким         исходным данным можно многое «раскрутить»…
     «17.08.1916 года родился Адамиус от Иосины (не читается) Клейн -                Каменецкий (не читается) из пос. Оненбрунны (не читается) Елизаветур (не            читается). Восприемники: Шелла Адам, жена Лидия, уроженка Клейн-Фельд».
     Во-первых, читается очень плохо, так как чернила затерлись, выцвели, а              почерк - с индивидуальной особенностью, во-вторых, какая ценность – Клейн-        Фельд! Далее. Число  затертое. В августе 1916 года родилась Клейн Розина.        Остальные данные - как и в записи об Адамиусе.
     «22.09.1915 года родился Христиан. Отец Клейн Христиан, поселенец-              собственник с. Рыбальского, его жена Розалия, уроженка Гюнтер. Крестили в с.     Веселое Новомосковского у.»
     Бросается в глаза, что это (в каком-то колене) родственники Клейнов, которые              проживали в с.  Веселое или на хут. Клейн-Фельд.
     «14.09.1916 года родилась Якобина-Анна. Отец Клейн Иоган, поселянин-          собственник  с. Рыбальского-Иосифовка, жена Анна, уроженка Грансон».
     «15.12.1916 года умерла Клейн Эмилия, уроженка Гроссъ, жена Рыбальского                поселенца Иоганна Клейна».

     Вот и все. Один год, а - целый пласт информации! Если не брать во внимание               отдельные записи в деле, детали которых можно и не доработать, ввиду                отсутствия под  рукой архивов, то остальные Клейны, тут уж сам бог послал -       Новомосковского и Павлоградского у. Теперь на сто процентов известно, что        Клейн Иоганн (в народе – Иван) жил в с. Веселое, что родство его проживало в с. Рыбальском.  А вот братья, Яков и Андрей, в книгу 1916 года не попали. Трудно    сказать – почему. А ведь они нужны, ибо высказывания нынешних жителей с.        Зайцево о том, что «один из Клейнов жил в с. Зайцево», «можем и сейчас его хату показать», «похоронен в Зайцево» и так далее, остаются не подтвержденными.
               
     А вообще, если начитаться других источников информации, то фамилия Клейн на Екатеринославщине не одинока. Наоборот, тут существовал род Клейнов.        Например, Анастасия Михайловна (1795-1843). Вышла замуж за губернского         секретаря Ломиковского. Была у них совместная дочь. Клейн Михаил Антонович. В 1802 году был в звании подполковника. Служил предводителем                Екатеринославского у. дворянства. Была у него дочь Анастасия. Клейн Александр Карлович. Ротмистр. В 1806-7 годах занимал кресло судьи Верхнеднепровского у. Были и Карл Иванович, и Анастасия Константиновна. [568]. А еще встречаются -   Клейн И.Б., Клейн Э.Е., проживавшие в гор. Екатеринослав по  ул. Больничной, 49. [569].

     Теперь, если, конечно, удастся найти метрические книги Иозефстальского        прихода более раннего периода, нежели 1916 год, можно будет установить Якова и Андрея и разобраться, какое участие они принимали в становлении хут.              Зайцево?

     Но не всё и не всегда зависит от нас. А пока книг нет, можно основательно заняться православными метрическими книгами, которые вполне могут указать на причастность некоторых имен к вопросу становления хутора. А начать, думается, целесообразнее с информации Полторацкого С.И., что «хутор основано в 1910      году», что из числа первых его поселенцев известны двенадцать фамилий.

     Впрочем, попытка проверить эти книги выборочно уже была. Но то лишь попытка. Поэтому и результат неутешительный. А теперь надо бы засесть основательно. Трудоемко, конечно. Долго. Глаза устают. Но - надо. Начинать, как кажется, лучше бы с конца 19, начало 20 века. То есть, «танцевать» вблизи 1910-го года. А первыми читать дела церквей, которые располагались недалеко от хут. Зайцево. А это значит, гор. Павлоград, с. Раздоры, с. Хорошево, с. Булаховка, ст. Синельниково.

     Читать предстоит с ручкой в руке. Не нашел за этот год, поднимайся годом       выше. И так до тех пор, пока не найдутся сведения о первом крестьяне хут.           Зайцево, посетившего ту или иную церковь.
 
     Книг, конечно, придется перечитать уйму, поскольку толком не известно, какую церковь посещали крестьяне хут. Зайцево. Что ж! Вот метрические книги               Николаевской церкви с. Дмитриевка (Булаховка). 1890-1894, 1905 годы. Больше книг нет. Что сказать? И не пахнет тут хут. Зайцево. Ладно. А вот Вознесенская    церковь гор. Павлоград. 1896 год.  И тут – ничего. Успенская церковь гор.              Павлоград. 1889-1900 годы. Думалось: город, мол, а вдруг кто ходил из деревни или хутора? Но и тут - увы! Зайцевских крестьян и в помине нет. Зато фамилий     Зайцев(а) полно. Только и бегают в церковь – то воспреемниками, то                поручителями. Но, наверное, вряд ли Павлоградские Зайцевы могли бы стать                оригиналом, копию с которого перенесли на хут. Зайцево. Не тот уровень, не те                величины!  Зайцевых и в церквах уезда не мало. Опять-таки, не та ценность, чтоб от них пошло название хут. Зайцево.
 
     В книгах Успенской церкви гор. Павлоград нашлась фамилия Зубенко. Она из списка первых поселенцев хут. Зайцево. Однако отчество не соответствует. И      место жительства – не Павлоградский у. Зато, как ни странно, встретилась             историческая фамилия Мазепа. Но, опять-таки, зовут Марк Федорович. Никак        под известного не подходит. Тут, если поразмыслить с юморком, то можно родить такую мысль: а вдруг казацкий вожак «залёг тут на дно» еще в те далекие времена, от шведов, которые слишком прытко гнались за ним, пересидел себе, и живет до сих пор. Но это, конечно, шутка.
 
     Удивляет вот что. Октябрь месяц для церкви – «страда». Одни венчания! Как   правило, солдат и местная девица. Все это хорошо. Даже прекрасно. А вот хут.    Зайцево нет. Уже на горизонте показался 1915-й, а хутор, будто кто спрятал. [570]. Складывается впечатление, что хутора еще не было в натуре. Временные             строения, может, и были – колодцы, кошары, овчарни, курятники, а хутора, как      официального населенного места, нет. Жили, наверное, крестьяне в своих            селениях,  где – дом, земля, семья, а летом ездили сюда на делянку. А как же        тогда быть с утвердительным выводом Полторацкого С.И., что хут. Зайцево, якобы, зародился в 1910 году? Даже месяц указано.

