C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Аэрофлот. Прага 1981-1986 Записки представителя

АЭРОФЛОТ
(Записки представителя Аэрофлота в Праге 1981-1986 гг.)
_____________________________________________
                Как я стал представителем Аэрофлота

   Прошло 40 лет, и я решил написать об интереснейшем этапе моей жизни, да и историческом времени, которое уже никогда не повторится!

Вообще-то, я не знал, что буду представителем Аэрофлота, хотя и окончил авиационный институт - МАИ.
   После службы в советской армии, лейтенантом, в авиационной части под Иркутском, я поступил в Москве в аспирантуру МВТУ им. Баумана и защитил диссертацию, получив учёную степень кандидата технических наук. После чего стал преподавателем на кафедре, не имеющей отношения к авиации.
   Зарплата 170 рублей. Для прокорма жены, ребёнка и родительских Жигулей денег не хватало. Вся надежда - получить доцента и в конце жизни выслужиться до зав. кафедрой.                Но и это могло не состояться. Приходилось подрабатывать «черным таксистом» и думать…
   И тут тесть говорит мне: «Переходи на работу в гражданскую авиацию! В Шереметьево. В Центральное управление международных воздушных сообщений (ЦУМВС). Поработаешь. Потом поедешь представителем Аэрофлота, обеспечишь себя и семью на несколько лет вперёд! Особенно, если попадёшь в капиталистическую страну».
   В те годы Аэрофлот летал более чем в 105 стран мира и всюду были его представительства.

   Здесь я выпускаю большой кусок повествования, с ответами на многие, могущие появиться у читателя вопросами.

   И вот, 12 мая 1981 года я с женой и годовалым ребёнком приземляюсь в социалистической Чехословакии, где заступаю на должность представителя Аэрофлота.
   Какие задачи ставились перед представителем?
   Организовывать, контролировать и отвечать за всё!
   Ниже я распишу это «всё» подробнее, но важную часть работы в период СССР составляла деятельность по обслуживанию огромного числа делегаций и важных персон руководства страной. Но и про остальных пассажиров, которые вылетали из Праги забывать тоже было нельзя. А их в год вылетало из Праги более 100 000 человек!
   Работало нас в аэропорту двое, некоторое время - трое, а в офисе в центре города ещё Генеральный представитель Аэрофлота, который руководил работой двух представительств: в Праге, и в Братиславе, где работал ещё один представитель. Все мы считались присланными в командировку из Москвы от ЦУМВС сроком на два года, а потом каждый год командировку продлевали. Я работал хорошо и проработал 5 лет. Потом написал учебное пособие по работе представительств Аэрофлота.
   Ещё, в аэропорту работали нанятые в представительство двое чехов, которые очень помогали в работе. На них можно было положиться!
   На наше счастье, Генеральный представитель был замечательный человек: умный, порядочный, добрый, с большим жизненным опытом. Это очень важно, т.к. в небольших коллективах разных представительств нередко возникали склоки и скандалы. Разбираться в них у руководства ЦУМВС сил и желания не было и иногда в Москву досрочно возвращали обоих конфликтующих.
   Это было самое страшное наказание!

                Поговорим о деньгах

   В ЦУМВС нам были назначены мизерные зарплаты, помнится около 125 рублей, а за границей платили командировочные в чешских кронах. А последние пару лет ещё и в долларах, так что рублёвую зарплату можно было не принимать во внимание. Любопытно: если кто платил алименты, то они взимались только с рублёвой части зарплаты…
   И раз уж заговорили о деньгах.
   Все загранработники, и мы не были исключением, привозили в Москву из Чехословакии хрустальные люстры, рюмки, вазы, книги, видеокассеты.
   Когда появился двухкассетный магнитофон «ШАРП 800», то в Москве, ещё на подходе к комиссионному магазину, его покупали с рук за 2300-2500 рублей! Это когда «Жигули» стоили 5000 рублей.
   Обратно в Прагу везли множество продукции СССР: телевизоры «Шилялис», фотоаппараты, фоторужья, электронные будильники, электронные игры «Ну, погоди!», электродрели и наборы свёрл, а кое-кто и вёз крупу, чтобы сэкономить кроны и сделать ещё более эффективным бизнес.
   Пределом мечтаний было купить подержанную Волгу ГАЗ-24 и переправить её в СССР.
   Но была работа. Очень тяжёлая физически и ответственная.
   Об этом, и главное о людях, пишу далее.

          Много ли было работы у представителя и в чём она заключалась?