     Видя, что в церквах гор. Павлоград мало что светит, переключился на книги                Николаевской церкви ст. Синельниково, 1900-1901 год; Николаевской церкви с.                Хорошево, 1889-1890, 1898, 1900, 1905, 1908, 1909, 1910 годы; Георгиевской церкви с. Раздоры, 1903-1904 годы. Как ни странно, но в период с 1890 по 1910 годы    крестьян из хут. Зайцево в этих церквах не выявил. Опять, в который уже раз, мучает вопрос: а существовал ли в то время хут. Зайцево, как официальное           населенное место? Ведь сама жизнь была устроена так, что без церкви ни             дворянин, ни крестьянин не могли обойтись. Как сейчас, например, без ЗАГСа, Сельсовета. Родился, скажем, женился, умер – все это требовало документального  подтверждения. Кем? Церквой, конечно же! И еще вопрос: а если хутор и               существовал, то в какую тогда церковь ходили его жители?

     Первый анализ таков. Практически ничего ценного не обнаружено, если не       считать, что Георгиевскую церковь с. Раздоры в 1903 году посетило знаменитое   лицо Павлоградского у. - дворянин Коростовцев Николай Никифорович. Он            регистрировал там факт рождения сына Николая. И всё. Значит, надо                возвращаться в гор. Павлоград. Там еще остались нетронутыми книги церкви       Спаса Нерукотворного Образа. А почему? Да так просто! В одной, вижу, не светит, в другой, в третьей, вот и оставил их.
 
     А напрасно, как оказалось. Именно к этой церкви приписаны крестьяне дер.      Городище. А в ней, как известно, живут землевладельцы Лихачевы. А хут.             Зайцево, якобы, его детище. Так, что придется тормознуть и поработать тут. Повиновался. Начал с первых лет 20 века, так как в книге Полторацкого С.И.         оглашена, повторюсь в который раз, точная дата зарождения хут. Зайцево – 1910 год.
 
     Пришлось опять «тереть» глаза о выцветшие и замаранные страницы. Еще и   почерк, черт возьми, «нечитабельный». Но заметно, что в этом озере можно наловить рыбешки.  А раз так, то сначала надо наловить, посортировать, а потом уже выставить на всеобщее обозрение.
 
     Указанную церковь посещают, как правило, мещане гор. Павлоград, крестьяне с. Городище, с. Александровка, сел Павлоградского у., а также заглядывают сюда проезжие из разных губерний, Курской, например, Орловской. Но всё равно,          больше прихожан из сел Городище и Александровка.

     Вскоре на стол легла целая стопка изученных мною книг. 1902, 1903, 1906, 1907, 1908, 1911, 1915 годы. Кажется, этого достаточно, чтоб сделать первые       выводы. Например, есть ли среди посетителей церкви люди, явившиеся, согласно книге Полторацкого С.И., первыми поселенцами хутора?

     Итак. Сначала - о Зайцевых. Странно выходит: «зайцы размножаются» именно в гор. Павлоград. Конечно, эта фамилия не может решить всё, но хутор-то –          Зайцево! Вот и приходится присматриваться к ней. А их набралось аж девять. Ну-ка, кто они? Просто мещане гор. Павлоград! Лишь один из них прибыл из Курской губ., и обстоятельства привели его в церковь. Все Зайцевы, как правило, записаны в роли воспреемников, поручителей, родителей новорожденных. И поскольку среди них нет значимых личностей, могших повлиять на название хут. Зайцево, то и рассказывать о них пространно не стоит. Что, скажем, даст мещанин гор. Павлоград Зайцев Евдоким Дионисимович, который в 1902 году женился?

     И о крестьянах хут. Зайцево нечего сказать. От 1902 по 1915 год не записаны они в метрических книгах церкви. Что такое? Ведь в книге Полторацкого С.И. сказано, притом, твердо, что хут. Зайцево образовался в 1910 году. А жили бы там крестьяне, ходили бы в церковь. Ибо в церкви – дисциплина: каждого                индивидуально записывают в метрическую книгу с указанием места жительства.  За точность сведений о себе крестьянин лично расписывается в правой колонке   книги.

     Специально «отработал» метрические книги церкви Спаса Нерукотворного Образа за 1915, 1917, 1918 годы. А вдруг там найдутся Зайцевские хуторяне. И эти книги склоняют меня к тому, что жили первые поселенцы хутора в с. Городище, с. Александровке, но только не на хут. Зайцево. Пример. Вот Мамотенко Мария Кириловна. По всем внешним признакам это дочь, якобы, маклера Мамотенко Кирилла Максимовича. Но жила в дер. Городище, и в 1918 году была в церкви в роли воспреемницы. [571].

     Значит, осталась надежда на 12 фамилий из списка первых поселенцев хут.     Зайцево. Кое-что, конечно, попало в «сачок». Получается, что по инициалам         сходятся шесть фамилий. Притом, не шесть фамилий-одиночек, а - шесть групп, с разными именами, но с общим местом жительства. Видно даже невооруженным    глазом, что связаны они родством, общими делами. Например, Мамотенко К.М.   Согласно книге Полторацкого С.И., он оформил сделки и на крестьян, и на свой    участок, и на участок родного брата – Романа Максимовича. И потом, из рассказов старожилов, они жили в с. Зайцево аж до войны (1941-43), тут же Романа                Максимовича и его сына немцы расстреляли. Да, не везло этой семье! Даже по     крохотной информации можно так утверждать. Помнится, 19 декабря 1898 года  у него от дифтерии умерла дочь Евдокия. А ей-то было совсем ничего – год и          десять месяцев. Крошка.  [572].

     А о Кирилле Максимовиче мало сведений. Хотя, согласно существовавшим      правилам, за работу маклером положено вознаградение в виде комиссионных. А это отразилось бы в каком-то документе. Но такового нет.
   
     Гнездышко Мамотенко располагалось в с. Городище. С 1899 по 1900 год в                метрических книгах нашлось шесть Мамотенко: Ефим Максимович, Роман            Максимович,  Павел Максимович, Кирилл Максимович, Иван Максимович, Антоний Максимович. [573]. А в 1902-3 годах встречается, например, Иван Иванович,          Федор Михайлович – поручик.  [574]. Эти, судя по отчеству, никакого отношения не имеют к Мамотенко К.М., просто - однофамильцы.

     Позже, как рассказывают алфавитные книги ГАДО, эта фамилия стала умножать число жителей с. Маврина. Например, в 1924 году там родился Иван, отцом которого являлся Мамотенко Емельян Домаха, 32 года; Екатерина: отец – Мамотенко Василий Ефимович, 31 год, мать – Параскева Николаевна; Ольга: отец – Мамотенко Денис Михайлович, 36 лет, мать – Неонила Харламовна. [575].
 
     В метрической книге написано, что Мамотенко К.М. - запасной унтер-офицер,   то есть, младший офицер, в переводе на доступный язык, сержантско-                старшинский состав, из с. Городище. [576]. Со званием, как бы, и понятно, а что    такое – запасной? А дело вот в чем. В те годы на службу призывали в возрасте 21 год. Служили 4 года. По окончании службы солдат не демобилизовывался, как      нынче, а отпускался на 9 лет в запас. Если отечество сочтет нужным, то в этот      промежуток времени его могут призвать на службу. Вот почему в метрических       книгах от формулировок «запасной солдат», «запасной унтер-офицер» рябит в глазах.
 
     Документального подтверждения, конечно, нет, но есть предположение, что     служил Мамотенко К.М. в 135-м Керчь-Еникальском пехотном полку, который еще в 1863 году перебросили в гор. Павлоград. Штаб его занял северную часть             города, а солдаты были распределены по частным квартирам. Штабы же               батальонов размещались в с. Богдановка, с. Дмитриевка, с. Петропавловка. А       роты рассредоточены по населенным местам, примыкающим к гор. Павлоград.    Стоял там полк до начала первой мировой войны, а в 1914 году ушел воевать. [577].

     Нашлась одна-единственная метрическая книга полка. 1882 год. Как раз в том  году в качестве командира полка был Обер В.Л. Из других источников                установлено, что в 1890-1897 годах командиром был Эльш В.Ф., с 1907 -1912 годы – Транковский Ф.Н. [577]. К сожалению, не встретились в книге знакомые               фамилии, в первую очередь – Мамотенко К.М.
 
     Веет от книги историей. Вот, например, на обложке написано: «От благочинной 34-й пехотной дивизии, священника 134-го Феодосийского пехотного полка            Виссариона Яблокина…». Трогает! Но беда в том, что почерк в книге настолько    мелкий (мельче не встречал) и неразборчивый, что лишь зрение гробит. И все же, удалось ее дочитать. [578].

     Что ж! Значит, надо уходить на «другой объект». Но, прежде, чем уйти,              хотелось бы рассказать, что полк, как бы, и самый заурядный, но с интересными  штришками истории. Об одном из них прямо-таки не терпится поведать. Дело       было 18 ноября 1874 года, то есть, когда руководство Лозово-Александровского   участка железной дороги, отметившее всего лишь год и один месяц с начала строительства, осуществляло плановую остановку царского поезда на ст.              Павлоград.

     Александр 2 вышел на перрон в хорошем расположении духа, смуглый,             спокойный, с еле заметной улыбкой - больше в душе, нежели на лице. Кто знает, может, оттого, что перрон утопал в множестве отутюженных офицерских               мундиров, присланных сюда командованием 135-го Керчь-Еникальского полка. Тут были и встречающие, и официальный караул охраны. И как только командир представил полк, офицеры прошли перед государем строевым шагом. Царь внимательно смотрел. А после все сгрудились вокруг него. Завязалась беседа. Каждому казалось, что царь – это нечто недоступное, а он, видите, какой простой, открытый, доброжелательный. Видимо, в связи и по поводу такого события, свита его и расщедрилась, угостив военных по стопке крепенькой водочки.

     Кому повезло там быть, никогда не забудет высокий красивый лоб царя,           бакенбарды, усы. [579]. И кто бы мог подумать, что этот добродушный человек     через семь лет (1881) погибнет в связи с терактом в отношении него! [580].

     Эх, сколько читано-перечитано о полке! Даже нашелся довольно-таки                пространный список награжденных воинов до 1915 года. По нему видно, что          служили там и украинцы, и молдоване, и татары, и турки, и немцы, и евреи. Нашел Зубенко Поликарпа - прапорщик. Награжден Орденом Святой Анны 3 ст. с мечами и бантом. [581]. А, между прочим, в списке первых поселян хут. Зайцево есть        Зубенко Карп. Сказать, что это он, его наградили, так имя - Карп, а не Поликарп. Интересно, а что интернет скажет – есть ли разница? Да, Поликарп – это полное   имя, а Карп – его синоним. Но, учитывая, какая в те годы была грамота, вполне    можно принять это за механическую ошибку. По аналогии, например. В                метрических книгах часто встречалась фамилия - Всякий, Всякая. Но попадалась и – Усякая. [582]. Так, что…
 
     А вообще, фамилия, имя – это нечто сугубо индивидуальное. Там, где люди     долго живут в одной группе, привыкли, например, что Иван – есть Иван. А              поселись тут Рахиль, сразу насторожит. А ведь Рахиль – обычное имя, как Иван,   только этот иудей. Пришлось как-то читать метрическую книгу Синагоги гор.         Павлоград. Думалось, Реймер найдется,  Фрезе, Браун. Куда там! Во-первых,       почерк такой, что глаза бунтуют, во-вторых, фамилии, имена, если ты не из той группы, не воспринимаются. Вот, выборочно: Сара, Лея, Бейла, Самуил, Лейба,   Иудис, Хая, Бася, Эйда, Роза, Яков, Исаак, Зельда, Соломон, Песах, Хана, Аарон, Ципа, Ита, Гудя, Файвель, Элька, Фрейда, Неха, Куня, Можей, Мендель, Сима. А искомые - не нашлись. [583].

     И наших (русских, украинских) имен тоже не мало, от произнесения которых, порой, улыбка на лице появляется. Алфавитные книги ГАДО 1920-30-х годов, например, ими пестрят. Вот некоторые из них: Векла, Приська, Мотря, Калина, Палажка, Оришка, Горпина, Мотря, Гаша, Явдоха, Акулина; мужские – Илько, Сила, Домаха. Что ж, время меняет всё! В том числе и… Была «Выпись о смерти», стала - «Запись…».
 
     Фамилия Мамотенко в метрических книгах встречалась 17 раз. А поскольку     Мамотенко К.М., как бы, выделяется на фоне иных – «должностью», то, кроме       перечисленных уже близких ему людей, не лишнее добавить остальных. Родство, перефразировав поговорку, надо знать в лицо. Вот перечень. Тут и жены, и иные линии Мамотенко. Мария Ефимовна. Иван Павлович. Мария Семеновна. Мария   Ефимовна. Петр Антонович. Ксения Антоновна. Иван Иванович. Ксения                Романовна. Ефимия Яковлевна. Василий Михайлович. Марина Степановна…

     Все они жили в с. Городище. А Анна Евдокимовна – в с. Маврина. Встречались в церкви в качестве воспреемников, поручителей, и видно, что переплелись с        теми  фамилиями, кто, якобы, был первым поселенцем хут. Зайцево.