   В этой главе описан фрагмент рабочего дня представителя. Иногда слишком детализировано, чтобы показать нагрузку, лежащую на представителе. Следующие главы более живые. А эту можете даже пропустить.
   В летнее время в день в Прагу из СССР прилетало 6-7 регулярных рейсов:
           Москва-Прага. Это для нас был фактически главный рейс. Он прилетал в 10 утра. ТУ 154 с компоновкой  8/136, что означает 8 мест первого класса (иногда прилетал огромный красавец ИЛ-86. Жаль, что этот самолёт не получил должного распространения).
           Москва - Прага.             ТУ 154      144 места
           Ленинград - Прага           ТУ 134         72 места
           Адлер - Прага               ТУ 154      164 места
           Симферополь - Прага         ТУ 154      164 места
           Киев - Прага                ЯК 42        120 мест
           Тбилиси - Прага             ТУ 154       164 места
           Москва - Прага              ТУ 134         72 мест          
Стоянка каждого самолёта один час.
Летом, практически все рейсы летали с полной загрузкой — т.е. за день на вылет и прилет проходило около 1800 пассажиров.
   Так что рабочий день начинался около 8-9 утра и заканчивался около 21 часа. И заниматься другой деятельностью, в которой нас подозревали, было просто некогда!
   
   Кроме того, совершали промежуточные посадки для дозаправки пассажирские чартерные рейсы из Барселоны, а также грузовые ИЛ-76, одно время ежедневно летавшие в Люксембург.
   Эти рейсы не были привязаны к расписанию регулярных рейсов и порой на стоянке оказывалось сразу три самолёта Аэрофлота, каждый из которых требовал обслуживания.                А представитель-то один, с чехом-помощником, и никаких радиостанций у нас не было.             Очень много приходилось бегать по полю и в здание аэровокзала контролировать регистрацию пассажиров и багажа.
   Не зря говорили: «Представителя кормят ноги».
Это в Праге.
А были представительства в других странах, куда выполнялся один - два рейса в неделю, где представитель выходил к самолёту как на праздник!

   Чем же более конкретно занимался представитель Аэрофлота? 
   Рассмотрим на примере одного рейса.
   Но до этого хочу пояснить кто такой Генеральный агент. Это важно для дальнейшего понимания. Так вот, Генеральный агент Аэрофлота в Праге – это Чехословацкие авиалинии (ЧСА). А для самолётов ЧСА Генеральный агент в Шереметьево - Аэрофлот.                Попросту, это означает, что чехи в Праге обслуживают наш самолёт, как свой: регистрируют пассажиров и багаж, готовят бортпитание, подгоняют трап, наземный источник электропитания, убирают салон самолёта, заправляют самолёт топливом и делают многое другое. А в Шереметьево работники Аэрофлота так же в полном объёме обслуживают самолёты ЧСА и в конце года авиапредприятия выравнивают затраты.
   Технологическая цепочка для вылетающих из Праги пассажиров следующая:
1. Прохождение таможни. Здесь проверяется количество вывозимого товара и соответствие нормам.
2. Регистрация авиабилета и багажа.
3. Прохождение паспортного контроля (границы).
4. Ожидание приглашения на посадку в самолёт. Здесь вас поджидают бары и магазины.
5. Прохождение спецконтроля безопасности перед посадкой в самолёт. (Здесь снимают ремни, отбирают ножи и газовые баллончики).
6. Ожидание в накопителе прохода на посадку по трапу или телетрапу.
7. Размещение в самолёте по указанным местам. Во время моей работы рассадка в первом классе была свободной, без указания мест.
   То есть теоретически представитель вроде бы и не нужен вовсе, на практике это не так.
   За все огрехи Генерального агента отвечает представитель Аэрофлота. Это он должен всё контролировать и улаживать конфликтные и спорные ситуации. Работники ЧСА решения в нестандартных ситуациях и ответственность на себя не принимают.
   Например, траповщик, подгоняя трап, слегка помял крыло. Виноват представитель Аэрофлота, который не проводил работу с руководством траповщиков. Телетрапов тогда ещё не было.
   Трактор-тягач ЧСА, без водителя, плохо заторможенный, и без подложенных под колесо тормозных башмаков, выкатился на поле и упёрся в самолёт Аэрофлота, поцарапав борт.       Виноват представитель, что не провёл контрольную беседу с руководством аэропорта…

               Ещё немножко технологических деталей
 
   Итак, рассматриваем прибытие одного рейса и что при этом происходит.
   Москва – прилетает в 10:00. Но до этого надо в офисе Аэрофлота в аэропорту посмотреть пришедший на телетайп из Москвы от Центра бронирования список пассажиров на вылет (PNL) и уточнить количество заказанного накануне бортпитания экономического и первого класса.
   Затем, зайти на стойку регистрации, где работницы ЧСА уже оформляют пассажиров на рейс до Москвы. Конечно, когда летит 144 пассажира возникают проблемы.
   Первая - это перевес багажа и нежелание пассажира платить. Кто-то хочет провезти свою большую любимую собаку в салоне, а не как положено, в багажном отделении в клетке.
   Кто-то хочет затащить в салон самолёта огромную коробку с хрустальной люстрой и не хочет сдавать её в багаж. Все же хотят сделать свой маленький бизнес!
   И все хотят попросить представителя нарушить правила.
   Тут легко нажить множество врагов.
   Кстати, ни разу за всю мою историю, люстры, в заводской упаковке, сданные в багаж, не повредились.
   Представитель должен находиться одновременно в нескольких местах, что опровергает законы физики: быть у стойки регистрации пассажиров и багажа, решать конфликты при регистрации и на таможне, контролировать подачу трапа и высадку пассажиров прибывшего рейса. Затем сразу войти в самолёт, переговорить с экипажем и раздать экипажу положенные за стоянку «суточные» 39 крон и 75 геллеров. Именно такая точность! Не ровно 40. Но если вы принимаете 6-7 рейсов в день и в сумме раздаете деньги 80 членам экипажа, то вы должны носить с собой заранее приготовленный мешочек с мелочью. 
   Затем, надо взять с борта, приготовленные для Посла свежие газеты и быстренько вернуться в здание аэропорта – передать газеты поджидающему вас атташе Посольства.            С этой целью приезжал такой худой и кудрявый парень. Потом он заматерел, стал солидным государственным деятелем. Недавно умер.  Сегодня, во времена интернета эти газетные страдания многим, наверное, просто непонятны.
   И деньги экипажу на борту не раздают.
   Мелкая дурь накапливается и порой сильно усложняет работу. Ведь надо одновременно контролировать все многочисленные технологические операции…
   Но опыт и ноги позволяли как-то решать эти вопросы.

       Стоило ли лететь в Чехословакию, чтобы покончить жизнь самоубийством?

   Неоднократно приходилось отправлять в Москву «груз-200», попросту гроб с покойником-соотечественником.
   Чтобы не шокировать пассажиров, могущих наблюдать загрузку багажа, «груз-200» выглядел как прямоугольный дощатый ящик. Вроде бы как холодильник перевозят.
    Вообще мне не понятно. Из СССР прилетало очень много групп туристов. И неоднократно туристы кончали жизнь самоубийством в отеле. Стоило ли ради этого лететь в Чехословакию? Проходить собеседование при райкоме партии?
   Но вспоминаю и такой случай. Из Москвы в Прагу в грузовом отсеке вместе с чемоданами прилетел никак не упакованный, обтянутый красной тканью гроб. Наверное, в Шереметьево очень торопились. Крышка сдвинута. Оттуда торчат цветы.
   Грузчики ЧСА выгружать гроб в таком виде не хотят. Говорят мне: «Самолёт твой. Вот ты и выгружай!». Лето. Жара. Не отправлять же гроб обратно в Шереметьево!
   Пришлось мне бежать в бар аэровокзала и покупать грузчикам две бутылки виски.
          Выгрузили. Никаких специальных фондов на таки случаи не предусматривалось. Но мы находили выход…
Людей с психическими отклонениями вокруг вас гораздо больше, чем вы думаете
   Как-то мне позвонили из торгпредства и просили посодействовать отправке в Москву 16-летнего парня. Летит сам, без родителей.
   «Конечно, я прослежу и помогу. Не вижу никаких проблем», - отвечаю.
   Провожать парня приехали в аэропорт его родители. Очень интеллигентные люди.
   После регистрации я проследил, чтобы парень из накопителя прошел на посадку.
   И тут вдруг, уже у трапа, он сказал мне, что не полетит. Боится! Я с улыбкой объяснил ему, что экипаж опытный, самолёт надёжный и причин для волнения нет. Но парень вцепился в поручни трапа и закричал: «Мы разобьёмся, я умру…». Тут я понял в чём дело…
   Подошли два чешских полицейских и отрывая парня от поручней трапа, стали затаскивать его в самолет Всё это зрелище через стекло наблюдали десятки пассажиров из зала ожидания. В самолёте парня силой усадили на место и пристегнули ремнём. Он продолжал выкрикивать что боится, что самолёт разобьётся…
   Сидящие рядом пассажиры, были в шоке.
   А ведь родители должны были предупредить работников аэропорта, что парню перед полётом требуется соответствующая медицинская помощь.