     Вот, к примеру, Мамотенко Кирилл Максимович. Наверное, грамотный, умный, добрый, раз пригласили на роль маклера. Впервые он нашелся в метрической книге 1902-3 года. Выступал в качестве воспреемника при крещении дочери          семейства Кулиш С.А. А с ним, в таком же качестве, была Савченко Евдокия         Лукинична – тоже фамилия из списка первых поселенцев хут. Зайцево. В том же   году они с женой, Софьей Андреевной, крестили новорожденного сына - Николая. [584].

     В метрической книге 1907-8 годов опять они с женой, Софьей Андреевной,       крестили новорожденного сына Павла. В том же году венчалась Мамотенко          Ксения Антоновна с Бузоверей Михаилом Максимовичем, а в роли поручителя выступил Кирилл Максимович. [585].

     Следующая фамилия из списка первых поселенцев хут. Зайцево - Кулиш Е.     Отчество, к сожалению, в книге не проставлено. Но найдено еще 19 Кулишей. Вот среди них и придется искать имя на букву «Е». Никита Симонович. Живет в с.       Городище. Сергей Андреевич. Никита Михайлович. Все из Городища. Филипп       Михайлович. Григорий Михайлович. Дарья Максимовна. Евфросиния Семеновна. О, имя под букву «Е» подходит. Но – надо дочитать. Фекла Сидоровна. Никита      Семенович. Григорий Михайлович. Никита Михайлович. Трофим Семенович.        Оплиний Михайлович. Савелий Алексеевич. Агафия Сергеевна. Сидор                Михайлович. Федот Семенович. Параскева Захаровна. Николай Григорьевич.       Иван Семенович…

     Теперь можно примерить, чье имя подходит под букву «Е»? Пока лишь одно –              Евфросиния Семеновна. Но всё ли сходится на сто процентов? Пока рано делать вывод. Отчества-то нет. А эта – Семеновна. Приходится пользоваться обходными путями. Вспомнилось, когда изучал метрические книги Николаевской церкви с.     Хорошево за 1916-19 годы, то там встречалась фамилия - Кулиш? Так, так! Ну-ка, что скажут записи? Ага, точно! 7 января 1919 года, день Рождества Христова,       крестьянин хут. Букревки Букреев Александр Прокофьевич, 36 лет, вторым            браком, венчался с крестьянкой хут. Зайцево Кулиш Еленой Александровной, 33   года, вторым браком. С его стороны поручителями были: крестьяне с.                Елизаветовка - Панченко Семен Тимофеевич и Костенко Василий Митрофанович, а с ее – крестьяне хут. Букреевка - Букреев Косма Григорий и Букреев Петр           Иванович. Интересно! Хутор Зайцево! Но – 1919-й! [586]. Далековато от 1910-го. И отчество не совпадает.
 
     Мысль: хорошо, если в метрических книгах церкви Спаса Нерукотворного         Образа Елена не встречалась, то может удасться по отчеству вычислить ее          родственную связь. Александровна! Ну-ка, ну-ка, кто у нас Александр в дер.          Городище? Нет Александра. Значит, члены этой семьи, наверное, посещали         другую церковь. Но   как Елена оказалась в 1919 году на хут. Зайцево? Неужели   хутор, как пишет Полторацкий С.И., действительно,  заселили в 1910 году?

     Эта фамилия (Кулишь) встречается и позже. Например, в книгах Булаховского СС. В 1924 году в с. Маврина засвидетельствовано рождение двух девочек и мальчика. Мария, отец которой – Кулишь Иван Ефимович, 24 лет, мать – Александра Иосиповна, 24 лет; Анна – отец Кулишь Иван Федорович, 33 лет, мать – Акулина Никоновна, 33 лет; Иван – отец Кулишь Сидор Никитович, 23 лет, мать – Мария Гавриловна, 23 лет. [587].

     Далее. Ранее встречалась фамилия Савченко Е.Л. Ее звали, как выяснилось,               Евдокией Лукиничной. В церкви она выступала в роли восприемницы во время      крещения новорожденной дочери Кулиш С. А. Но у того Савченко, что числится в       списке первых поселенцев хут. Зайцево, инициалы «Л. Д.». Так, так. Бумаги, бумаги. Выясняется, что костяк этой фамилии собрался в дер. Городище.             Нашлось 32 фамилии! Вот они. Федор Степанович. Леонтий Михайлович.              Степан Трофимович. Мелания Никифоровна. Семен  Игнатьевич. Акулина            Ивановна. Василий Евдокимович. Мария Семеновна. Денис Михайлович. Мотрона Трофимовна. Агриппина Терентьевна. Иван Евдокимович. Артем Трофимович.     Анастасия Дмитриевна. Леонтий Данилович. Алексей Семенович. Андрей             Максимович. Аким Андреевич. Иван Петрович. Василий Семенович. Анастасия                Никифоровна. Лукия Лазаревна. Александр Прокофьевич. Даниил Петрович.        Даниил Степанович. Артем Трифонович. Андрей Семенович. Наталья Ивановна.  Ксения Степановна. Михаил Иванович. Иван Степанович. Евдокия Лукьяновна.

     Если исходить из инициалов «Л.Д.», как указано в книге Полторацкого С.И., то из списка жителей дер. Городище, носящих фамилию Савченко, подходит             Леонтий Данилович. А он, интересно, в качестве кого выступал в церкви? С кем    связан он родством или приятельскими отношениями? Ага! В 1908 году Савченко Леонтий Михайлович с женой Агриппиной крестили новорожденного сына             Анатолия. В списке воспреемников числится и Леонтий Данилович, то есть, «Л.    Д». Если сопоставить их отчества, то явно видно, что они разных отцов дети. На    братьев тоже не «тянут». А вот имена у них одинаковы – Леонтий. Как говорят в    народе, тезки. А, может, друзья, товарищи, приятели? Затем в 1911 году Леонтий Данилович трижды выступал в качестве воспреемника у односельчан…

     А кроме того, позже фамилия Савченко встречается в с. Булаховка. В 1925 году там, например, родился Иван, отцом которого был Петр Иванович Савченко, 21 год, мать – Гаша Тимофеевна, 19 лет; Иван – отец Роман Иванович, 24 лет, мать – Мария Федоровна, 25 лет. [588]. Годом позже в Булаховском СС состоялось бракосочетание между хлеборобом д. Алексеевка Павлоградского у. Савченко Тимофеем Пантелеймоновичем, 24 лет, и домохозяйкой с. Троицкое того же  уезда Твердохлебовой Василисой Степановной, 19 лет. [589].

     Следующая фамилия из списка – Ярошенко И. Опять - без отчества! Выходит, что приходится заниматься не просто изучением метрических книг, а вести            следствие. И его гнездышко удалось найти. Правда, не в с. Городище, а в с.                Александровка, которая – почти рядом. И здесь, видимо, придется идти                опробованным путем. Составить список из фамилии, а их 41 единица, а потом      примерять букву «И» к каждому.