Лента опустевшего багажного транспортёра уже не вращается. А вашего чемодана нет!
   Потеря багажа порой случается. Как правило, при этом багаж по ошибке отправляется в другое государство на другом самолёте.
   Практически всегда багаж находится в течение суток! Для этого существует Всемирная автоматизированная система World Tracer.
   Пассажиру предъявляют фотографии самых различных сумок и чемоданов и предлагают выбрать похожий. В компьютер вводятся данные о весе вашего пропавшего багажа, рейсе, аэропорте назначения и описание содержимого.
   А тем временем, в аэропорт прибывает багаж, который никто не забирает. Этот невостребованный багаж тоже описывается и вводится в систему. Все аэропорты мира входят в эту систему, а далее компьютер ищет совпадения. Найденный багаж ближайшим рейсом отправляется в нужный аэропорт и далее авиакомпания привозит багаж пассажиру прямо на дом или в отель.
   Эта услуга, разумеется, бесплатная.
   Хуже дело, когда вы прилетаете в страну выступить завтра на международной конференции, а ваш костюм, туфли, рубашка и галстук улетели на другой континент.
   Но и тут есть выход.  В описываемые мною времена Аэрофлот выдавал пассажиру 100 долларов на приобретение необходимой одежды. Сейчас этот вопрос несколько запутан, но принцип сохраняется.

                Самый простой случай

   Звонок. Сломался автобус, везущий в аэропорт тургруппу 35 человек. Резервный автобус за пассажирами приедет через час. Это самая простая ситуация. В Праге объявляется задержка вылета рейса в связи с ожиданием пассажиров. Далее представитель бежит к телетайпному аппарату (мы научились на нём работать) и сообщает в Москву в центральную диспетчерскую (ЦДС) о задержке рейса ожиданием группы пассажиров.
   В ЦДС работали очень опытные и толковые люди. Кстати, всё что пишется по телетайпу фиксируется: «Я не слышал. Я не знал» - потом не принимается!

 Неявка пассажира на посадку. Первым делом надо обойти бар
   По правилам безопасности вылет самолёта запрещён, если на борту находится багаж неявившегося пассажира. Первым делом, работники ЧСА начинают сверять список пассажиров, прошедших регистрацию и список прошедших через накопитель на выход к самолёту. По радио начинают по фамилии приглашать пассажира срочно пройти на посадку в самолёт. А пассажир не объявляется! Это случалось. Особенно почему-то со спортсменами.
   Иногда мне помогала выработавшаяся кратковременная память на сотни лиц, если я находился на стойке регистрации. Первым делом надо заглянуть в бар, где уставший в СССР от борьбы с алкоголизмом, почувствовавший волю, соотечественник мог находиться в невменяемом состоянии…
   Ну, а если никакими силами найти неявившегося пассажира не удаётся, приходится делать опознание багажа. Тогда, конечно, будет задержка вылета рейса.
   Дело опознания - муторное, и не быстрое. Грузчики выгружают весь багаж и располагают цепочкой на бетоне возле самолёта. Пассажиры выходят из самолёта и группками по 10 человек указывают свой багаж, который грузчики вновь загружают в багажное отделение самолёта. И так, пока не пройдут все пассажиры и не укажут свой багаж.         Оставшийся сиротливо стоять на бетоне - и есть багаж неявившегося пассажира. К счастью, когда я проводил опознание багажа, дождя не было.

                Ох уж эти террористы!
   
Раз уж коснулись дела безопасности…
   Одно время нас просто замучили анонимные звонки о готовящемся взрыве бомбы.          Аэрофлоту уже выделили отдельную, дополнительно огороженную стойку регистрации, тщательно осматривали багаж. Прямо скажем, не лучшая реклама для полётов на рейсах Аэрофлота…
   Как-то над Прагой без посадки пролетал в Москву самолёт ИЛ-86 из Испании. Минут за 20 до пролёта аноним по телефону сообщил, что самолёт заминирован и при открытии любой двери или багажного люка произойдёт взрыв.
   Самолёт срочно приземлился в Праге и как полагается в таких случаях занял самую дальнюю от здания аэропорта стоянку.
   Пиротехники через форточку кабины пилотов проникли в самолёт и после длительного осмотра разрешили открыть дверь. Всех пассажиров сразу отвезли в здание аэропорта - кормить. Багаж был выгружен и тщательно осмотрен. В таких случаях багаж выдерживается на складе минимум сутки.
   Самолёт ещё много часов тщательно осматривали, а за пассажирами прислали новый самолёт из Москвы. Пассажиров кормили в ресторане аэропорта, так как при задержке рейса более трёх часов пассажиров полагается кормить за счёт авиакомпании. Сегодня это время увеличено до четырёх часов, а вместо обеда пассажиру выдаётся купон на 150 крон (6 евро). В любом ресторане, баре аэропорта, можно скромно поесть, ну а лучше – выпить замечательного чешского пива!
   Чехословацкие спецслужбы обратили внимание на такую деталь: звонивший аноним знал расписание рейсов и движение самолётов в районе Праги! Возникло предположение, что он работает в аэропорту. Были записаны все телефонные разговоры работников аэропорта.
   Существует так называемый спектр голоса, который, как и отпечаток пальца индивидуален для каждого. Затем сравнили спектр голоса анонима с остальными голосами, и компьютер вычислил владельца. Больше никто уже не звонил.
   Если вы не устали читать, я продолжу. Мне кажется дальше материал интереснее и в основном, теперь будет о людях.

Туманы бывают не только в Англии
   В ноябре в Праге часто бывают туманы. И, к сожалению, аэропорт расположен в месте наибольшего скопления тумана. Это не просто туманы. Эти сильнейшие туманы, такие, что мне приходилось выходить из машины, чтобы увидеть поворот на аэропорт. И туман такой может не рассеиваться день, два, а то и три!
   Аэропорт закрыт! Никакие авиакомпании не летают! Когда откроется аэропорт не знает никто!
   А пассажиры на вылет всё прибывают и прибывают. Где их разместить? Многие в последний день потратили на сувениры все деньги. У людей действительно денег нет!
   Вот это очень напряжённый, сложный момент в работе представителя. Тут возникает много вариантов с проверкой представителя Аэрофлота на здравомыслие.
   Бывает, что Пражский аэропорт закрыт, но метеорологи обещают через два часа  некоторое ослабление тумана. Связываюсь с ЦДС в Шереметьево. Я уже писал, что там работали очень толковые люди. Согласуем вылет самолёта из Москвы в надежде, что за время полёта туман в Праге рассеется.  Это риск.
   А если не рассеется и аэропорт не откроется?
   Тогда предусмотрена посадка на запасной аэродром в Дрездене.
   В этот раз туман не рассеялся и самолет совершил посадку в Дрездене.
   Ждать открытия Праги? Но прогноз снова плохой!
   Принимаю решение: пассажиров из Дрездена отправить в Прагу поездом. Пассажиров из Праги отправить в Дрезден поездом и вылететь в Шереметьево из Дрездена. ЦДС согласен.
   Но что это значит на практике?
   Надо согласовать с железной дорогой и прицепить к поезду два дополнительных вагона. Это же 140 человек! Надо заказать автобусы на 140 человек до Пражского железнодорожного вокзала. Надо приготовить 140 сухих пайков в дорогу пассажирам, выделить сопровождающего. Объявить об этом решении пассажирам.
   И тут начнётся: «Я платил за полёт самолётом и на поезде не поеду!».
   Приходится убеждать, что хоть и сложным путём, но пассажир движется к дому! Что аэропорт может быть закрыт ещё пару дней…  Обычно это помогало.
   Помнится, Андрей Миронов, занятый на следующий день в спектакле, сразу оценил такое решение!
   И хотя не спишь почти сутки, на следующий день, видишь, что поступил правильно.            Значит молодец – похвалишь сам себя!
  А сегодня, когда прошло 40 лет, техника сильно изменилась.  Самолёты уже не боятся тумана и подвиги совершать не требуется.