     А список получился таким. Трофим Павлович. Моисей Иванович. Никита          Ивановиич. Стефан Павлович. Яков Онуфриевич. Евдокия Григорьевна. Петр      Поликарпович. Стефанида Ивановна. Фекла Митрофановна. Семен Логвинович.  Агафия Игнатьевна. Мелания Онуфриевна. Иван Афиногенович. Алексей Харитонович. Карп Логвинович. Терентий Филиппович. Параскева Гордиевна. Мелания Сергеевна. Варвара Митрофановна. Георгий Харлампиевич. Елена Трофимовна. Кирил Ли (не читается) ьевич. Александр Спиридонович. Терентий Дионисимович. Александр Стефанович. Иван Иванович. Митрофан Филиппович. Александра Тимофеевна. Петр Стефанович. Митрофан Стефанович. Дарья Логвиновна. Екатерина Трофимовна. Федор Евсеевич. Алексей Харлампиевич. Кирик Александрович. Александр Тимофеевич. Петр Федорович. Яков                Харлампиевич. Моисей Иванович. Онуфрий Иванович. Дарья Иоанновна.

     Вообще, фамилия Ярошенко, хоть и имеет корни в с. Александровка, но в                незначительном количестве есть и в с. Городище, и в гор. Павлоград. Но,              учитывая, что здесь больше интересует не просто фамилия, а имя на букву «И»,   то зачем перечислять «иногородних». Среди сельских надо искать.

     А теперь – к анализу. Так, так. Интересует имя на букву «И». Ну-ка! Ага, есть    вот – Иван Иванович, Иван Афиногенович. С двумя, конечно, сложнее. Но ничего. И так, кто они? Иван Иванович, например, крестьянин с. Александровка, 6 августа 1902 года с женой Агафией крестили новорожденных близнецов Павла и Анну. [590]. 26 октября 1908 года в их семье, видимо, что-то произошло, и Иван              Иванович вступил в законный брак с крестьянкой с. Городище Прилипкиной          Федорой. Неизвестно, сколько ему было лет, но ей - 22. Странно! А в метрической книге оба числятся, как – «первым браком». [591].

     А вот Иван Афиногенович – крестьянин с. Александровка. В 1907 году с женой Ириной Ивановной крестили новорожденную дочь Марию. [592]. В 1908 году они   же крестили новорожденную дочь Василису. [593]. А в 1911 году крестили              новорожденного сына Петра. [594]. В 1915 году они же крестили новорожденного  сына Константина. [595].

     Следующий – Зубенко Т. Л. Тут тоже – старая, надежная схема. Перед глазами перечень фамилий. Все они из с. Городище. 33 единицы. Григорий Иванович.       Игнатий Степанович. Савва Иванович. Василий Иванович. Лука Иванович. Карп   Лукьянович. Христина Никитична. Иоанн Григорьевич. Емельян Степанович.          Мария Васильевна. Мария Гавриловна. Никита Иванович. Дарья Лукьяновна.       Мария Никитична. Трофим Прокофьевич. Александр Акимович. Прокофий             Васильевич. Иосиф Григорьевич. Корней Лукьянович. Иван Савельевич.               Емельян Сергеевич. Евфросиния Семеновна. Василий Прокофьевич. Мотрона      Петровна. Анна Прокофьевна. Терентий Лукьянович. Пантелеймон Васильевич.   Агафья Дмитриевна. Пелагея Савельевна. Евгений Сергеевич. Евфросиния         Пантелеймоновна. Параскева Савельевна. Федор Акимович.

     Как и в предыдущей фамилии, тут кое-кто проживает в гор. Павлоград. Но их                инициалы не подходят. Надо искать среди сельских «Т.Л». Ага, вот - Терентий                Лукьянович. Единственный! Тут легче. В 1915 году он с женой Евфросинией жил в с. Городище и крестил дочь Марию. Восприемниками у них были крестьяне с.        Городище Кулеш Параскева Захаровна и Петренко Семен Кис (не читается) лиш. [596].
 
     Петренко И. Л. Тоже из с. Городище. 20 однофамильцев! Никита Лазаревич.                Екатерина Климентьевна. Антон Григорьевич. Сергей Сергеевич. Григорий           Антонович. Параскева Филипповна. Арсений Галактионович. Арсений Акимович.  Филипп Григорьевич. Леонтий Лазаревич. Василий Васильевич. Никита Лазаревич. Евгений Галактионович. Федор Сергеевич. Семен Квате (не читается) ович. Марья Яковлевна. Семен Кос (не читается). Дарья (не читается) овна. Аким Кондратьевич. Леонтий Лазаревич.  Вот и всё.

     Есть несколько фамилий «Петренко», проживавших в иных населенных             пунктах. Например, в с. Маврина – Иоанн Данилович. 9 мая 1911 года он вступил в законный брак. Есть Петренко Иван Данилович, тоже оттуда. Есть Петренко          Галина Филипповна – крестьянка Булаховской в. Петренко Петр Никифорович -     живёт в гор. Павлоград. А Петренко Ирина Ивановна проживает в с. Раздоры.      Имена троих сходятся, а отчества –   нет.
   
     Что ж, такая у краеведа работа. Тут надо пыхтеть, а по-сельскому – пахать. Ладно. Следующая фамилия -     Пироженко Г.Л. Ну-ка, сколько их? О, этих всего 9! И гнездышко тоже – в с. Городище. Так, так. Мария Васильевна. Никита Никитич. Алексей Никифорович. Окианий Никитич. Анисим Никитич. Иван Евдокимович. Петр Григорьевич. Ипполит Иоаннович. Захарий Тарасович. Плюс, Михаил Федорович – из с. Вербки, Сергей Матвеевич – из с. Маврина. К сожалению, никто не подходит под инициалы «Г.Л»…

     Малык И.П. Рука собралась писать, но глаза, пробежавшись по списку-выборке, успокоили. Или нет такой фамилии, или ходили не в эту церковь. И вообще, если они не  из этой округи (с. Городище, с. Александровка), то стоит ли тратить на них время. Верно  писал Полторацкий С. И., что, кроме крестьян Лихачева, в заселении хут. Зайцево принимали участие и крестьяне иных населенных мест,    скажем, Павлоградских хуторов. Но если кого из них и не удастся установить, то   пир и без них состоится. Тут, главное, определиться с костяком.