 Немного аэрофлотовского юмора
   Я уже говорил, что из Праги в Адлер летали чешские туристические группы и перевозили их самолётом ТУ 154 в компоновке 164 места. Очень любили чехи пить там шампанское и прилетали в бусах из пробок!
   Напомню, что пассажирская загрузка всех рейсов, вылетающих их Праги сообщается в представительство по телетайпу из Центра бронирования в Москве. На основании этого, мы заказываем в катеринге (Catering) ЧСА необходимое количество бортпитания.
   Вот и в этот раз, на основании данных Центра бронирования, для рейса на Адлер было заказано 164 порции.
   Уже не помню, по какой причине произошел сбой, но из Москвы прилетел самолет, который далее из Праги должен был везти пассажиров в Адлер. Однако на рейс не явился ни один пассажир! А катеринг привёз 164 порции! и обратно по соображениям безопасности бортпитание никогда не принимается!
    А бортпитание в те годы было отличное: прямоугольный из станиоля бокс с крышкой, под которой дорогая вкуснейшая копчёная колбаса, ветчина, нарезанный сыр, огурчик и прочее…
   Набили мы с чехом-помощником этим добром мои «Жигули» (я имел право подъезжать к самолётам) и стали думать…
     Раздали девочкам на стойках регистрации, таможенникам, пограничникам, траповщикам – словом, укрепили дружбу! Да и себе дома серьёзно загрузили холодильники.
   Какие же в Чехословакии вкусные, доброкачественные продукты! И сегодня я утверждаю то же самое!
   Ни на кого этот эпизод в руководстве Аэрофлота впечатления не произвёл. Гораздо проще рассуждать на партсобраниях об экономии каждого грамма топлива.
О бдительности.
   Ну а как же без партсобраний? Это обязательно! Каждый месяц работники Аэрофлота вместе с представителями Интуриста должны были проводить партсобрания. Собиралось нас человек десять. Горячо поддерживались решения очередного Пленума ЦК КПСС по дальнейшему расширению, улучшению, развёртыванию и углублению… 
   И кроме того, под руководством Посольства в 400-местном зале Дома советской науки и культуры проводились партсобрания всех работников советских загранучреждений в Чехословакии. Сюда приезжали на служебных автомобилях даже из дальних городов Чехословакии. Вот уж бензина потратили…
   Но зато это давало возможность ещё теснее сплотиться вокруг ленинского Центрального Комитета партии!
   На этих собраниях постоянно призывали к бдительности! Не знаю, не знаю…  Ко мне за все пять лет ни разу не подбирались вражеские агенты. Единственное, что от меня хотели – это разрешить не оплачивать перевес багажа. Но это всё были наши соотечественники.
   Ещё вспомнилось про бдительность. Каждый год Посольство выдавало распоряжение: «С 18 августа по 24 августа поставить все машины на стоянки. Не посещать городские общественные места, рестораны и т.д…).
   Вы возможно не догадываетесь почему?
   Забыли!
   Напомню: 21 августа 1968 года произошел ввод войск СССР для подавления «контрреволюционного  мятежа» в Чехословакии. Ещё его называют Пражской весной.
   Нас, аэрофлотовцев, эти ограничения не касались. Рейсы надо обслуживать каждый день. А жили мы в обычных панельных домах среди чехов, поблизости от аэропорта. Квартиры были арендованы и оплачивались Аэрофлотом.
 
     VIP – very important person. Очень важные персоны. Коньяк Л.И.Брежнева
   
   Сегодня ВИП пассажиром может быть любой обеспеченный человек. Оплатил ВИП салон в аэропорту и наслаждайся собственным престижем, отдельным залом ожидания, мягким креслом и бесплатными напитками. А в те, глубоко социалистические времена, дело обстояло принципиально иначе. В СССР были так называемые «Депутатские залы».       Пассажирами ВИП автоматически были члены ЦК КПСС, депутаты Верховного совета СССР, Герои Советского союза и Герои труда, руководители государства, - словом - Начальство!
   Летали они всегда первым классом и естественно за счет государства.
Поэтому всегда летали из Москвы рейсом СУ 141/142, прилетая в 10 утра. На этом рейсе летал ТУ-154 с компоновкой 8/136, с отдельным салоном в носовой части, где по два (а не по три, как в экономическом салоне) размещалось 8 широких и удобных кресел.
   В самом начале 80-х годов в первом классе пассажирам предлагались закуски, включая чёрную икру, на выбор горячее мясное или рыбное блюдо, разного рода десерты. Неограниченно: коньяк, шампанское, водка, вино, прохладительные напитки.
Кстати, блюда подавали на хорошем фарфоре, ножи и вилки были мельхиоровые, бокалы из хорошего стекла.
   Поить и кормить начинали сразу, ещё до взлёта самолёта, и этот праздник только успевал заканчиваться перед посадкой.
   Поэтому большинству прилетевшим из Москвы таким пассажирам требовалась встреча и дополнительное внимание!
   Кроме перечисленных пассажиров ВИП, которые ежедневно массово прибывали в социалистическую Чехословакию, Прагу любили посещать артисты. Помню мои встречи с Михаилом Ульяновым, Элиной Быстрицкой, Андреем Мироновым, Евгением Моргуновым и многими, многими другими.
   Если ВИП пассажиров всегда встречали «посольские», то про остальные категории нужных или хороших людей по телетайпу из ЦУМВС приходило сообщение: «Прошу встретить и оказать содействие». Это означало, что указанное лицо надо встретить (для этого в представительстве был микроавтобус РАФ с водителем), отвезти в гостиницу, накормить, напоить и повозить по магазинам.
   Иногда это делал Генеральный представитель на своей казённой «Волге», иногда делал я на представительских «Жигулях». У Генерального были некоторые запланированные для этого средства.
   Про поведение ВИП персон расскажу чуть ниже.
   Артисты были люди хорошие.
   А вот прибывшие на несколько дней небольшие делегации из мужчин, нередко были людьми своеобразными.
   Их тоже предписывалось опекать. Как правило, они за час подписывали какой-либо Договор, а потом два-три дня были свободны.
   Почему-то они не интересовались историей, архитектурой Праги, театрами, музеями, а целый день сидели в номере, курили, пили водку и играли в карты.
   Может быть, этим они демонстрировали свой надёжный патриотизм?
   Иногда их надо было отвезти в магазин, где они по-быстрому покупали какие-то сувениры, а потом их надо было отвезти в пивную. Возглавлять эту поездку поручалось мне, а отвоз/привоз осуществлял наш водитель РАФа.
   Кружка пива «Старопрамен» тогда в пивной стоила 1 крону 40 геллеров (сегодня 45 крон) и к каждой кружке бралось по мерзавчику рома за 3 кроны 50 геллеров. После такой, несколько раз повторенной комбинации, мало кто держался на ногах.
   А бедный водитель потом из шланга вымывал салон микроавтобуса, готовясь ко встрече следующей делегации.
   Конечно! Конечно, это было не всегда и не со всеми! Просто бывало…
   Другая категория - это уже упомянутые ВИПы. В их поведении всегда присутствовало некоторое барство. Их тоже порой приходилось «обслуживать». Часто при них был какой-то младший чин – порученец. Приходилось попивать с ними в номере коньяк, заботливо привезённый из СССР. Хотя не подумайте, что я противник коньяка. Даже наоборот!
   Вспоминаю, как в Прагу правительственным самолётом прилетел Л.И.Брежнев. Он, конечно, сразу уехал со встречавшим его Густавом Гусаком. Увезли в отель и пилотов со штурманом. А я в салоне самолёта со старшей бортпроводницей долго составлял меню и список продуктов на обратный рейс в Москву. Всё под расписку! Боже упаси забыть какую-нибудь сметану! Только питание бралось не в каком-то там катеринге ЧСА, а в специальном месте. Где? Это вам знать ни к чему…
    И тут, на борту, составляя Список, я вволю попил коньяка из запасов Леонида Ильича. Был это молдавский коньяк «Белый аист», три звезды. Ну, скажу я вам: нет слов! 
   Но вернёмся к распитию коньяка с более простым руководством.
   Нередко это заканчивалось разговором: «Сергей, что ты тут сидишь в представительстве! Будешь в Москве, приходи ко мне – устрою тебя на настоящую работу!»…    Но мы-то знаем, что в Москве они и не вспомнят кто ты.
      И ещё два случая.
   
   В первом классе всего 8 мест. Бронирование мест туда и обратно происходит в Москве. Компьютер не позволяет забронировать более 8 мест. Но! Для «великих» людей в Центре бронирования в Москве вручную можно забронировать и больше.
   У меня долго хранились списки пассажиров, где в первом классе на 8 мест было забронировано 16 !!!
   Кого-то можно было уговорить лететь на следующий день, когда есть свободные места первого класса. Но не всех.
   И теперь представьте положение представителя Аэрофлота в Праге. На рейс приходит 10 пассажиров первого класса. У всех места забронированы! На пиджаках сияют звёзды Героя СССР или Героя соцтруда.
   Кого из них выбрать и посадить в салон первого класса? Да ещё самолёт переполнен!
   Решение было такое. Уговорил двух ВИПов лететь в первом ряду экономического салона. Каждому будет выделено три кресла. Обслуживание будет полностью по первому классу.
   Но для этого надо снять с рейса 6 пассажиров экономического класса! Удалось найти и таких, с условием, что они вылетят завтра, а на сутки им будет предоставлена гостиница, питание и доставка в аэропорт.
   Вот такие задачи приходится решать представителю.
 
    Второй случай. Опасный для карьеры!
   В первом классе вылетает из Праги в Москву очень крупный партийный руководитель.       Все ВИПы любят сидеть в первом классе по левому борту в первом ряду у окошка. А тут на борт заходит дважды Герой соцтруда, и, вопреки жалкому лепету бортпроводницы, что мол, место занято – занимает всеми любимое место. Причём совершенно ведь законно! Места в первом классе не нумерованы.
   Вошедший за ним партийный руководитель в ярости.
   Сразу по его прилёту в Москву, у Генерального представителя в Праге раздаётся звонок от генерального директора ЦУМВС: «Вы чем там занимаетесь в Праге!? Вы там для чего сидите!? Бортпроводницу и представителя, обслуживавшего этот рейс, уволю!!!».
   Как вы уже поняли, этим представителем был я, хотя перебронирование произведено в Москве.
   Потом вместе с Генеральным представителем мы писали объяснительные в Москву.
   «Но ведь всё было по правилам перевозок…», - начал я.
   «По каким ещё правилам? – сказал Генеральный. Бортпроводница должна была заранее сесть и держать жопой это место! А ты – контролировать, чтобы она не вставала!».
   Но гроза прошла…  на самом-то деле никто из нас не нарушил никаких правил.