     Следующий? Ага, Поденко. Их, правда, два. У одного имя начинается на букву «И», у   другого на – «П». А можно попробовать провести их общей строкой. Итак. В с. Городище таковых нет. Есть в с. Маврина. В списках 1908 года промелькнули Гликерия Анатольевна и Елисей Емельянович. Но по инициалам оба не подходят. А по с. Александровка в 1915 году записан Илья Евдокимович. На первый взгляд, имя могло бы  сойтись. Так, так. Да, действительно, был он в качестве поручителя у Пироженко Ивана Евдокимовича, жителя с. Городище, когда тот с женой            Пелагеей крестили новорожденного сына Ивана. Вот и всё.
 
     Хотя, стоп! Вспомнилось. Как-то «за компанию» пришлось копаться в                метрических книгах Рождественско-Богородической церкви с. Лиманское               Новомосковского у. От хут. Зайцево, если напрямую, это не далеко. А вдруг, мол,  кто и сюда ходил-ездил из хутора. Ведь ту церковь, как выяснилось, посещали        крестьяне Булаховской, Раздорской в., дер. Ново-Николаевки, Плакидовки,          Шатохино. И, птфу, птфу, нашлась одна интересная запись. 21 апреля 1919 года там венчался Яков Трофимович Антипов, вторым браком, проживающий в Орловской губернии, с Евфросинией Аврамовной Козловой, первым браком, из дер. Шатохино Павлограского у. А свидетелем с её стороны был Илья Евдокимович «Педенко». Бросились в глаза и имя, и отчество, и фамилия - Педенко. Не ошибка ли? Может, всё-таки, Поденко? Так оно и есть. Записывают-  то на слух. Вот и исказили буковку. На самом же деле, это и есть тот самый Поденко Илья Евдокимович, что из с. Александровка. Только тут он записан, как   со ст. Зайцево. Работал, наверное,  там?
 
     Есть в книге одна запись. Она к теме никакого отношения не имеет, просто – попутчик. Но как о ней умолчать. 1 января 1922 года записано семь «убиенных      самосудом», как бандитов (Екатерина, Елена, Зиновий, Иоанн, Роман, Аврамий,  Илларион). Все они - жители с. Лиманского. Похоронили их «за селом в степи»…
   
     Далее. Скорик Г. Так, так. Оказывается, такой фамилии в метрических книгах нет. Петренко М.Л. Тоже инициалы не совпадают. Хотя отчество иногда – на такую букву. Что ж, и такое бывает…

     Такие вот пироги! Во-первых, просматривается закономерность: почти все,       найденные в метрических книгах фамилии первых поселенцев хут. Зайцево, живут себе в своих селах, и о хут. Зайцево (может быть даже) не думают. А на календаре ведь – 1915-й. Если более тщательно проанализировать список-выборку из метрических книг церкви Спаса Нерукотворного Образа гор. Павлоград (1902-3, 1908, 1911, 1915), то окажется, что Кулиш Елены Александровны там нет. Кроме того, нет имени Александр, который мог быть её отцом. Но встречалось много Семенычей, что говорит о наличии там второй ветви фамилии Кулиш.

     Неизвестна судьба Ярошенко Ивана Ивановича после 1908 года. Там он еще   числится по с. Александровка. Но второй Ярошенко (Иван Афиногенович) вплоть до 1915 года проживал с женой и немалым количеством детей в с. Александровка. Также дважды в 1915 году записан крестьянин с. Городище Зубенко Терентий Лукьянович. В 1911 году Мамотенко Кирилл Максимович еще числится за с. Городище. Его жена, Софья Андреевна, и в 1908 году есть в книге, как восприемница от с. Городище. А по книге Полторацкого С.И., хут. Зайцево основано в 1910 году. И Савченко Леонтий Данилович в 1908 году живет в с. Городище.

      Основные гнезда семей (первых поселенцев хут. Зайцево) находятся в с.         Городище, а остальные – в с. Александровка, с. Маврина, гор. Павлоград.             Прослеживается такая линия. Крестьяне с. Городице и с. Александровка прямо-    таки повязаны между собой узами дружбы: ходят друг к другу в восприемники,      поручители. Иногда замечается это и  относительно крестьян с. Городище и гор.  Павлоград. Короче, чувствуется, что между фамилиями (поселенцами хут.            Зайцево) давно сложились дружественные отношения, дающие право думать, что как только было объявлено о продаже земли на хут. Зайцево,  так все дружно туда и «побежали», купили участки и образовали сель. Товарищество. А когда? Год интересует! И еще, как вариант. А могли в первые годы существования                Товарищества жить по своим усадьбам (так и регистрировались в церкви), а на     хут. Зайцево ездили работать. Ведь Товарищество называлось - «на базе хут.      Зайцево». Кстати, замечено, что крестьяне иных сель. Товариществ обязательно регистрировались в метрических книгах, если оттуда ходили в церковь. Например, встречалось Павлоградское сель. Товарищество в 1902 году. Третье. Какую         фамилию, из числа найденых, можно считать совпавшей со списком первых          поселенцев хут. Зайцево? Без сомнения, Мамотенко Кирилла Максимовича. Но и  тот еще в 1911 году числился за с. Городище. Остальных, поскольку отчеств либо нет, либо они не соответствуют, нужно дорабатывать. А таких фамилий, как Малык И. П., Поденко И., Поденко П., Петренко М. Л., Скорик Г. вообще в книгах   нет…
 
     Вообще, метрическая книга – это не просто книга, это документ, притом такой, лучше которого, в части сохранения исторических сведений, не всегда найдешь. А раз так, то пришлось попутно выписывать фамилии, из числа видных, конечно,     попавших в метрические книги. Уж чего, чего, а их тут хватает. Замомним.             Потомственный Почетный гражданин Петров Дионий Наумович, Зарудный Андрей Павлович, Коростовцев Александр Александрович, Личный Почетный гражданин  гор. Павлограда Таллер Александр Альбертович, Мороховец Петр Иванович, коллежский асессор Адамович Леонид Игнатьевич, Потомственный дворянин Муравьев Владимир Михайлович, Личный дворянин Кайдашев Василий Лукич, Потомственный Почетный гражданин Процевич Никодим Андреевич, Потомственный Почетный гражданин Желтоногов Алексей Федорович, Почетный  гражданин Коншуков Дементий Пантелеймонович, Потомственный Почетный гражданин Тонстинов Владимир Александрович, Потомственный Почетный гражданин Ластовецкий Михаил Иванович, Потомственный Почетный гражданин              Процевич Даниил Максимович, Потомственный Почетный гражданин Лоняков Иван Петрович, Потомственный дворянин Бонч-Богдановский, Потомственный Почетный гражданин Еверемий Васильевич, Потомственный Почетный гражданин Чехов Назарий Исаакович, Коростовцев Вячеслав Вячеславович, надворный советник Адишевич Леонид Игнатьевич, Потомственный дворянин Шаталов Михаил Михайлович, Потомственный Почетный гражданин Терек Андрей Артемович, Абаза Иван Апполонович, Помомственный Почетный гражданин Чехов Исаак Васильевич, Потомственный дворянин Бончъ-Богдановский Михаил Михайлович. И так далее. Но список, при желании, мог бы быть длиннее.
 