          Особое поручение Министра гражданской авиации СССР

   Как-то из Москвы привезли люстру. Не новую. Для ремонта. Но это была не простая люстра. Это была люстра Министра гражданской авиации СССР!
   И никто в Праге не брался её отремонтировать.
   Прошел месяц и из Москвы поступил звонок Генеральному представителю: «Вы что там сидите? Соображаете о чём речь?».
   Разрешить ситуацию было поручено мне!
   Я погрузил люстру в представительские «Жигули» и отправился на границу Чехословакии, где в горах был расположен завод по производству хрустальных люстр.
   Приняли меня очень хорошо, дружелюбно. Но когда осмотрели люстру и открыли архив, выяснилось, что люстра выпуска 1934 года и никаких запчастей к ней конечно нет. А там, помню, были разбиты какие-то трубочки, чашечка, потеряны некоторые хрусталики…
   «Хотите, мы вам просто дадим подобную новую люстру?» - предложили чехи.
Созвонились с Москвой.
   «Ни в коем случае! Заявил министр. Никакой новой люстры! Как потом это расценивать! Это что, взятка?».   
   И знаете, хорошо, что я кандидат технических наук!
   С руководством завода я пошел по цехам, где трудились на сборке люстр десятки трудолюбивых женщин из Вьетнама. Удалось подобрать очень похожие запчасти, а специалисты завода собрали и отремонтировали люстру.
   Победа!
   В Праге я лично тщательно запаковал люстру в старую картонную коробку и отправил в Москву. Важное задание было выполнено!
 
 Этими разрозненными воспоминаниями я хочу ещё раз подчеркнуть, что каждый день случается что-то новое, непредвиденное. Разрешение ситуации требует быстрой реакции, здравого смысла и умения брать на себя ответственность.

   Отрывки этого воспоминания я уже размещал на фейсбуке, да и знакомые иногда об этом спрашивают: «Работал ли ты в КГБ, раз представлял в Чехословакии Аэрофлот?».
   Ещё раз с усталостью объясняю. Никогда я не работал в КГБ, не сотрудничал с этой организацией и никогда мне не предлагали там работать.
   И не забывайте, что Чехословакия была социалистическим государством, всё давно было уже известно и без меня!
        Кроме того, выше я написал какая была напряжённая работа с утра до позднего вечера и КГБ-нить было просто некогда. Я был обычной рабочей лошадкой.
   Нет, конём!
   И кроме Аэрофлота было ещё посольство, торгпредство, фильмэкспорт , техноэкспорт, автоэкспорт, судоимпорт и конечно, Интурист…

   Вспоминать я могу до бесконечности. Но напоследок хочу сказать, что атмосфера между работниками Пражского аэропорта и представителями авиакомпаний была очень доброжелательной, дружеской, со взаимопониманием. Не важно кто из какой страны! Мне очень нравилось работать.
 
  Потом, в Москве, работая на кафедре Международных воздушных сообщений МИИГА, в 1989 году я написал небольшую книжечку для будущих представителей Аэрофлота: «Организация перевозок на международных воздушных линиях».
   Но многое из того, что изложил здесь - в этой книжечке не написал.

Прага, 9.02.2022 г.


Рецензии
Прочитала все полностью и с большим интересом. Отлично изложили материал, собранный Вами за годы работы в Праге. Город этот я полюбила, в Пражском аэропорту была, и однажды оттуда чуть не улетела в Лондон. Но случилось это не так давно, осенью 2016 года. И тумана тогда совсем не было. Досматривали жёстко, и ,наверное, это было правильно в наше непростое время. Мне пришлось вспомнить, как я летела из Луганска в Краснодар на прекрасном чешском самолёте Л-200, его иногда называли воздушное такси. Нас было четверо пассажиров(моя семья) и пилот. Чехословакия была мировым лидером авиастроения. Ведь ещё был и самолетЛ-410. Им добирались в Луганск из Ростова-на -Дону. Вот так. Спасибо за рассказ. Он у Вас мировой! Всего доброго!

Ирина Карпова 4   16.02.2022 23:38     Заявить о нарушении