     А закончить хочется фамилиями, которые не совсем обычно звучат. Например.            Золотопуп, Несмашный, Дурнобунев, Господь, Всякий, Любимый, Страшный,        Кадыгроб, Веревка, Цюцюрман, Полуцыган, Жуть, Гниларыбка, Пятырня,               Золотенький, Нехай, Шийка, Профатилов, Могила, Гай, Банда, Зануда, Неокурин, Пробийголова, Очко, Крыля, Хлыпало, Нагнибида, Дулькин, Забигай,                Крыворотченко, Собака, Петля, Сыворотка, Гоця, Заиць, Пакуль. Кстати, о               последней фамилии. Есть быль. Приехал в село на постоянное  место жительства крестьянин и сказал, что - из с. Пакули. Тут же появилась шутка: ты, мол, откуль? Из Пакуль! А есть фамилия «Шийка», так её как только не писали – и Ш1йка, и      Шейка. Есть – Золотенька, Несмашный…

     Короче, всего много в метрических книгах, а вот Лихачевых и их хут. Зайцево,  увы, нет и всё. А раз нет, значит, надо искать. Что ж…
 
     Поскольку метрические книги Николаевской церкви ст. Синельниково                выборочно изучены, решено покопаться еще в книге 1906 года. А вдруг! Как и       ранее, так и сейчас встретились необъяснимые явления: жители пос.                Синельниково почему-то не посещали свою церковь. А почему? Наверное, ходили по привычке, либо в Лубянскую, либо в Хорошевскую. А сюда часто шли люди       заезжие: из дальних и ближних губерний. А из Павлоградского у. посещали чаще  всего, например, крестьяне населенных мест Булаховской в.: с. Межиричи, хут.    Букреевка. Особенно бросились в глаза Букреевы, из одноименного хутора. И       венчались тут, и отпевали умерших.
 
     Они же почему-то и Успенскую церковь с. Елизаветовка Новомосковского у. облюбовали. А вот хут. Зайцево всё нет. Захлопывая обложку книги, в голову ворвались мысли. Первая. Ах, как ласково писали слово - дер. Татарка: «Татарочка!» Сколько тепла, сколько нежности! Вторая. Удивило слово -                «заглазно», то есть, по-современному – «заочно». Например, восприемником был «заглазно» - такой-то. [597].

     Пришлось снова вернуться к метрическим книгам церкви Спаса                Нерукотворного Образа гор. Павлограда. Может, даже от неудовлетворенности. На столе 1907-1908 годы. Несмотря на то, что тут уже многое найдено, «багаж» всё-таки пополнил. Вот в 1907 году крестьянин с. Городище Мамотенко Роман     Максимович с женой Пелагеей Тарасовной крестили новорожденную дочь Марию. А воспреемником у них был Мамотенко Иван Павлович. Жила в с. Городище         Мамотенко Марта Семеновна. В 1908 году крестьянин с.  Городище Мамотенко Павел Максимович с женой Анной Тарасовной крестили новорожденного сына Стефана. Мамотенко Петр Антонович из с. Городище с женой Натальей Давидовной крестили новорожденную дочь Марию. Мамотенко Софья Андреевна (знакомая уже: жена Кирила Максимовича) была в  качестве восприемницы. А вот и Ярошенко Иван Афиногенович, что из с. Александровка. Оказывается, он, хоть  уже и 1908 год, живет еще до сих пор по старому месту жительства, и ни на какой хут. Зайцево не переезжал. Именно в том году они с женой Ириной Ивановной крестили новорожденную дочь Василису. Значит, опять вывод такой же: хут.  Зайцево либо не заселился еще, либо его первые поселенцы жили по своим старым адресам, а туда ездили на работу. Встретился Мамотенко Василий  Максимович, видимо, брат Кирилла Максимовича, который проживал в с.   Маврина, а в этой церкви с женой Акелиной Платоновной крестил новорожденную дочь Параскеву. [598].
 
     Не найдя в книгах 1907-1908 годов хут. Зайцево, решено заглянуть в книги                Николаевской церкви с. Хорошево за 1909-1910 годы. Опять – осечка. [599].          Получается, что до 1910 года уже всё исследовано. Надо подниматься выше. Ладно. Вот 1911-1913 годы. Успенская церковь с. Елизаветовки. Букреевы, впрочем, из    хут. Букреева были там частыми посетителями. А вдруг, подумалось, и крестьяне хут. Зайцево там. Опять важная деталь. Посещали, оказывается, церковь               крестьяне «Павлоградского сельского Товарищества». Это, впрочем, не первая    запись о Товариществе. А где же Зайцевское?  Годы-то уже - под 1913-й! Значит, опять вывод старый. Стоит ли его повторять?
   
     В этой церкви, кстати, самая ходовая фамилия Дурноляп. Проживал в с.           Елизаветовке. Успевал многих крестить, быть и восприемником, и поручителем.   Этакой, знаете, современный активист. [600]. Дай Бог, как говорится, ему               здоровья. Делал-то он всё, наверняка, от души.

     В книгах нашлась такая запись. 3.02.1913 года крестьянин дер. Городище        Пирог Иоанн Григорьевич (разъяснено слово «Пирог»: «он же Пироженко»), 20     лет, холост, венчался с крестьянкой хут. Шатохино Булаховской в. Костенковой    Пелагеей Митрофановной, 18 лет, девица. Поручителем у него был от с.       Городище Петренко Сергей Сергеевич. Кто этот Пироженко? Оказывается, отец у него – Пироженко Григорий, тот, что числится в списке  основателей хут. Зайцево. Значит, и отец, и сын проживали в это время в с. Городище. [601]. А на календаре – 1913-й!

     Еще интересная информация. В метрической книге сказано, что 18.03.1913       года у Букреева Федора Алексеевича, что из одноименного хутора, умерла жена, потом через месяц – дочь Мария. И это навело на мысль, что какой-то, помнится, из Букреевых в 1919 году венчался с крестьянкой хут. Зайцево Кулеш Еленой       Александровной? Да, есть такая запись. Только венчался не Федор Алексеевич, а Александр Прокофьевич. Их там, на хуторе - Букреевых, хоть пруд пруди: и            однодворцы, и крестьяне. Видно, одно большое семейство. [602].

     Ещё рывок. Опять - церковь Спаса Нерукотворного Образа гор. Павлоград.                Захотелось заглянуть в метрические книги датой выше, нежели 1913 год. Ну, вот, пожалуйста, 1917-1918! А вдруг там найдется хут. Зайцево. Ведь в какую-то           церковь должны были ходить хуторяне? Кстати, и работники ст. Зайцево, к            удивлению, еще не раз в книгах не встретились. Процесс пошел. Почерк, правда, мелкий и корявый. «Радость» для глаз! Но читать надо. Как говорил поэт              Маяковский В.В., часто приходится, мол, перерыть горы руды ради одной               крупинки золота.

     Бросается в глаза, что в 1917 году первые поселенцы хут. Зайцево уже не жили в с. Городище и с. Александровка. Кто знает, почему! Либо уже переехали на хут. Зайцево, либо призваны на службу. Революция ведь! Хотя, стоп! Революция –      революцией, а крестьянки рожают не меньше, чем в прошлые годы. Среди нужных фамилий нашлись Мамотенко, Пироженко, Кулиш. Но, судя по записям, то всё -    либо женщины, либо люди пожилого (не призывного) возраста. А вообще,              немалую часть книги стали занимать Павлоградские мещане, крестьяне, из иных  губерний стало больше посетителей. А хут. Зайцево нет.
 
     Но вот ступил на порог 1918-го, и картина в корне изменилась. Чем же,              интересно читателю? А вот чем! Вобьем в этом месте в землю колышек! Написано: 9.02.1918 года крестьянин «Павлоградской волости поселка Зайцево» (слышите: поселок Зайцево!) Дегтя(р)енко (буква не читается) Павел Зиновьевич с женой Мотроной Онуфриевной крестили новорожденного сына – Никифора. А       восприемниками были крестьяне пос. Зайцево - Зубенко (И.О. не читается) и        Петренко (И.О. не читается). Да уж! Открытие! Конечно, то, что писарь записал     хутор посёлком, то, скорее, так, «на глазок». Хотя, и словари говорят, что поселок - «это первоначально небольшой населенный пункт». Разумеется, без церкви. А до церкви ему еще «плыть и плыть». А вообще, разве это сейчас важно? Главное, что хут. Зайцево нашелся. Но на календаре-то 1918-й! Значит, опять – вывод: до 1918 года хутор мог существовать, сель. Товарищество – тоже, но,  как ни крути,   не получается, чтоб он был официальным населенным местом. Могли купить        крестьяне землю, но как жили в прежних деревнях, так и оставались. А в 1918 году что-то изменилось. И волость, кстати, четко обрисовалась: сначала думалось, что – Булаховская, а она – Павлоградская. [603].
 
     Опять - запись. На той же странице. 10.02.1918 года крестьянин «Павлоградской волости поселка Зайцево» Петренко Сергей Сергеевич (запомним это имя!) с женой Дарьей Иоанновной крестили новорожденную дочь Анну. Подобная            фамилия, помнится, с такими же инициалами, уже встречалась. Где?                Оказывается, в 1913 году венчался Пироженко (Пирог) Иоанн Григорьевич, а            Петренко Сергей Сергеевич был у него поручителем. Тогда они оба еще жили в   дер. Городище, а теперь, значит, Сергей Сергеевич перебрался на хут. Зайцево. [604].
 
     Так! В этом месте стоп, кони! Значит, получается, что в начале 1918 года хутор (посёлок) Зайцево уже регистрируется в метрических книгах. Хорошо. А до этого мы его не находили до 1913 года. Но у меня есть возможность к 1913-му еще один год добавить – 1914-й. Смотрите. Именно в том году появилась карта Павлоградского уе., и на ней ст. Зайцево значилась, а хут. Зайцево – нет. [605].
   
     Что ж, пусть даже понемногу, но каждая метрическая книга что-то дает. А если потом  всю информацию просеять-провеять, как говорится, вот и - картина.           Например. Во время изучения последней метрической книги встретилась              фамилия Мамотенко. Это женщина. Мария Кирилловна. Отчество ее говорит о том, что она - дочь Кирилла Максимовича… [606].
   
     А сколько раз приходилось возвращаться к церквам! Вот еще раз - Успенская   церковь с. Елизаветовка. Заинтересовали годы -1916-1920. А вдруг и тут, как в      церкви Спаса Нерукотворного Образа, найдется хут. Зайцево. Это, конечно,         многое не изменит, но подтвердит, что где-то в эти годы, а не раньше, хутор жил, как улей пчел. Так, так. Господи, каждый раз открываешь книгу, будто заходишь в храм. Представляется, что по расписанному залу, с выпуклым к небу потолком,     ходят прихожане. Двери, двери. В одну из них заходит цепочка людей. Кто они?   Что там хотели? О, так это же первые поселенцы хут. Зайцево!  Поденко Илья      Емельянович с невестой Козловой Василисой Аврамовной. Странно! Что за мода пошла - уводить девиц из хуторов Шатохино, Букреевки? И это не всё. А жених,       интересно, где проживает? Оказывается, в «с. Лихачевка». Оба – «первым            браком». А поручители кто? Дмитренко Тихон Сидорович и Костенко Петр             Яковлевич. Фамилии интересны тем, что люди эти живут на хут. Зайцево. Значит, если не первые, то – вторые. Каждый из них, молча, подошел к метрической книге, расписался и ушел. А нынешние поколения читают эти книги да удивляются          крестьянским каракулям. [607].

     Потом еще нашлась запись. 4.11.1918 года венчался крестьянин хут. Зайцево Скубах Петр Лукьянович, 18-ти лет, первым браком, с крестьянкой хут. Шатохино Ивановой Марией Федоровной, 20-ти лет, первым браком. А поручителями у них  были крестьяне хут. Зайцево Поденко Илья Евдокимович и Калиновский Егор. Тут уже смешались: и «первые» поселенцы, и «вторые»… [608].
 
     А за 1918, как известно, идет 1919, 1920. Так вот 20 мая 1920 года крестьянка  «футора» Зайцево Поденко Фекла Яковлевна, 26 лет, вторым браком, венчалась с крестьянином с. Елизаветовки Гальчиным Демяном Степановичем (или                Симоновичем), 24-х лет, вторым браком. [609].
 
     Короче, да здравствует хут. Зайцево! Но на этом еще рано ставить точку. А      Лихачев Николай Александрович где? Нет его в метрических книгах. И другие члены семейства не нашлись. Хотя одна рыбешка из этой фамилии все-таки              попалась в сачок. Кто это? Никак не понять. Запись: 24.03. 1902 года в церкви      Спаса Нерукотворного Образа крестила незаконно рожденную дочь вдова из мст Петропавловка Паугуукова В.Г., а воспреемником у нее был «состоящий на           службе ст. унтер-офицер Лихачев Федор Семенович». [610]. Следует отметить, что среди Лихачевых, изучаемых мною, Семёны или Семёновичи не встречались…


Рецензии